> Журнал > Мастер-Классы > Реставрация старинного шкафа. Часть 1: вступление и небольшой экскурс в историю

Реставрация старинного шкафа. Часть 1: вступление и небольшой экскурс в историю

12.11.2014 16:19     Просмотров: 17516     Комментариев: 48     
Виды творчества:   Мебель своими руками > Реставрация мебели
Реставрация
Сложность:   высокая
Время работы:   40 дней
Реставрация старинного шкафа. Часть 1: вступление и небольшой экскурс в историю | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Как я недавно написал в своем блоге, закончил реставрацию старинного шкафа. Там же я обещал опубликовать "долгоиграющий" мастер-класс по его реставрации. Сдерживаю свое слово. Напомню читателю, что процесс  реставрации заключается в максимальном восстановлении первоначального вида изделия. А то сейчас очень модно стало так называемое "состаривание" выполненного сегодня новодела, но в моем случае состаривать что-либо не было необходимости.

Предупреждаю, что читателю необходимо набраться терпения, так как работа сделана большая и материала в мастер-классе будет очень много, одних фотографий сделано несколько сотен, все их, конечно, публиковать не буду, но...

На заглавном фото показан рабочий момент реставрационных работ. Мои читатели знают, что это фото будет сопровождать все части мастер-класса.

В процессе работы прочитал достаточное количество литературы, ознакомился с очень, на мой взгляд, любопытными фактами, поэтому решил на страницах журнала поделиться с наиболее интересными из них с моими читателями, тем более они позволяют более точно понять историю "рождения" этого шкафа.

Итак, вот какой шкаф попался ко мне в руки.

реставрация

реставрация мебели

Шкаф был приобретен заказчиком реставрационных работ в Браславском районе, расположенном в Витебской области Белоруссии. Сегодня северная граница Браславского района проходит по государственной границе Республики Беларусь с нынешней Литвой и Латвией.   

При первоначальном знакомстве со шкафом получилось, что его период его создания относится ко второй половине - концу ХIХ века. В те времена Браславский район по административному расположению находился на территории Новоалександровского уезда Ковенской губернии Российской империи. Центр уезда — село Новоалександровское (ныне литовское село Зарасай), а центр губернии — это город Ковно (ныне литовский город Каунас).

Ковенская губерния была создана указом Николая I из семи северных уездов Виленской губернии в 1842 году. Ковенская губерния занимала западный угол Великого Княжества Литовского (не путать его с современной Литвой). Граничила с севера и востока с Курляндской губернией, с юга — с Виленской и Сувалкской губерниями (от последней отделялась рекой Мемелем (нынешним Неманом) и с запада — с Германией и Гробинским уездом Курляндской губернии.

В состав Ковенской губернии входила почти вся территория бывшего Жмудского старостатства Великого Княжества Литовского, а так же части Трокского и Виленского воеводства Речи Постолитой. По занимаемому ею пространству 35711,9 кв. версты (40641,36 кв. км) Ковенская губерния принадлежала к числу наименьших губерний в России. Новоалександровский уезд занимал восточную часть Ковенской губернии. В настоящее время вся территория в составе Литвы, небольшая часть в составе Латвии и Белоруссии.

Из исторической справки становится понятно, почему стиль шкафа относится к так называемому "западному стилю", который был распространен именно в те времена в Германии, Польше, других западных странах. Можно даже сказать, что это стиль, похожий на "необарокко". Особенно это ярко выражено в верхней части шкафа, в его украшающем элементе, так назваемой короне,

реставрация шкафа

а так же конструкции и внешнем виде дверок шкафа.

об истории реставрации

Такой "западный" стиль был очень распространен именно в ХIХ веке.

Есть еще несколько моментов, которые так или иначе подтверждают возраст шкафа.

1. Состояние древесины.

Если внимательно посмотреть на состояние древесины элементов шкафа, которые приводятся далее в нескольких фотографиях, то становится ясно, что возраст шкафа является весьма почтенным.

об истории шкафа

история гвоздей

Жук-древоточец основательно повредил элементы шкафа, особенно, в нижней его части. Ясно, что в любом "новоделе" такого повреждения не будет...

2. Наличием определенного вида гвоздей.

Гвозди являются одним из лучших ключей в определении исторического возраста здания, мебели, других памятников деревянного зодчества. Особенно это ярко выражено в период ХVIII - начала ХХ веков, т.к. в это время производство гвоздей переживало настоящую революцию.Такая ситуация с гвоздями определялась в то время переходом от ручного труда к труду механизированному, бурным  развитием промышленности. Если, к примеру, история кованых гвоздей (т.е. гвоздей ручной работы кузнеца) во временных рамках занимает не меньше тысячелетия, с начала кузнечного дела, а кованные гвозди вошли в широкий обиход в период Х - ХVIII веков, то  гвозди, пришедшие на смену кованым, продержались не больше столетия. 

Гвозди раньше были очень дорогими, ведь ручной труд кузнеца всегда был тяжелым и ценился очень дорого. Поэтому даже, если случался пожар, то на пепелище люди собирали гвозди, несли на подработку кузнецу и снова пускали их в оборот. Запасы гвоздей были по-настоящему целым капиталом.

Стоимость гвоздей немного снизилась во второй половине ХVIII века, когда их перестали изготавливать вручную. На смену кованым гвоздям появились так называемый "резаные гвозди". Был изобретен первый агрегат промышленного производства гвоздей, и назывался он "резальная машина". Что  касается названия "резаные гвозди", то правильно было бы назвать их "выстриженными", потому что они как бы выстригались устройством, похожим на большие ножницы из листовой стали. Толщина стального листа становилась толщиной гвоздя. Резанные гвозди, таким образом, имели два параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали из которого они были выстрижены. Поэтому их второе название — квадратные гвозди. Это и является их главным отличием от кованых гвоздей, которые были тоже квадратными, но в процессе ковки суживались в направлении от шляпки к заостренному концу. Резальная машина, к сожалению, не была такой совершенной, чтобы совместить в себе все процессы производства гвоздей. Она делала только стержень гвоздя, шляпку нужно было формировать на другой машине. В любом случае, доля ручного труда в таком производстве была велика. Своего расцвета резанные гвозди достигли к 1820 году, а в середине ХIХ века они уже преобладали на рынке.

Резаные гвозди перестали изготавливать только к началу ХХ века, когда при изготовлении гвоздей стали применять проволоку, равную в сечении по всей длине. На мой взгляд, интересно и то, что первая машина на которой можно было производить проволоку появилась в начале ХIХ века, но та проволока была тонкой и для производства гвоздей не годилась. Проволоку достаточно большого сечения и, к тому же, прочную, из стали, придумали только в 1910 году. Это изобретение позволило делать круглые в сечении проволочные гвозди. Процесс был полностью механизирован, гвозди стали доступны по цене и появились в каждом доме.

В шкафу были резаные гвозди.

При этом двух видов. Их характеристики следующие.

1. Сечение 3,2 мм х 3,2 мм, длина 83 мм, диаметр шляпки 8,5 мм

2. Сечение 1,8 мм х 1,8 мм, длина 51 мм, диаметр шляпки 4,8 мм.

Приведу любопытные данные, которые содержатся в "Энциклопедическом словаре" под редакцией Ф.А.Брокгауза и И.Е.Ефрона  издания 1890-1907 гг. В словаре можно почерпнуть много информации по гвоздям, в частности, можно прочитать  следующее:

"В настощее время почти все потребляемые в Росси гвозди выделываются на русских заводах: по "Сборнику статистических сведений о горной промышленности в России (изданному С.Кулибиным в 1893 г), в 1889 году гвоздей выделано было всего 608000 пудов. ...По изданию департамента таможенный сборов: "Внешняя торговля России по европейской границе", 1891 году ввезено гвоздей разных всего в количестве 2000 пудов. Ввозятся гвозди дорогие, стоящие в среднем 10 руб. за пуд; это все, или очень мелкие сапожные и обойные гвозди, машинные или литые, или же гвозди с изукрашенными головками для обойщиков" 

Проштудировав много материалов по истории гвоздей, я обнаружил, что в России первое упоминание о гвоздильных станках можно отнести к 1835 году, когда, вернувшись из Англии Ефим Александрович Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Ефимович Черепанов (1803 - 1849 ) спроектировали и построили на тагильском заводе гвоздарный станок. Массовое использование  в России гвоздильных станков началось в 1870-1880 гг. В основном, оборудование для производства гвоздей поставлялось из Германии и Англии. Интересно, что в 1880 году был основан гвоздильный завод и в тогдашней Минской губернии (братьями Леопольдом и Александром Лурье в городе Пинске).

Поэтому становиться ясно, что если шкаф сделан где-то в 60-х годах ХIХ века, то в нем гвозди не отечествекнного производства, а полученные из-за границы (импортные), если в конце ХIХ века — то гвозди наши, отечественные, российского, возможно даже и пинского производства.

Если посмотреть справочную литературу, то в те времена их маркировка указывалась в дюймах (2,54 см), тогда у меня гвозди были "двухдюймовые" и "три дюйма с четвертью ", если они были отечественные. А вот если они были импортные, то их называли "шестипенсовый" и "двеннадцатипенсовый".

Чтобы пояснить такое название, остановлюсь на этом несколько подробнее. Оказывается, что понятие "пенс" применительно к гвоздям, которое сохранилось и по сей день в некоторых странах, особенно в Англии, появилось в Англии в ХVII веке. Тогда фунт стерлингов (английская денежная еденица) делился на шиллинги и пенсы, а пенс был самой мелкой монетой. До ХVII века у гвоздей не было каких-либо стандартных размеров. Каждый гвоздарь (так назывались кузнецы, изготавливающие гвозди) делал гвозди такой длины, какой считал нужным. Но вот цены на гвозди оставались постоянными, или почти постоянными очень долгое время. Поэтому в конце концов стандарт гвоздей сформировался на основе цен на них. В  то время сто самых маленьких гвоздей стоили один пенс, гвозди размером побольше — четыре пенса, сто больших гвоздей стоили восемь пенсов, 16 и т.д., Так их и называли "однопенсовый", "четырехпенсовый" и т.д. Конечно, сегодня есть специальные таблицы, с помощью которых можно перевести стандартные размеры гвоздей, к примеру, из пенсового размера в дюймовые или в миллиметровые (которые приняты, кстати, у нас сегодня).

Чтобы закончить с гвоздями, замечу, что применительно к моему шкафу можно отметить, что, если бы гвозди в нем были бы кованые, то с вероятностью 100% его дату создания можно было бы отнести где-нибудь к периоду начала ХIХ века.

3. Конструктивные особенности.

В пользу того факта, что шкаф создан в указанный мною выше период времени говорит метод устройства филенчатой конструкции задней стенки шкафа.

Ведь к конце ХIХ века изобрели фанеру и, как правило, уже в начале ХХ века стали массово применять ее при устройстве мебели.

4. Прменением оригинальной металлической фарнитуры, способу их установки.

Если посмотреть на навесные петли дверок шкафа,

то можно сказать, что такие петли  применялись в ХIХ веке. Сейчас их аналог называется "пяточная петля". При установке дверок верхняя приемная петля ставилась на краю передней наружной рамы шкафа.

А вот на самой дверке петля стоит почти посередине.

Сама дверка своей, на нашем предыдущем фото, левой частью при открывании немного заходила во внутреннюю часть шкафа, а при закрывании утапливалась в специально выбранный объем  внутренней вертикальной поверхности наружной рамы шкафа (на следующем фото эта выборка видна справа от патрона дрели).

Такое оригинальное расположение петель позволяло при закрывании шкафа дверке заходить за наружную боковую поверхность наружной рамы и создавать красивый рельеф лицевой стороне шкафа.

В шкафу было установлено необычное запорное устройство левой дверки шкафа.

На нем я остановлюсь подробнее в своих других частях мастер-класса.

Безусловно, по-настоящему, являются старинными замки правой дверки и левого ящика шкафа с их оригинальными гвоздями для крепления. Уж точно эти гвозди выделывались за границей, они-то не резаные.

5. Применением оригинальной конструкции деревянной внутренней вешалки шкафа.

Внутри шкафа была устроена очень оригинальная вешалка, состоящая из двух элементов, поворачивающихся вокруг основного, зафиксированного на задней стенке шкафа, рамочного элемента почти на 180 градусов.

Об этом элементе также поговорим подробнее в моем мастер-классе далее.

Не секрет, что при оценке возраста шкафа я опирался на мнение моих коллег, занимающихся реставрацией.

Как я написал в начале этой части, шкаф был приобретен и вывезен с севера Белоруссии из нынешнего Браславского района. Те, кто владел этим шкафом, к сожалению, моему заказчику рассказать его историю не смогли. В  литературе, которую мне удалось прочитать, какую-то информацию о таких работах найти мне не удалось. Да это и неудивительно, так как в книгах по реставрации, как правило, описываются работы известных мастеров, приводятся примеры по реставрации дорогих, зачастую уникальных работ.

В моем случае совершенно понятно, что этот шкаф не является каким-то произведением искусства, а судя по всему, выполнен,  хоть и очень качественно, в какой-то кустарной мастерской (плотницкой артели), которых в те времена было великое множество.

По всей видимости, покупателем этого шкафа являлся либо же какой-то не богатый дворянин, весьма возможно — представитель духовенства, военного звания, купечества или местной интеллигенции. Крестьянам такая вещь была совсем  не по карману. Хорошая мебель в те времена производилась из ценных пород древесины, инскрустировалась золотом, серебром, другими металлами и стоила очень дорого. Ее приобретение могли позволить себе только очень состоятельные люди.

Мои слова косвенно может подтвердить уже упомянутый мной «Энциклопедический словарь», который сообщает, что к 1 январю 1896 года население  Новоалександровского уезда Ковенской губернии составляло около 230000 человек. Преобладали крестьяне — 170000, насчитывалось  дворян — 4402, духовного сословия — 821, почетных граждан и купцов — 294, мещан — 30889, военного сословия — 8693.

Мой шкаф, за исключением украшающих элементов, был выполнен из сосновых досок. Хотелось бы отметить, что доски перед работой были очень грамотно и хорошо высушены. Об этом можно судить по тому факту, что несмотря на то, что в элементах шкафа много досок с сучками, по прошествии стольких лет, сучки из досок не выпали. Применение сосновых досок также подтверждает мою версию о том, что владел шкафом  человек небогатый.

Замечу, что в том же "Энциклопедическом словаре" есть указание на то, что в Новоалександровском уезде в 1896 году размещалось помимо 3 винокуренных, 7 мукомольных и ряда других заводов, 1 лесопильный завод. Вполне возможно, что именно на этом заводе и были изготовлены доски из которых был сделан наш шкаф.

Хотелось бы рассказать и об основных размерах шкафа. Его высота с учетом 9 см ножек составляет 185 см, ширина 129 см., глубина 63,5 см. Все элементы основного каркаса выполнены из досок толщиной 30 мм. Перегородки — из досок толщиной 18 мм. Выдвижные ящики имеют размер 50х21 см по наружной части, боковые поверхности ящиков выполнены так же из досок толщиной 1,8 см, а вот дно — из досок толщиной 0,8 см. Такую же толщину имеют и доски полочки в шкафу.

При работе, прикасаясь к деталям шкафа, постоянно думалось о тех мастерах, которые создали этот шкаф.  Было очень приятно работать с мебелью из дерева, очень грамотно изготовленной вручную много лет назад по всем классическим правилам и технологиям столярного дела. Ведь шкаф, да и другая мебель, изготовленная в те времена и сегодня радует наши глаза. А этот конкретный, отреставрированный мною шкаф еще долгие годы прослужит его новым хозяевам.  Не в пример современной мебели, которая производится, несмотря на дороговизну, ненадлежащего качества в нарушении всяческих технологий и, зачастую, разваливается чуть ли на сразу же после покупки…

Ну, и в заключении своего вступления хотелось бы показать на фото, какой красавец получился из моего шкафа на выходе.

На этом позвольте закончить свое небольшое, но, думается, достаточно интересное вступление.

Спасибо за внимание.

С уважением, А. Новиков

Ключевые слова:  
Материалы:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Спасибо, очень интересно и много для меня нового.

Очень любопытные (и основательные) сведения, спасибо!

"Да… Это вещь… Дорогой, многоуважаемый шкаф! " (А.П.Чехов!)

Вот это я понимаю! Вот это РЕСТАВРАЦИЯ! Вот это мастеркалсс! очень интересно и познавательно. Тему в закладки, жду продолжения.

Так интересно!!! Спасибо!!! Будем ждать продолжения с нетерпением!

Очень познавательно. Спасибо за просвещение!

Большое спасибо! Познавательно,интересно и очень толково изложено! Ждем продолжения.

Спасибо! Очень интересно было и почитать, и понаблюдать за такой сложной работой.

Настоящая реставрация прекрасного шкафа. А то в последнее вреям как ни зайдешь на Ям, так "реставрация мебели" у мастериц это банальная покраска и декупаж.

GALINA GEM Украшения

А я бы тоже покрасила с деликатной патиной и расписала. Филенчатые двери так и просятся расписать.

Но не декупаж!

Matryoshka-doll

Согласна)

Александр Т. (TernavkiyA)

Ох как с Вами согласен ... Самая верная идея.

Очень интересно и познавательно!!!

Matryoshka-doll

Наконец-то МК настояий от настоящего мастера по дереву! Очень интересно! Продолжения хочу!

super_shadow

Может я невнимательно читал, но самого МК не увидел. Автор благополучно опустил все описание реставрации. Рассказал о самом шкафе и показал уже готовую работу, после реставрационных мероприятий.

Очень жаль. Хотелось бы почерпнуть хоть часть его мастерства. Хоть чуточку...

Кап (ANovikov)

Читайте еще восемь частей МК...

И творчество, и самообразование получилось{#} Спасибо, что поделились очень интересной информацией!

Тоже буду ждать продолжения{#}

Очень интересно, у меня есть очень старинное кресло- трон в очень плачевном состоянии. Там как раз медные гвоздики ручной ковки. Буду на даче, сфотографирую и попробую у Вас проконсультироваться по возрасту. Говорят 16-17 век...

с огромным уважением к Вашему мастерству и знаниям.

Александр Т. (TernavkiyA)

Самое первое русское кресло, хранящееся сейчас в Государственном историческом музее, было создано в XVI веке.

Почитаешь комментарии у многих предметы 16-17 веков пылятся ....очевидное или невероятное? Писал о таких в своем блоге...

С большим нетерпением буду ждать продолжения. Очень интересно)

Коллеге спасибо за хлопоты по описанию процесса работы со старинным шкафом. Только вопрос возник пока один : Какими материалами производилась финишная отделка предмета реставрации ?

Спасибо! Жду продолжения!
У меня самой на очереди - зеркало в раме середины 18 века, а я всё никак не возьмусь за него. Уже пару месяцев. Так и стоит бедное-несчастное на полу в гостиной-)))
И большой стол этого же периода - нужно подновить столешницу (зачистить, подтонировать и покрыть воском), причем все работы провести в условиях квартиры, не на улице -)

Александр Т. (TernavkiyA)

Уважаемая Наталия ! Есть поговорка ... и швец ,и жнец ,и на дуде игрец. Вы образованный человек и должны понимать , что лечить людей должны врачи, учить детей учителя , так почему же реставрировать мебель могут все у кого возникло это желание ?

Маша и медведи (С) (2009)

К сожалению , в наше стране мало настоящих врачей, учителей , реставраторов. Обычно учат других те, кто сам не очень хорошо знает свое дело. Поэтому посмотрев передачи, прочитав статьи ,мастер классы людям кажеться ,что все это-раз плюнуть и начинают сами делать, потому что хороших врачей..,учителей ....мало.

Очень противоречивое чувство после увиденного. С одной стороны просто море полезной информации собрано в одном месте, за что я вам несказанно благодарна. А с другой стороны как-бы так помягче выразиться крайне сомнительный результат в финале. Даже на таких фото, на довольно далеком расстоянии видно, что морилка легла неровно, пятнами, видны следы шпаклевки, и этих следов довольно много. Двуцветный вариант покрытия как говориться дело вкуса. Даже для любителя - это не тот результат, которым можно похвалиться, а уж о профессиональной реставрации вообще речи быть не может. Извините!

Шикарный Мастер-класс!!!! Шикарный шкаф и результат!!!!! Спасибо за такое колличество интересной информации!!!

Шкаф получился красивый, но больше похоже на новодел.Стал "как новый".

ох,и любит же у нас народ "тапками раскидываться"{#}

Да стоит только представить себе СКОЛЬКО работы было проделано мастером!!!Да это шкаф бесценен теперь!!!

низкий поклон мужчинам,у которых руки с нужного места прорастают!

Вы знаете, я не только ПРЕДСТАВЛЯЮ, я ЗНАЮ сколько работы нужно проделать, т.к. последние 4 года занимаюсь собиранием и спасением от свалки старой деревянной мебели. Поэтому мне искренне жаль, что ошибки на финальном этапе перечеркнули огромную предварительную работу.

Спасибо, как всегда, с удовольствием прочитала!!

Спасибо за ваш труд, за ту громадную работу по реставрации и знакомству с историей ))))

Спасибо, интересно пишете и а реставрация мебели -для меня эта тема очень увлекательна ))))

Основательно, со знанием дела, интересно! Жду продолжения ...Желаю творческих успехов!

Очень увлекательный текст, огромное количество сведений и главное, с душой человек делал! Но вот...согласна с Еленой (Музыка камня Elena). Морилка тут оказалась не к месту...Поэтому тоже очень противоречивые чувства от мастер-класса. А вообще у мастера великолепные работы в магазине. Может, качество фото подкачало?

Спасибо! Очень интересно и подробно. Узнал для себя много нового. Я всегда поражаюсь качеству изготовления старинной мебели! Не то что сейчас: пресованные опилки.

С нетерпением ждем продолжения!

Я одна такая? Мне ДО нравится больше, чем ПОСЛЕ. Нисколько не умаляю труд Мастера, его умение и т.д. Но, ИМХО, глаз радуеи именно старинный вариант.

Александр Т. (TernavkiyA)

Вы не одна такая ... Порою заказчики (владельцы старинных предметов) бывают такие непредсказуемые... разумеется за свои же денюшки .

Маша и медведи (С) (2009)

Да, к сожалению.Я обычно пытаюсь таким людям обьяснить.Если не понимают, отказываюсь.Ну или ставлю такую цену за реставрацию, что заказчик отказываеться сам. Не буду я красить антикварную куклу акриловой краской,чтобы замазать дефекты

Сразу видно руку мастера!!! Восхищена. Выше всех похвал!

так как сама иногда занимаюсь переделкой (не реставрацией, не умею) мебели, то отчетливо представляю, какой кропотливый и колоссальный труд: браво!

но новая цветовая гамма шкафа совершенно не понравилась. в старом виде он был действительно шкаф с историей,раритет.

и ручки на нижних шуфлядах были такие замечательные...

возможно заказчик так хотел, бывает. жаль.

Я с уважением отношусь к людям которые стремятся улучшить окружающий нас мир . Но тем не менее в названии темы закралась ошибка .... ремонт - но никак не реставрация старинного шкафа .

Спасибо за интересную информацию .Очень подробно и самое главное действительно это настоящая РЕСТАВРАЦИЯ!!! Удачи Вам в творчестве.

Здравствуйте, очень понравилась эта статья. Я не реставратор, дизайнер интерьеров, но это так интересно - история, технологии производства, в частности, гвоздей, и то, что у шкафа случилось второе рождение.

Не поняла, как работает оригинальная вешалка, она двигается внутри шкафа? или стопорится? Вешалки с одеждой вешаются на пеньки?Не на саму перекладину же? Или на пеньки вешается одежда за воротник, без вешалок?

Если так, то это весьма оригинальный способ! И эти две движущиеся перекладины находятся в одной секции шкафа?

Буду ждать еще интересненькое! С изысками историческими! Благодарность!! Евгения

Благодарю за очень интересную и полезную информацию! Очень для меня актуально.

Григорий

Доброго времени суток.Огромная благодарность Мастеру за такой подробный и содержательный урок по реставрации.Давно искал такой материал и,Слава Богу,нашол.Сам я увлекаюсь поиском старинных предметов,определённой темы нет.Просто вкакойто момент понял ,что брать надо всё.Что-то на обмен,что-то на продажу(накладные затраты бывают ощютимыми),сам собираю несколько позиций.Проходит и мебель.Места мало но я стараюсь забирать то что нахожу после того как нашол на деревенской свалке разбитый шкаф примерн такого-же возраста как представил нам Мастер.Очень символично что нашол я его в той-же Витебской обл.,только в Поставском районе.Сам я только пытаюсь подойти к превой ступени реставрации,а предметы нахожу уже сейчас .Если есть реставраторы кому интересна эта тема-обращайтесь.Я бываю в разных местах Беларуси,если смогу что-то пдсказать-буду рад помоч.Мастеру хочю пожелать здровья и Божьего благословения в работе.Удачи.

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз