Такая знакомая, такая
близкая…Почему-то всегда хочется к ней прикоснуться, взять в руки... Она
передаст нам свое тепло, и мы ощутим прикосновение вечности…
Керамика.… А что на самом деле мы знаем о ней?
Керамика - древнее искусство, вошедшее в повседневную жизнь человека, удивительно соединила в себе и ремесло, и все виды изобразительного искусства и сложную технологию.
Объединив в себе разные виды искусства, керамика, легко овладела разными языками. Волшебство цвета – от живописи соединилось с абсолютной свободой формы и богатством фактур – от скульптуры. И это сделало ее возможности безграничными. Потому, наверное, Бог, создавая человека, выбрал глину!
Она может быть утилитарной, но сложность технологии сохранит ее уникальность, неповторимость. Благородство материала придаст ей высокую эстетику. Она может быть произведением высокого искусства, но при этом не станет отстраненно-холодной.
Керамика – почти магическое занятие, ведь в ней соединились все четыре стихии – вода, земля, воздух и огонь.
Создавая произведение, художник сначала лепит его из глины, придаёт форму, фактуру, рельеф. Мягкость и податливость глины - кажущиеся. Глина – это соединение двух стихий – земли и воды, а у каждой свой характер! Поэтому, на самом деле, художник творит лишь в согласии с этим божественным материалом, и часто он уводит художника далеко от первоначального замысла! То ли это случайный взмах стека, то ли веление стихии, но произведение керамики – это всегда совместное творчество материала и художника.
После сушки изделие обжигают в специальной печи. Температура обжига – более 1000 градусов. Глина спекается, становится прочной и звонкой, меняет свой первоначальный цвет.
Затем изделие расписывается специальными керамическими красками – глазурями. И будущее произведение снова и снова отправляется в печь, т.к. разные краски раскрываются и спекаются с черепком в единое целое при разной температуре. Краски так сильно меняются под воздействием огня, что художник никогда точно не знает, каким будет результат. Ведь до обжига глазури имеют совсем другой вид и цвет, чем после него. А в зависимости от толщины слоя или способа нанесения цвет даже одной и той же глазури может быть разным. Не говоря уж о взаимодействии глазурей между собой в процессе обжига!
Соавтором художника теперь становится еще одна, самая своенравная, стихия! Огонь или соглашается с художником, или поправляет его, или отвергает. Поэтому произведения керамики по-настоящему уникальны – повторить их невозможно, ведь слишком многое должно совпасть!
Пройдя огонь, краски приобретают цвет и блеск и особую, свойственную только термическим (огневым) краскам глубину, сложность и неповторимость цвета. А ещё они становятся вечными! Они не боятся ни воды, ни света, ни самого времени. И это не преувеличение! Ведь от самых древних цивилизаций дошла до нас керамика в своей первозданной красоте!
Так, в соавторстве со стихиями создаёт художник - керамист свои произведения. А зритель, наверное, чувствуя это согласие, всегда хочет прикоснуться к керамике. И это замечательно! Значит, не зря были эти таинственные игры с огнём!
Керамика.… А что на самом деле мы знаем о ней?
Керамика - древнее искусство, вошедшее в повседневную жизнь человека, удивительно соединила в себе и ремесло, и все виды изобразительного искусства и сложную технологию.
Объединив в себе разные виды искусства, керамика, легко овладела разными языками. Волшебство цвета – от живописи соединилось с абсолютной свободой формы и богатством фактур – от скульптуры. И это сделало ее возможности безграничными. Потому, наверное, Бог, создавая человека, выбрал глину!
Она может быть утилитарной, но сложность технологии сохранит ее уникальность, неповторимость. Благородство материала придаст ей высокую эстетику. Она может быть произведением высокого искусства, но при этом не станет отстраненно-холодной.
Керамика – почти магическое занятие, ведь в ней соединились все четыре стихии – вода, земля, воздух и огонь.
Создавая произведение, художник сначала лепит его из глины, придаёт форму, фактуру, рельеф. Мягкость и податливость глины - кажущиеся. Глина – это соединение двух стихий – земли и воды, а у каждой свой характер! Поэтому, на самом деле, художник творит лишь в согласии с этим божественным материалом, и часто он уводит художника далеко от первоначального замысла! То ли это случайный взмах стека, то ли веление стихии, но произведение керамики – это всегда совместное творчество материала и художника.
После сушки изделие обжигают в специальной печи. Температура обжига – более 1000 градусов. Глина спекается, становится прочной и звонкой, меняет свой первоначальный цвет.
Затем изделие расписывается специальными керамическими красками – глазурями. И будущее произведение снова и снова отправляется в печь, т.к. разные краски раскрываются и спекаются с черепком в единое целое при разной температуре. Краски так сильно меняются под воздействием огня, что художник никогда точно не знает, каким будет результат. Ведь до обжига глазури имеют совсем другой вид и цвет, чем после него. А в зависимости от толщины слоя или способа нанесения цвет даже одной и той же глазури может быть разным. Не говоря уж о взаимодействии глазурей между собой в процессе обжига!
Соавтором художника теперь становится еще одна, самая своенравная, стихия! Огонь или соглашается с художником, или поправляет его, или отвергает. Поэтому произведения керамики по-настоящему уникальны – повторить их невозможно, ведь слишком многое должно совпасть!
Пройдя огонь, краски приобретают цвет и блеск и особую, свойственную только термическим (огневым) краскам глубину, сложность и неповторимость цвета. А ещё они становятся вечными! Они не боятся ни воды, ни света, ни самого времени. И это не преувеличение! Ведь от самых древних цивилизаций дошла до нас керамика в своей первозданной красоте!
Так, в соавторстве со стихиями создаёт художник - керамист свои произведения. А зритель, наверное, чувствуя это согласие, всегда хочет прикоснуться к керамике. И это замечательно! Значит, не зря были эти таинственные игры с огнём!
Комментарии (1)