Страна фей Мари Лорансен

Страна фей Мари Лорансен | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сколько вы знаете знаменитых женщин-художниц? Уверена, что вы сильно задумаетесь, прежде чем ответить. Я тоже знакома с творчеством очень немногих женщин. И вот на днях мне попалось высказывание довольно известного 75-летнего послевоенного немецкого художника Георга Базелица. По его словам, женщины не могут хорошо рисовать, несмотря на то, что они составляют большинство студентов-художников, они не имеют фундаментального характера, чтобы стать великими художниками. «Женщины-художницы не проходят проверку рынком, а рынок всегда прав», — подчеркнул Георг Базелиц. Конечно, заявление спорное, и многочисленные оппоненты нашли, что ответить художнику… Но не в этом дело. Просто я серьёзно задумалась, почему мы так мало слышим о художницах. Ответ прост — мало рассказывают, поэтому хочу рассказать о творчестве моей любимой художницы Мари Лорансен (Marie Laurencin).  

Её тонкое искусство открыла для себя случайно, благодаря тому же вездесущему интернету, а в институте на лекциях по Истории искусства практически не было женских фамилий. И вот, когда я готовилась к очередному докладу, мне на глаза попались эти необыкновенные картины, которые очень меня заинтересовали.

мари лорансен

живопись

живопись маслом

Мари Лорансен работала с такими знаменитыми мастерами как Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс…В юности Мари расписывала фарфоровые чашки, рисовала на шелке, её любимыми художниками были Боттичелли и Гирландайо. Она посещала занятия в лицее Ламартина, затем поступила в Академию Эмбер, где и встретилась со знаменитым Жоржем Браком.

Женские образы, которые создавала эта французская художница, однажды были названы критиками «созданиями страны фей». Так описывал картины Мари Лорансен знаменитый советский государственный деятель, писатель, критик, искусствовед и переводчик А.В. Луначарский. "В призрачном царстве, голубоватом или gris–perle (серовато–жемчужный с французского), где какой–то туман — наверно, ароматный — наполняет пространство и нежно одевает предметы, едва касаясь земли, и реют не столько люди, сколько видения, женщины абсолютно неземной грации, с какими–то астральными телами, одетыми в бледные платья изысканнейших цветов, смотрят на вас или друг на друга потусторонними глазами".

акварель

фея

цветы

Рассказывая о творчестве Мари Лорансен, нельзя не упомянуть о её любви к французскому поэту и писателю Гийому Аполлинеру. Об их романе написано не мало статей… Молодых людей в 1907 году познакомил Пикассо, он и не подозревал, что между ними могут возникнуть пылкие чувства. Мари в то время жила с матерью и вела довольно скромный образ жизни, практически всё время отдавая живописи.

Хрупкая, изящная двадцатидвухлетняя художница покорила сердце ловеласа Аполлинера, который был любимцем женщин. Вот так он описывал Лорансен в одном из писем. «Это парижский ребёнок… Она вся полна ребяческого очарования. Представьте себе, что она пришла проведать меня на улице Гро, проскакав на верёвочке вдоль всего сада». Из-за постоянных споров и ссор их роман был недолгим, но страстным и продолжился до 1912 года. Достаточно сказать, что за этот период Аполиннер написал несколько сборников стихов, которые впоследствии стали самыми известными и прославили его как любовного лирика.

Мари тоже сочиняла и, тяжело переживая расставание с любимым, написала такие стихи:

Не просто печальная,

А скорбящая

Не просто скорбящая,

А несчастная

Не просто несчастная,

А страдающая

Не просто страдающая,

А покинутая

Не просто покинутая,

А сирая

Не просто сирая,

А изгнанная

Не просто изгнанная

А мертвая,

Не просто мертвая

А забытая…

Собственный, очень индивидуальный живописный стиль художницы сформировался около 1910 года. В её работах сочетаются мотивы рококо ХVIII в. и стиль персидских и монгольских миниатюр. Мари Лорансен создала многочисленные портреты женщин и детей в пастельных нежных тонах. Мужчин она писала очень редко. «Зачем я буду рисовать мертвых рыб, лук или пивные бокалы? Женщины куда более привлекательны!» – сказала когда-то Мари Лорансен. И вот в 1925 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже её работы вызвали всеобщее восхищение публики.

Это портрет знаменитой мадемуазель Шанель. Написана в 1923 году.

романтика

Беспечная, декоративная манера живописи Лорансен идеально соответствовала художественным устремлениям 1920-х годов. Она устояла перед влиянием современных течений в искусстве, сохранив собственный стиль. Но личная жизнь Мари не принесла счастья, выйдя В 1914 году замуж за немецкого землевладельца и художника барона Отто фон Вэтьена и уехав с ним в Испанию из-за начавшейся в то время войны, она вскоре вернулась уже разведённая…

изображения женщин

А вот так Мари Лорансен видела себя. Она часто писала автопортреты.

портрет

В 1920 году Мари Лорансен начинает независимо строить карьеру художницы. Она занимается не только живописью, но и гравюрой, резьбой по дереву, налаживает плодотворное сотрудничество со многими поэтами и писателями, чьи произведения  иллюстрирует, среди них Андре Жид, Поль Моран, Жак Лакретель, Макс Жакоб, Сен-Жон Перс, Марсель Жуандо, Жан Кокто, Жан Полан, Сомерсет Моэм и многие другие. Мари также участвует в артистической жизни Парижа бурных двадцатых годов, рисуя декорации для «Комеди-Франсез (1928 г.) и русского балета Сергея Дягилева (1924 г.).

шанель

франция

французская живопись

Мари Лорансен прошла долгий творческий путь, но личная жизнь так и не сложилась... Всё своё имущество Мари по завещанию оставила своей приёмной дочери. Во Франции помнят и любят творчество Мари, ее картины выставлены с самых лучших музеях, одна из них есть и в Эрмитаже. Вот эта картина — "Вакханка".

Комментарии (21)

Когда смотришь на такие вещи - необычные, странные, не всем приходящие по вкусу, то будто видишь через них всех людей и мир с какого-то особого угла зрения. Через эти картины видно тонкость, хрупкость, изменчивость мира, он, действительно, кажется каким-то зыбким. Но стоит приглядеться и видно, что есть в нем и наивность, доверчивость, искренность.
Спасибо вам, было очень интересно!

Спасибо Вам за такой душевный отзыв!{#} Рада, что работы Мари близки ни мне одной!

Спасибо, что познакомили с творчеством этой замечательной художницы!

Не претендую на правильность суждений, но, на мой взгляд, как-то по-детски. Ей бы дальше идти, получилось бы что-нибудь на уровень выше.

Спасибо автору за статью!

Она придумала себе такой стиль и он её работы стали узнаваемы - увидев однажды, Вы их уже не спутаете с другими. Они, конечно, могут нравится или не нравится... А вот посмотрите, как она писала автопортреты в реалистичной манере, когда училась.

Спасибо, что показали учебные. Первое впечатление - не сильно, нет школы за плечами .Будто картины домохозяйки.Не буду лупить, есть более сильные женщины художники.

Меня эти картины покорили своей трогательностью и непосредственностью{#}

Алена (Alenchev) 09.11.2014

Интересная художница, картины тонкие прозрачные))))))

Спасибо! Очень интересная публикация! В творчестве Мари Лорансен очень ярко отражается ее внутренний мир - изящный, утонченный, тревожный и зыбкий. Наверное, этому способствовала и окружающая атмосфера - нестабильный мир, отсюда - тревожность и зыбкость.

Дом у Моря 09.11.2014

похоже на картинки, которые мы в художественной школе рисовали, лет так в 12-ть.

Прочитала с удовольствием {#}Побольше бы подобных публикаций на ярмарке. Спасибо.

Sveta Filimonova 08.11.2014

Чудесные ,тонкие работы! Спасибо))

mersedes-s (mersedes-s) 08.11.2014

Супер.

Действительно похоже на детские рисунки с глубокими взрослыми чувствами &nbspimage ))

Елена Лиса 08.11.2014
Спасибо Автору, за передачу своего отношения, что я считаю особенно ценным и редким в статьях! Было интересно.

Елена, спасибо за высокую оценку! {#}

Спасибо большое, смотрела с огромным удовольствием и почему-то у меня возникла ассоциация с графикой Нади Рушевой.

Такая талантливая девочка... жаль, что трагическая судьба. Но за свою короткую жизнь она нарисовала боллее 12000 иллюстраций! Поразительно!

Чудесные работы!

Чувственные, с особым настроением...

А насчет высказывания Георга Базелица... Существует же термин "Женское искусство", действительно более близкое женщинам в целом. Именно женщины являются и творцами и реципиентами. Не хотелось бы развивать эту тему, так как она действительно спорная. Но вот мои любимые художники как раз именно женщины{#}

Анна, это точно{#}

интересная публикация!

с удовольствием почитала-посмотрела)))

спасибо)))