китаиская перегородчатая эмаль. клаузоне.
Художественные изделия с перегородчатой эмалью, известные в Европе как «клуазонне», в Китае называют «цзинтайлань» .
Этот уникальный вид декоративно-прикладного искусства возник в Китае в минскую эпоху в годы правления императора Цзиньтай (1450-1457 гг.). В этот период при создании изделий с перегородчатой эмалью часто использовали c добавлениеmдрагоценных камней – сапфиров.
Таким образом изделия и получили свое название «цзинтайлань»: первые два слога обозначают годы, когда была изобретена техника перегородчатой эмали, а последний слог «лань» () переводится с китайского языка как «синий»..
В технике перегородчатой эмали изготовляли ширмы, курильницы, столы, стулья, палочки для еды, чаши, блюдца.
До начала XX изделия из перегородчатой эмали производились исключительно для императорского двора, но в последние годы правления Цин их стали экспортировать в другие страны, где они высоко ценились. В 1904 году на Международной ярмарке в Чикаго пекинская перегородчатая эмаль была удостоена первого призового места.
Процесс производства одного изделия с перегородчатой эмалью очень сложный и кропотливый, требующий как минимум 30 операций:
- Сначала изготавливается медная основа изделия, определяющая будущую форму предмета, будь то ваза, коробочка, тарелка, чашка или что-то другое.
- Затем на поверхности формы выкладываются узоры тончайшей медной проволочкой. Этот этап работы требует особого внимания и умения мастеров.
- После того, как узор готов, промежутки между ними заполняются разноцветнои эмалью.
- Далее заготовку отправляют в печь на обжиг. Для большей прочности изделие подвергают температурной обработке 4-5 раз при температуре 800-900 градусов
- После чего остывшии предмет шлифуют, а отдельные детали покрывают золотом или серебром, чаще всего по краям.
Подобным образом достигается потрясающий и неповторимый вид изделий. Получается яркое красочное и прочное изделие, способное выдержать испытание временем и достойно украсить даже императорские покои (что и делали императоры династии Мин и Цин).
Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным
отсутствием механизированных операций - каждое изделие изготавливается
вручную и является уникальным.