Здравствуйте, вот набор слов и изображений, повествующий об опыте налаживания отношений с человеком, которого на профессиональном языке зовут "заказчик" или "покупатель", кавычки помогают нам не забывать, что он - не функция в бизнес-процессе, а прежде всего личность по ту сторону экрана, по эту сторону жизни. Чаще всего люди, интересующиеся выполненными в нашей мастерской работами, сталкиваются с нами случайно - посредством более-менее удачных фотографий, увиденных в процессе поиска чего-то, что может наполнить их жизнь новым ощущением, ведь, если разобраться, именно в поисках ощущений мы идем в магазин, листаем новостную ленту или выходим замуж.
Один из первых прнципов особой мастерской - не стараться понравиться или угодить потенциальному гостю нашей страницы, при этом соблюдая качество и наполняя содержание магазина теми вещами, которые нас самих вдохновляют. Например, мы умеем работать в технике валяния, но не находим глубокий интерес в изготовлении валяных игрушек и вещей, кажущихся нам недостаточно практичными в обращении, или не соглашаемся вязать летние купальники, потому что эта одежка годится только для журнальной фотосессии или в качестве реквизита театра абсурда (куда приятнее купаться обнаженным, это часть нашей философии, и она находит отражение если не в работе, то в данном случае - в бездействии). Использование популярных мотивов может показаться выгодным с точки зрения продаж, но если это не резонирует с внутренним ощущением желаемого и необходимого, если рисуются и продаются милые розовые котики, а в душе колобродит мечта выплеснуться жестким авнгардным стрит-артом, то ты оказываешься в плену собственной работы, а занятие рукоделием оборачивается офисной рутиной, что обязательно скажется и на качестве. Потому что качество - это не только прочно закрепленный узел нити, но прежде всего - развязанный узел внутренних противоречий.
Поэтому человек, решивший заказать у нас "кофтейку" или что-нибудь "веселенькое", - это уже точно наш человек! Осталось познакомиться поближе и понять, чем же мы можем ему помочь. Если есть возможность, стараемся связаться с ним по телефону, услышать голос, настроение, уточнить детали, причем не только касающиеся его размеров, оплаты, доставки изделия и прочих необходимых технических вопросов, но прежде всего - его художественного интереса, понимание которого позволит сформироваться образу и подготовит почву для вдохновения. В каком-то смысле это наша общая подготовительная работа, плод совместных усилий, которой мы вкусим во время вязания, а покупатель - позже. Иногда мы просим прислать фотографию человека, для которого вяжем - чем больше фактической, конкретной информации будет получено, тем больший откроется простор для интуитивного, импровизационного взаимодействия с материалом. Те, кто работают в сфере художественного, знают, что рамки только помогают идти к цели, и нет ничего сложнее, чем выполнять абстрактную задачу - сделать "пойти туда, не знаю куда, и сделать позитивненькое неведомо чего". На этом этапе иногда раскрываются интересные вещи, например, понимание, что человеку нужно совсем не это вязаное чудо, а какой-то другое, а может даже, не чудо, а простое человеческое общение, которое невозможно ни связать, ни навязать, бывали даже случаи, когда мы отговаривали наших потенциальных покупателей от сделки, предполагая, что они вступили в разновидность искушения, именуемую "шоппинг". Или наоборот - придумываются фрагменты изделия, которые, заказчик вовсе не предполагал: возникают инициалы, растут карманы с логотипом или просится дополнительный аксессуар.
Редкий, но очень полезный опыт - работа по эскизу заказчика, когда требуется направить свое мастерство не в область эксперимента и фантазии, а подчинить воле другого человека, придумавшего все за тебя, использующего тебя в качестве вязальной машины, польза здесь и в проверке своих навыков, и в проявленной усидчивости и подчиненности, которую, впрочем, вряд ли бы случилась, будь это занятие из разряда неприятных.
Так выглядел эскиз мужского джемпера, выполненный любящей рукой Алены, а нам предстояло стать продолжением ее руки, уже в роли вяжущего инструмета. Вроде бы все просто, но в природе существует не один зеленый цвет, а бесконечное разнообразие оттенков, и чтобы глаз не слепило искусственным хлорофилом крашеной шерсти, подбиралась и сочеталась пряжа зеленых оттенков, не указанных в эскизе, но присутствующая в конечном изделии, выглядящем более природосообразно, тем более, что флористический рисунок на спине задавал натуралистическоеи настроение. Пусть случились некоторые отступления по гамме, и мы, и Алена остались довольны работой. К слову сказать, иногда, чувствуя сомнения заказчика, мы предлагаем вариант отказаться от готовой вещи и оставить ее у нас, если кажется, что это не совсем то, о чем мечталось, не подошел размер или возникли другие причины. Ведь ее можно выставить на продажу отдельно, связав новую во исполнение взятых обязательств. Главное - чтобы вещь действительно обрела своего хозяина, а не пылилась в гардеробе. Это часть политики мастерской.
Помимо десятков видов пряжи, основы нашей работы, позволяющей добиваться всевозможных цветовых решений и комбинаций различной толщины и состава, в мастерской наличествуют и другие элементы, производственного цикла, направленные на установление диалога с теми, кто интересуется нашей работой, что-то приобрел у нас или просто хочет познакомиться. Мы сделали серию открыток, иллюстрирующих в юмористическом и декоративном ключе деятельность мастерской, чтобы раздавать их друзьям, покупателям, на ярмарках в качестве флаеров, и в каждую отправленную посылку стараемся не забыть вложить открытку - приятную мелочь, которую можно использовать по прямому поздравительному назначению, и пусть с точки зрения потенциальной прибыли этот ход кажется сомнительно успешным, он стопроцентно действует в сфере знаковых систем, когда выбор той или иной открытки оповещает об определенном настроении, что несет в себе человек, или которым ты хочешь поделиться.
Еще одним мостиком, перекинутым через широкую реку потребления, выстраивается игра, шуточный прием, когда в нашем магазине появляется не готовый свитер или работа для примера, а фрагмент изделия - спинка с рисунком (как на следующем фото) или шапка, что может превратиться в шапку-маску - а придумать и заказать продолжение для него предлагается посетителям нашей страницы на Ярмарке. Такой ход одновременно интересен и нам - это разнообразит творчество, дает прилив новой волны - и человеку, которому полюбилась часть, и он может сам досочинить недостающее звено, стать соучастником созидательного процесса.
Последнее время одной из разновидностей моды стало часто употребляемое в описании к рукодельному производству "сделано с любовью", присутствие такого слогана как бы должно придать некоторую дополнительную ценность работе (как, например, сделано без гмо" на продуктовой упаковке), хотя, казалось бы: а как иначе может быть сделана рукотворная, да и любая другая вещь, а если сделана без, то зачем? Конечно, "любовь" давно стала маркетинговым словцом и нескоро освободится из-под гнета коммерческих отношений, но присутствие любовного и синонимичного отношения к делу можно заметить без упоминания о нем - в первую очередь по деталям, составным частям общего процесса, которые у каждого художника проявляются по-своему и придают именно ему присущий колорит. Поскольку мы в первую очередь работаем с цветом, пусть этот цвет и нанесен на шерсть, и пишем мы не картины, но свитера, фуфайки и шапули, цветовое впечатление для нас первично, фотография изделия скажет гораздо больше, чем описание к ней, часто изобилующее сторонними фантазиями и текстами, не относящимися напрямую к теме работы, задача текста прикладная - погрузить читающего в образный мир, перепрыгнуть из одного полушария в другое, а состав материала, размер и прочие детали заинтересовавшийся человек сможет узнать в соответствующих графах или написав нам письмо. Бизнесс-модель, выстраиваемая по западному образцу, предполагает борьбу с вымышленными или реальными конкурентами и, соответственно, как бы неуверенность в своих силах: а сработает ли тот или иной рекламный ход? а как привлечь максимальное внимание к продукции и продать как можно больше товара? для такой модели сочиняется бесконечное количество вспомогающих статей, кои предлагают как проверенную рецептуру успеха, так и изысканные блюда маркетинговой кухни. Нам кажется, что для рукоделья, наследующего традицию семейного, домашнего производства, когда каждая вещь отмечена родимым пятном неповторимости, нет потребности в специальных инструкциях и коммерческом расчете. Качество вещи может высказаться само за себя также уверенно, как ее непоточность предполагает единственного избранника. Нашей задачей остается соответствие заявленному образцу и поддержание стиля, притягивающего единомышленников и ценителей наших усилий по эстетическому благоустройству вверенного пространства.
ваша особая мастерская
Тимофей, Тамара, Рада