Вдогонку к моей коллекции "Увидеть Исландию и... и запомнить на всю жизнь" хочу разместить отрывок из своего произведения про Исландию
Приятного прочтения!
P.S. Теперь вы узнаете, откуда в моем магазинчике появилась коллекция "Исландские легенды". (Да-да! И пепел, и лава привезены из Исландии, а домашний вулкан Эйяфьятлайокулль - результат самого незабываемого путешествия в моей жизни).
C днем рождения, мам!
«Воплоти свои мечты. Это мгновение пришло».
Габриэль Гарсиа Маркес «Прощальное письмо»
Предисловие
Пожалуй, это единственное мое произведение, где я решила оставить абсолютно все как есть. Как оно было на самом деле. Никакой замены имен, дорисованных моим воображением историй, несуществующих черт и неслучившихся концовок. Нет, конечно, во всех остальных историях я не придумывала все от начала до конца. Я лишь немного приукрашивала сюжет, придавала образам яркости, а именам – звучности.
Ничего подобного в этой истории не будет. Я расскажу вам правду. Без приукрас, потому что северная страна и так приукрасила все за меня. Я оставлю реальные имена и впервые расскажу вам историю именно от себя. И вы переживете ее, наконец, со мной, а не как это бывало раньше – я с вами.
Эта история - голые факты. Но поверьте, вам не будет скучно читать, ибо в этой стране даже факты окутаны какой-то необъяснимой тайной. Я решила писать в русле письма тех северных народов, поэтому небольшие главки в этой истории я назвала сагами. Ведь что такое сага? Это реальное повествование о жизни. Реальная история. Такая, какую я вам сейчас расскажу.
Я надеюсь, что смогу «зацепить» сердца самых «отпетых» любителей южных стран. Ну, а если нет – значит, пока для севера вы безнадежны. Это не плохо и не хорошо. Так просто есть. Возможно, навсегда. А, возможно…
А возможно, однажды, одним ноябрьским утром, вы проснетесь, например, на Канарах. Выйдете из бунгало на черный пляж и, посмотрев в океан, поймете, что что-то не то. К тому моменту, вероятно, вы побываете на разных континентах, посетите множество самых разных стран, будь то США, Тайланд, Иордания, Испания, Китай, Мальдивы, Аргентина, Мексика, Италия, Черногория, Тунис и Венгрия. Но в вашем списке стран, все же, будет не хватать одного важного сегмента.
И тогда захочется на север. Неумолимо. И вероятно тогда вы поймете ее мечту.
Сага первая. Путь к мечте
Эта история началась безумно давно. Безумно – потому что именно такой она была, когда только зародилась в ее голове. Но та непростая эпоха смены уклада жизни в стране просто не давала надежды на мечту. Сначала сложное рождение трудного ребенка, потом – распад СССР, позже – кризис 1998 года, и в те времена мысль о том, чтобы посетить далекую заатлантическую островную страну, полную сказочных несовместимостей и огненно-ледяных красот, была аналогична идеи слетать на Луну.
Но она хотела. Безумно. Откуда она о ней впервые узнала, я не знаю. Но с тех пор в ее душе появилась мечта, достаточно несбыточная для того, чтобы оставаться такой долгие – долгие годы, мечта, не имевшая ни точного плана воплощения, ни какой бы то ни было визуализации, близкой к реальности – она не имела ни малейшего представления о том, как на самом деле выглядела та удивительная страна.
С появлением Интернета ее мечта обрела конкретные очертания и формы, но это не приблизило ее к ее осуществлению. Наоборот, фотографии, загруженные каким-то счастливчиком, побывавшим там, во всемирную паутину, лишь заставили ее захотеть туда еще сильнее – образ, который она создала в своей голове, по сравнению с реальным положением вещей был лишь блеклой выцветшей картинкой. Но ее желание, как всегда бывало в России, не совпадало с возможностями – это была дорогая страна.
И даже когда, по прошествии десяти лет, у ее семьи появились деньги осуществить ее мечту, она испугалась. Чего конкретно, я тоже не знаю. Возможно, такие внушительные затраты пугали ее неким непостоянством в собственной стране – она боялась вернуться сюда в неподходящее кризисное время, которое в России не поддавалось никаким прогнозам. Возможно, она боялась разочароваться. Возможно, ей просто не хватало смелости пойти в турагенство и купить тур. А возможно, она всего лишь не хотела лишаться мечты. Ведь она настолько привыкла уже к ней, что, осуществив ее, перед ней бы все равно встал вопрос о поиске новой мечты. Может, она боялась ее не найти. Или не найти ей достойной замены. А, может, причиной некоего промедления в осуществлении ее планов было что-то еще… Тем не менее, как бы там ни было, для осуществления мечты ей понадобилась существенная поддержка извне, некий «волшебный толчок», еще именуемый в политологии «мягкой силой».
Сага вторая. Неупаковываемый подарок
- А что мы будем дарить твоей маме на день рождения в этом году? – спросил меня дед, когда я приехала к ним с бабушкой в гости в феврале.
- Действительно! – поддержала его бабушка. – У нее же юбилей! 50 лет! Нужно что-то внушительное. Есть идеи?
Я загадочно улыбнулась обоим:
- Есть!
- Выкладывай! – воскликнули они в один голос.
Это был, кажется, 2010 год, когда я, проходя через комнату родителей, увидела на экране монитора яркий незнакомый пейзаж.
- Что это, мам? – спросила я.
- Это Исландия, - вздохнула она печально.
- Ты хочешь туда поехать? – наивно спросила я.
- Да, Саш, уже лет –дцать как хочу. Но…
- Что но? – не отступалась я от своей наивности.
- Дорого. Исландия – это безумно дорого.
- Насколько?
- Ну, одна неделя – примерно как два раза по две недели в твоей любимой Испании.
- Настолько?!
Мне даже показалось, что когда я это услышала, у меня волосы на голове зашевелились.
- Да… - грустно протянула мама. – Так дорого.
- Мам, ну, ты не грусти, - не отставала я от нее со своей наивностью. – Вот, я закончу институт, пойду работать, и мы с папой на твоей 50-летие подарим тебе путевку в Исландию. Обещаю!
Мама улыбнулась, потрепала меня по голове и ушла на кухню.
Больше мы к этому разговору не возвращались.
- Моя мама хочет в Исландию.
- Куда? - В Исландию? – воскликнули они.
- Да.
- Цена вопроса?
- Включая все расходы, примерно, 150 тысяч на человека.
- Ого! – Может, посмотрим что-то другое?
- Нет. Но об этом не волнуйтесь. Если Вы хотите участвовать в этом подарке, то милости прошу. Внесете столько, сколько сможете.
- А остальное?
- А остальное: папа, может, часть соберем с остальных гостей, ну, и я добью до этой суммы оставшееся.
- Но это же много!
- Много. А что делать. Я когда-то пообещала ей помочь осуществить ее мечту.
На том и порешили. С этого дня мы стали усиленно копить денюжку маме на подарок.
Сага третья. День рождения
Три с половиной месяца до ее дня рождения пролетели незаметно, и вот наступило первое июня. К тому моменту подарок был как раз готов.
В ту субботу гости уже с утра стали стекаться на праздник. Приезжали по-разному: на машинах и на электричках. Поздравляли красиво и неожиданно. Гуляли по ее красивому саду и поражались тому, как и когда она все успевает. И все они знали и ждали.
Я собирала ее кусочки мечты со всех желающих поучаствовать в ее осуществлении. И вот, когда все гости, наконец, собрались, мы вручили ей подарочный сертификат на поездку и матерчатую сумочку со средствами на осуществление мечты.
Дело в том, что еще на этапе проработки идеи мы отказались от покупки ей тура в Исландии. Решено было подарить денюжку, а на какую поездку их потратить – это право мы оставили за именинницей.
Она сделала вид, что удивилась. Конечно, она знала. И не потому, что ей кто-то сказал, а потому что она мама. Мамы всегда знают наперед все, что хотят сделать их дети.
Конечно, она была рада. Безумно. Как когда-то безумно захотела в Исландию.
Я, честно, даже немного прослезилась – настолько я была рада за нее.
Уже через полчаса мы столкнулись с ней на полянке в саду, я в лоб ее спросила, когда она думает сбывать свою мечту. Она уклончиво начала говорить про следующее лето и предлагать мне составить ей компанию. Не сказать, что я не хотела, но я знала абсолютно точно в тот момент, что не хочу ехать туда настолько, насколько этого хотела она. Несомненно, фильм, который мы посмотрели до этого про Исландию и Гренландию (Необычная жизнь Уолтера Митти) произвел на меня сильное впечатление, и я впервые подумала о том, что я немного понимаю, почему мама столько лет грезила Исландией. Но, конечно, тогда я больше хотела на юга.
- Мам, почему следующим летом? Бери папу в охапку и летите в этом году. В июле, м? В самый сезон!
- Ты думаешь?
- А что тут думать?! Решайся!
И она решилась-таки.
Мы встретились на следующий день дома всей семьей, и мама торжественно сказала мне, что они с папой едут в июле в Исландию.
Я улыбнулась. Мы ее уговорили.
Но в разговор неожиданно встрял папа:
- А ты-то с нами едешь?
- Я?!
- Ты! – воскликнули они хором.
- А можно? – неуверенно спросила я.
Они довольно улыбнулись.
Сага четвертая. Москва – Рейкъявик
Как и всегда это бывает, в мой последний рабочий день перед отпуском коллеги стали интересоваться, куда я еду. Первая реакция у всех была примерно одинаковая:
- В Исландию?!
Зато по следующим репликам я сразу могла безошибочно определить к какому типу относится интересующийся. Вполне ожидаемой была реакция большинства:
«Зачем? Все на юга едут, а ты на север. Смысл?»
Они были безнадежны. И смысла что-то объяснять им я не видела. Надо признаться, что за месяц подготовки к поездке и оформления документов я успела по-настоящему захотеть в эту страну, но не была к ней полностью готова. Меня все еще, как и многих моих коллег, смущало холодное лето. Тем не менее, я уже свыклась с мыслью о постоянном холоде, и, таким образом, подготовилась к нему морально.
Меньшая часть коллег тоже хотела в Исландию, как и я. Но (раз они там до сих пор не побывали) они не были к ней абсолютно готовы. Впрочем, повторюсь, как и я. Мне просто повезло больше, чем им. У них не было ТАКОЙ мамы. У них были другие мамы. Но ТАКАЯ была только у меня. Какая? Лучшая, конечно!
На следующий день мы улетели. Сначала в Хельсинки, а оттуда в Рейкъявик.
Исландия!
Она поражает тебя уже тогда, когда ты даже не успел приземлиться. Она быстро приближается к тебе, и ты видишь узкую змейку взлетно-посадочной полосы, а вокруг… непривычный болотного цвета мох. Это лавовые поля. И они вокруг. Везде, насколько с высоты тебе хватает взгляда. И мох разный. Его оттенки, пусть еле заметные, ты не можешь все сосчитать. Уже с высоты ты видишь небольшие проплешины во мху, оголяющие строгое «нижнее белье» Исландии – лавовый камень.
«Ух ты! Как необычно? Вот, вся Исландия, видимо, такая! Необычная!» - думаешь ты.
Она, конечно, необычная, и она будет необычной и дальше. И не перестанет тебя удивлять на протяжении всего твоего путешествия.
Так думала я уже сидя в автобусе, который нес нас из аэропорта в столицу. К моему удивлению в этих рейсовых Флайбасах (Flybus) был бесплатный Wi-Fi, а вокруг за пределами автобуса не было деревьев – только мох. Я мгновенно вспомнила статью, которая попалась мне случайно года три назад в одном из московских журналов.
Белая партия. Так называлась изумительнейшая история одной путешественницы, которую Бог (или другие неведомые нам силы) занес в Гренландию. По прочтении мне захотелось на этот лже-зеленый остров. Но захотелось так… Захотелось, конечно, но опять же – холод смущал.
Белая партия тогда была разыграна передо мной странно и интересно: «Здесь ты каждый день встречаешься лицом к лицу с вечностью. Здесь нет границы между людьми и животными или, по крайней мере, она весьма проницаема. Здесь все приходит из моря – и мода, и моральные ценности. Попробуйте объяснить моему старому другу охотнику Йакуарку (его называют здесь Ягуаром, и, надо сказать, он весьма на него похож), зачем нужна война. Это не легче, чем объяснить шестилетнему Утууне, что такое дерево: в Уумманнаке нет деревьев».
Но вот мы въехали в город, и появились деревья.
«Посадки», - подумалось мне.
Как оказалось впоследствии – да. Посадки. Но их высаживали не потому, что в Исландии в принципе нет деревьев, а потому, что их нет из-за того, что большую их часть когда-то вырубили.
Мы въехали в немного странный цветастый прибрежный город с невысокими зданиями и узкими улочками. На центральном вокзале нам было необходимо пересесть в другой автобус, который за пять минут домчал нас до гостиницы.
Заселение прошло гладко, и еще через пять минут мы были в обычном исландском номере гостиницы Radisson Blu Saga. Из необычного здесь были только горячая вода из крана, которая пахла сероводородом и форточки, имеющие непростую систему открытия (форточка в «зимнем варианте» у них открывалась с точностью до наоборот – на улицу, а для открытия необходимо было покрутить сложную конструкцию).
Оставив вещи в номере, мы спустились поужинать. Сев за стол и заказав какие-то вкусности из меню, мы огляделись. Картина за окном поражала: дул сильный ветер, по небу медленно плыли облака – темные и легкие – вперемешку, на улице практически никого: ни машин, ни людей. Создавалось впечатление, что мы попали в какую-то мертвую страну. Помещение, в котором находился отельный ресторанчик, имело стеклянную крышу и большие витражные окна. В центре располагалась небольшая площадка с углем и вытяжкой до потолка – камин. Все это не давало забыть о том, что мы находились в северной стране.
Мы окончательно убедились в этом, когда вышли из отеля прогуляться к океану. Не успев еще выйти на улицу, ведущую прямиком к океанским водам, мы сразу почувствовали себя в осени. Сильный ветер даже немного мешал идти. У самого океана ветер подул еще сильнее, окончательно убедив меня в том, что выбор горнолыжной куртки в качестве верхней одежды в этой поездке себя полностью оправдает.
Океан шумел. Мы подошли ближе и стали спускать к берегу. Дул все тот же сильный ветер, и было холодно. Я застегнула куртку и натянула капюшон.
- Что, Саш, ты хотела к морю? – лукаво спросила меня мама.
- Да…
- Так, надо было в своих желаниях уточнять к какому.
- Надо было…
Надо было, конечно, но, вообще, мне уже начинало здесь нравиться. Еще на Канарах я почувствовала, что люблю океанскую мощь. На первый взгляд, она не отличается от морской. Но только на первый. У океана своя энергетика, и она ощущается: в волнах, во вдохах, в воздухе. Океан по-другому дышит, по-другому разговаривает, иначе воспринимается сознанием. Холодные воды океана также ощущаются не так, как теплые (даже если их не трогать). Возможно, причина разницы в ощущениях кроется в атмосфере и пейзаже вокруг. То место, где были мы в тот день, отличали невысокий домики, расположенные на побережье насколько хватало взора. Здесь гор не было, но их незримое присутствие ощущалось – словно повернешь куда-нибудь, а там древняя гора, поросшая мхом, с ледяной шапкой набекрень.
Мы ушли с побережья и пошли по неширокой улочке. Везде вокруг мы видели точно такие же открывающиеся форточки, как у нас в номере. Все домики, где они располагались, были небольшими (два, максимум – три этажа). Около гостиницы в небольшом лесочке (елок 15) мы обнаружили грибы. Сначала нам попались поганки, а потом моя мама нашла рыжики. Нашему удивлению не было предела. Ведь известно, что рыжики растут в экологически чистых местах. Ну, в какой еще столице мира ты встретишь рыжики?!
Через несколько часов, когда я уже, нежась в кровати, засыпала, я поймала себя на мысли о том, что успела уже впитать кусочек Исландии в себя. Маленький, но безумно интересный. И еще я устала. Я почувствовала это, едва я оказалась в кровати. Усталость, очень приятная и томящая, навалилась на меня внезапно с такой силой, что, кажется, это она уложила меня спать. Я не сопротивлялась. Засыпать от моря впечатлений было вдвойне приятно, когда, уже в полусне, я подумала о том, что счастлива.
Август 2014