Совы: украшения и символика

сова

В рамках недели "Мудрые совы" хочется поделиться с вами интересной подборкой украшений, выполненных в разных материалах и техниках, но с обязательным участием птиц семейства совиных.

В подборке собраны работы с просторов интернета. Есть работы наших замечательных мастеров. Надеюсь, вы не будете против участия ваших работ в этой подборке, и большое спасибо за красоту! Также, среди найденных мною работ, есть работы без подписи. В связи с этим прошу прощения, если кто-то увидит свою работу неподписанной! Пишите об этом.

Надеюсь, будет интересно. Начинаем! 

совы

совы в украшениях

украшения с совой 

символ сова

Сова от Фаберже 1916-1917 гг. Золото, серебро, оконная и цветная эмаль.

значение совы

ночь

Поскольку статья, конечно же, посвящена сове, хотелось бы рассказать о ее значении в фольклоре и верованиях разных народов.

Значение символа совы в фольклоре и религиях разных народов из разных эпох:

Египет

В одном из папирусов сова называется символом ночи, холода, зимы, безучастности, и принадлежит царству ночного Солнца, плывущего по подземному Нилу в ладье с Запада на Восток.

Античность

Наиболее известна сова как спутница и атрибут Афины Пронойи — Провидящей. В этом качестве она присутствует на обороте греческих монет с изображением Афины. Связываясь с рационалистическим знанием, сова противопоставляется орлу, представляющему интуицию.

Как знак мудрости и учения, служит символом афинской Академии и науки вообще, а также тайных (гностических) знаний, ночных занятий, ясновидения и пророчества.

Сова также служит атрибутом:

  • этрусского бога тьмы и ночи;
  • Асклепия — непременный атрибут;
  • Атропос — парки, обрезающей нить жизни;
  • Гекаты;
  • Калипсо, пребывавшей на острове смерти — Огигии.

Превращением в сову были наказаны Никтимена (за инцест с отцом) и сын Харона Аскалафос, умеющий видеть во тьме. Как знак дурного предзнаменования появляется сова во время бракосочетания Тереуса и Прокны.

Северная традиция

Хтонический символ, «ночная ведьма», «трупная птица». 

Славяне

Зловещая нечистая птица, символ одинокой, безбрачной женщины.

В сове видят воплощение черта. Поляки верят, что она произошла из черта, поэтому не выносит дневного света, а живет вечно. По представлениям поляков и сербов, в сов нередко оборачиваются ведьмы.

Для народных представлений о сове характерен мотив смерти. У поляков отмечено поверье, что сова днем мертва и оживает только в темноте. Повсеместно своим появлением возле дома совы предвещает смерть. Смертоносным считают и крик совы, передаваемый возгласами:

  • «поховай!» (похорони!) — у украинцев,
  • «отправляйся в ямку на церковный погост!» — у поляков,
  • «сдохни!» — у чехов и т. п.

Известны поверья о сове как воплощении души умершего, часто некрещеного ребенка. Своим криком сова скликает души умерших (у поляков), выманивает детей из дома и лишает их жизни (у сербов).

Сова, охраняющие клады, являют собой души давних владельцев зарытых сокровищ (у поляков).

Крик совы воспринимается и как предсказание рождения ребенка:

  • «ку-гу!» (подражание детскому плачу) — у белорусов,
  • «вродив!», «сповий!» (спеленай!) — у укранцев,
  • «колыхай, баюкай!» — у поляков.

Образ новорожденного в связи с совой возникает и в некоторых белорусских жатвенных песнях (жницы призывают друг друга ловить сову в жите, объясняя это желанием иметь плачущего младенца).

Тема враждебного отношения к сове других птиц, ее неприятия и преследования ими разрабатывается в ряде легенд и поверий:

  • сова по ночам скрывается от позора, чтобы избежать насмешек птиц из-за того, что она хвасталась красотой своих детей — у поляков;
  • боится мести птиц за то, что не вернула одолженные у них перья — у хорватов, белорусов;
  • птицы гоняют совы за то, что она разбойница — у поляков;
  • за то, что она ленилась готовить дары на свадьбу и крала их у птиц — у сербов;
  • за то, что она опоздала на птичью свадьбу и опозорилась на ней — у поляков.

По-иному мотив одиночества совы выражен в болгарских легендах (в виде разлуки с братом): в результате материнского проклятия за невыполненную просьбу принести воды брат и сестра стали филином и совой, которые могут лишь слышать друг друга, но никогда не могут увидеться. В сочетании с женской символикой мотив одиночества выступает применительно к сове как признак безбрачия. Сова предстает как символ женщины безбрачной (вдовы, старой девы) или распутной (неверной жены, распутной девицы). У русских сова ассоциируется прежде всего со вдовой. «Совушка — вдовушка бедокурная», — гласит поговорка. Образ совы присутствует в свадебном величании вдовы. В шуточных песнях о выходе совы замуж к ней обращаются как к вдове. Вдовство предвещает у белорусов крик совы, передаваемый возгласом «астань сама!» Одинокую жизнь предвещает и сон о сове. Крик совы и некоторые подблюдные песни о сове сулят рождение внебрачного ребенка у вдовы или девушки. Белорусское бранное выражение «сава смаленая» адресуется девушке, родившей до брака.

Образ совы развивает и эротическую символику. Совой у русских называли распутную, «корчемную» женщину. В польских загадках сова прямо соотносится с женским половым органом: «Между двумя ногами крутит сова усами»; «Летит сова из Макова, а из задницы у нее капает». В украинских эротических анекдотах сова является свидетельницей любовной связи жены, изменяющей мужу, и вцепляется в гениталии. Мотив прелюбодеяния в неявном виде присутствует в некоторых магических действиях, связанных с совой: чтобы жена ничего не могла утаить от мужа, муж прикладывает к правому боку спящей жены сердце совы, тогда она скажет всю правду. Брачно-эротическая символика присуща образу совы и в свадебном обряде. Например, в украинских песнях, исполняемых перед брачной ночью, сова символизирует невесту. В шуточных песнях пару невесте сове часто составляет воробей.

Как и другие хищные птицы, сова наделяется отвращающими свойствами и находит применение в качестве оберега:

  • у лужичан сову прибивают к дверям дома, чтобы отвратить от него болезни и несчастья,
  • у поляков — к воротам овина для устрашения мышей,
  • у украинцев сову вешают в конюшне, чтобы домовой не мучил лошадей.

Образ совы как вдовы, одинокой, безбрачной женщины обнаруживает родство с образом кукушки. Сова и кукушка — обе изгнанницы и вынуждены скрываться от птиц. С кукушкой сову сближают также некоторые сходные названия (у болгар) и имитация их крика (ср., например, крик совы «ку-гу!»).

Китай

Зло, преступление, смерть, ужас, неблагодарные дети.

Животное «ян» с негативным оттенком разрушительности, антагонист (отрицательное подобие) феникса. Связывается с громом и летним солнцестоянием.

Неподвижные совьи глаза представляются «демоническими» и причиняющими болезни.

Присутствует на погребальных урнах как символ смерти.

Существуют представления, что молодые совы могут начать летать лишь после того, как выклёвывают глаза родителям.

Ко времени династии Шан относятся многочисленные бронзовые статуэтки совы, вероятно, благопожелательного или охранительного характера.

Япония

Смерть, дурное предзнаменование.

Мезоамерика

В Теотиуакане богиня дождя почиталась в виде священной совы.

У юкатанских майя бог смерти Гунхау часто носит при себе голову совы.

У ацтеков сова выступает в роли ночного демонического существа и злого предзнаменования.

Северная Америка

Мудрость, пророчество. У равнинных индейцев перья совы в головном уборе имеют защитное значение.

Индуизм

Эмблема бога мертвых Ямы.

Вахана (верховое) животное богини Дурги, проявленной как «Камунда».

Иудаизм

Воплощение слепоты.

Спутница и атрибут Лилит как демона ночи.

Христианство

В эпоху раннего христианства сова противопоставлялась (как символ светской науки) богословию, кресту.

Как существо, ведущее ночной образ жизни, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, её изображения в христианской традиции — символ слепоты безверия. Из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом Сатаны, сил тьмы. Говорят, что сова обманывает других птиц, заманивая их в сети птицеловов, точно так же, как сатана обманывает людей. Уединение, скорбь, запустение, дурная весть. Крик совы — это «песня смерти». Сова символизировала также евреев, предпочетших тьму свету Евангелия.

Спасибо всем заглянувшим за внимание! :)

* В теме присутствуют выдержки из статьи "Энциклопедии символики и геральдики". 

Комментарии (14)
Наталья 24.11.2014
Спасибо! Я коллекционер совушек! Интересно и познавательно!

Почитала о сове в разных верованиях и фольклоре, стало жутковато......
,Возник вопрос- почему в наши дни совки так популярны???Откуда это?
Сама проявляю к ним интерес, шью их....Теперь задумалась...{#}

Magista (magista) 21.11.2014

Очень красивая подборка!! {#}{#}{#}

Спасибо всем зрителям за отзывы!!)))) а разочаровавшимся-не расстраивайтесь))) Совы разные нужны))

Спасибо, и порадовали, и напугали!{#} Бедненькие трендовые совушки))).

А еще, в фэн-шуе сова отвечает за мудрость, репутацию, богатство и предупреждает от неразумных трат). Я вот подумываю вышить на шапке сову, может, она моего "хомяка" в рукодельных магазинах будет сдерживать.{#}

Автору большое спасибо за публикацию. И за фото и и особенно за текст. Я многое узнала !Теперь точно не стану рисовать платок с совой ко дню рождения подруги.А ведь собиралась же !

СОВа (Оксана) 21.11.2014

Текст вообще не относится никак к фото, мне кажется..

А фото хотелось бы подписанные. Вот кто то узнал работы Кумли.. А я вот нет, а хотелось бы знать, чьи работы.

Статья хорошая, но не картинки. Что эта за китайские массовки безвкусной бижутерии. Особенно больно смотреть на 'эту' китайщину рядом с работами Хейди Кумли. Можно было с ЯМ и собрать фото работ мастеров с совами.

По правилам публикаций фото работ мастеров с ЯМ вообще нельзя использовать.

Жаль, не знала. Но, по-моему, все равно все вставляют их. В любом случае, можно найти более креативные работы с совами. Согласитесь, хотя бы в рамках этого ресурса хочется видеть ТОЛЬКО лучшие примеры мастерства. В моем понимании, совинная китайская бижу - это низ фантазии и какого-либо вкуса.

Совсем не безвкусная эта бижутерия. Да, это штамповка, да, стоят эти украшения дешево, но они очень милые и на молодых девушках смотрятся красиво.

Рукоделкино 21.11.2014

Чудесные совушки ! Спасибо за подборку !

Спасибо за публикацию! Совы хороши и оооочень разнообразны!