Мир шкатулок: "Сокровищница" Анжелики Шестаковой

Хочу продолжить рассказ о замечательном музее "Мир шкатулок", совсем недавно открывшемся в Ставрополе.

Сегодня я расскажу о каменных шкатулках из коллекции Шестаковой Анжелики.

музей шкатулок

винтажные шкатулки

винтаж

шкатулки

музей

шкатулки из камня

Уральское камнерезное искусство (Россия).

Уральское камнерезное искусство начало складываться на рубеже XVII-XVIII вв. В I-й половине XVIII века в Екатеринбурге была открыта специальная гранильная фабрика по обработке самоцветов. В связи со строительством Петербурга на фабрике изготавливались балюстрады,лестницы, колоны, вазы, высотой до 1,5 метров. С 1765 года на Урале начинаются целенаправленные поиски и освоение месторождений цветных поделочных камней. Чиновники и мастеровые, командированные в разные места таёжного Урала к 1785 году"объявили" более чем о трёхстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, рубинов, эвклазов, александритов, фенакитов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов. В это же время на Урале открывается ряд камнерезных заводов. Камни, добытые на приисках, отправлялись в кладовые Екатеринбургской фабрики, которая уже к 1774 году выросла в мощное для своего времени предприятие по переработке самоцветов. Фабричные мастеровые быстро освоили секреты гранения самоцветов "розой", "грушей", круглым и овальным "капюшоном" (кабошоном), в "звездочку", четырехсторонней, ленточной и восьмиугольной гранью и т.д. От местной знати, заезжих чиновников и военных гранильщики получали заказы на изготовление кафтанных пуговиц из яшмы, табакерок из малахита, разных пряжек и вставок к часовым цепочкам.

После реформы 1861 года, получив "вольную", гранильщики стали трудиться на дому. В промысле начала складываться специализация. В одном доме семья делала брелки, в другом – пасхальные яйца, в третьем – пепельницы, в четвертом – спичечницы в виде башмака. Вблизи уральских камнерезных заводов образовалось множество мелких кустарных мастерских, где из твердых поделочных камней делались табакерки, подсвечники, шкатулки, крышечки которых украшали резными объемными ягодами и листочками. Кустари начали использовать поделочные камни для украшений – изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже топаза, в брошах, браслетах, сережках, запонках использовали яшму. К 1880-м гг. складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях (Березовском, Нижне-Исетске, Мраморском, Полевском, Уктусе). Особенно популярным у мастеров был селенит, из которого вытачивались бочонки, туалетные коробочки, пасхальные яйца и др. Поначалу вещи отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, но к началу XX века почти все кустари-гранильщики оказались в полной зависимости от заказчиков. Крупные скупщики держали мастерские и магазины, имели доступ на ярмарки в Ирбите и Нижнем Новгороде, где втридорога продавали скупленные за бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера не заботились об изяществе изделий. Промысел ширился, разрастался и вымирал.

Возрождение камнерезного промысла началось в 20-30-х гг. ХХ века. Какая часть мастеров по-прежнему работала на дому, а некоторые кустари-одиночки объединялись в артели и коллективные мастерские. Постепенно сложились крупнейшие центры уральского камнерезного искусства – Кунгур, Красный Ясыле, Свердловск, Нижний Тагил, Челябинск, Куса. Современные камнерезы из цветных поделочных камней (ангидрит, кальцит, селенит, талькохлорит, змеевик, яшма, родонит, чароит, мрамор) изготавливают скульптуру малых форм, декоративные вазы, шкатулки, коробочки, часы, подсвечники, письменные приборы, декоративные панно, а также ювелирные украшения в сочетании с золотом, серебром и мельхиором. В художественном оформлении изделий мастера используют каменную крошку, гравировку, объёмную резьбу (глиптика).

Искусственный камень Polystone (полистоун) создан на основе акриловой смолы, гидроксида алюминия и пигментов. Полистоун совмещает красоту и твёрдость натурального камня, но превосходит его по многим показателям. Одним из главных достоинств полистоуна, в отличие от натуральных материалов, является простота обработки и монолитность (отсутствие стыков и швов). Обрабатывается полистоун механически – режется и шлифуется как камень. Изделия из этого камня впитывают влагу в 300 раз меньше, чем натуральный мрамор. Искусственный камень не впитывает запах и влагу, что препятствует гниению, развитию бактерий и плесени. Благодаря этим качествам полистоун считается одним из самых чистых и гигиеничных материалов.  Цветовой спектр полистоуна насчитывает около 40 вариантов расцветок – от натуральных оттенков камня до самых ярких цветов. Из камня изготавливают декоративные водопады, статуэтки, столики и множество других предметов.

Рада, если кому-то понравилось! :)

Хорошего всем дня и отличного настроения!

По материалам из интернета.

Комментарии (24)

Вот так коллекция! Спасибо большое, очень интересная публикация)

Спасибо, рада, что понравилось!{#}

Спасибо большое за статью, какая красота!!!

Долго выбирала... Родонит, чароит, и, все же выбрала вот эту! {#} :

Возник вот такой вопрос - что это - безводный гипс? В советское время в продаже было много таких поделок-ночников - зайки, белочки и прочая живность. Такой зайка-ночник и у меня на даче живет. Всегда думала, что это мрамор, А оно вот как - гипс((

Помню-помню такие поделки.))) Тоже раньше думала, что это мрамор. Но вот информации практически нет об этом. "В индустриальных масштабах добывают в составе природных минералов, например гипса, селенита или алебастра или получают синтетическим путём — сплавлением CaCl2 с K2SO4." Видимо разновидность минерала.{#}

Какое великолепие! Спасибо! Очень удивила шкатулка из горного хрусталя.

Спасибо! Рада, что понравилось!{#}

Спасибо за публикацию, получила большое удовольствие.

Мой отец по-любительски, насколько это было возможно, занимался камнями. У меня есть несколько предметов, им изготовленных. К сожалению, эпоксидная смола, которой папа склеивал каменные пластинки, не выдержала испытания временем. Шкатулочка из флюорита очень похожа на мои. Жили в Забайкалье, однажды, совсем в юном возрасте, даже помогала собирать агаты, просто на сопке, в степи. Разрезанные и отшлифованные агаты храню, они удивительны. Потом родители жили в Таджикистане, там на Памире добывали удивительного цвета лазурит, он ярче байкальского.

Еще раз спасибо, так много вспомнилось. Коллекция очень красивая!!!

Спасибо большое, Татьяна! Очень интересный рассказ, спасибо, что поделились. У меня не было такого удивительного детства, но тоже люблю камни сколько себя помню...они завораживают.

Спасибо за публикацию! Очень люблю природные камни и минералы

Да, очень необычные вещицы!

Индийская с инкрустацией малахитом - прелесть!!! и спасибо за красоту))))

Спасибо!

Красота природных рисунков просто завораживает! А умение мастеров восхищает!

Сказка!!! Нет слов, одни востоги!!!{#}

Согласна на любую из таких шкатулок, особенно на розовую, Родонит, Екатеринбург!{#}

Интересно, какие цены у таких произведений???

За публикацию благодарю!!!{#} !!!

Класс!!!

Спасибо! Рада, что было интересно!{#}

Нина Михайлова, цены разные, если интересно, можно поискать что-нибудь подобное.{#}

юлия (ribbon55) 14.11.2014
Какие же они красивые маленькие сокровищницы, каждая со своей тайной и секретом. Не отказалась бы от экскурсии на такую выставкуimage Спасибо, очень интересно!

Да! Восхищению творениям рук человеческих и красоты природных материалов нет предела!

{#}Верно! Спасибо!

И по наследству передавать можно, ничего с такой вещицей и за пару сотен лет не произойдет -)

Это верно! Хорошие интвестиции!{#}

Роспись по камню- какая красота )))))

Ольга Легейда 14.11.2014

Красивые шкатулки! Моя шкатулка тоже есть в музее Анжелики.{#}

{#}Здорово! Вживую они еще прекраснее!

Клинохлор - какая красотища! Спасибо, было интересно. )