Российская шерсть. "Пехорка" и "Камтекс"

Я уже рассказывала вам свои впечатления о российских производителях шерсти в целом и о Семеновской и Троицкой шерсти, в частности. Сегодня же я хочу сделать обзор на двух других крупных производителей шерсти. Это "Пехорка" и "Камтекс". Я решила объединить их в один пост, потому что первая, по моему мнению, — лучший представитель на российском рынке, а вторая — худший. И, чтобы пост не выглядел слишком хвалебным или ругательным, пусть будут вместе :)

Начну с "Пехорки". Пехорская фабрика была основана в 1905 году как суконная и прошла через множество изменений, прежде чем в 1996 году начала выпускать пряжу. Шерсть для валяния, как и другие фабрики, они начали выпускать недавно.

валяние, обзор

Сразу скажу, что белая шерсть производства пехорской фабрики, я считаю, самая лучшая среди российской шерсти. Я работаю с ней почти также часто, как с моей любимой иностранной шерстью. Причем именно с белой, потому что остальные цвета этой марки, которые я пробовала, были чуть хуже, и есть даже совсем неудачные экземпляры. Расскажу подробнее.

войлок, мнение
Главный плюс "Пехорки" в том, что шерсть очень неплохого качества — мусора нет, грязи нет, цвет ровный, запах приятный. Пехорка пахнет шерстью как-то очень по-домашнему, теплом, уютом, чем-то таким из детства, наверное, бабушкиными варежками :) В этом плане мне с ней работать даже приятнее, чем с итальянской шерстью, которая почти не имеет запаха. К тому же она довольно мягкая — приятна для рук. Если говорить конкретно про белую, то она по качеству мало чем отличается от итальянского мериноса. Я специально давала на сравнение своим домашним две прядки той и другой шерсти белого цвета — отличить никто не смог :)
Вот они на фото рядышком, тонкая пехорка и итальянский меринос 18 микрон. А вы отличите? :)

шерсть, сухое валяниепехорка, материалы для валяния

Также из плюсов — обычно лучшее стоит дороже — но "Пехорка" стоит недорого, я сравнивала и на Ярмарке Мастеров, и в интернете и в рукодельных магазинах — почти везде она дешевле и Троицкой, и Семеновской. Дешевле неё только "Камтекс", но о ней чуть позже. Цветовая гамма в целом тоже неплохая, цвета мягкие, естественные, но, на мой взгляд, их маловато, не очень широкий выбор в сравнении с другими фабриками.

Мне нравится упаковка — пакеты очень удобные: узенькие, компактные, фасовка по 50 грамм, легко открываются, на липучке, рвать или взрезать пакет не надо. Я храню эту шерсть в родной упаковке на полке.

Теперь о минусах. Пехорская фабрика, как и все отечественные фабрики, страдает неравномерным качеством — белая шерсть стабильно хорошая, но вот остальные цвета бывают разные, оттенки от партии к партии отличаются, качество, к сожалению, тоже. В некоторых пакетах попадаются остевые волокна. Самым плохим экземпляром из пехорского ассортимента я бы назвала черную шерсть — она жестковата в сравнении с другими, и там мне попадалось больше всего остевых волосков, причем коричневых. При работе создалось такое впечатление, что из-за того, что это самый темный цвет, на него пускают самую некрасивую и грубую шерсть.

Вобщем, мой вывод такой: среди зарубежных представителей есть, конечно, лучше, гораздо лучше, но на российском рынке из всего, что я пробовала, "Пехорка" подошла мне для работы лучше всех. Их белая шерсть — лучшая на рынке, остальные цвета чуть хуже, но все равно неплохие по сравнению с другими русскими производителями.

Теперь расскажу про "Камтекс". Их фабрика самая молодая — на рынке всего с 1993 года. Как и другие фабрики, занимаются в основном пряжей, шерсть для валяния — дополнительный продукт.

пехора, валяние игрушек

Расскажу про плюсы. Первый и главный плюс этой шерсти — цена. Она гораздо дешевле, чем любая другая шерсть, насколько я знаю, при оптовых закупках на складах можно купить её вдвое дешевле стоимости шерсти других производителей. Второй плюс в том, что у "Камтекса" довольно большая цветовая палитра — разных цветов и оттенков у них, пожалуй, больше всех.

На этом собственно положительное заканчивается. Дальше буду ругать :)

Я покупала эту шерсть два раза — белый и черный цвет. Это не слишком много для полноценного отзыва, но, честно говоря, для меня этого было достаточно и я навряд ли когда-либо еще раз её куплю.

У всех российских производителей можно хотя бы примерно прикинуть тонину, то есть толщину волокон в микронах. К шерсти фабрики "Камтекс" я бы это понятие вообще не применяла. В одном пакете здесь будет шерсть всех уровней толщины — от толстенных непрокрашенных и негнущихся остевых волокон до совсем тоненького легкого пушка — подшерстка. Эта шерсть — вся шерсть со всей овечки, без какого-либо отбора. Для работы это тяжко, я даже не могла подобрать иглу — толстая не управлялась с тоненьким пухом, а тонкая не цепляла толстую ость. Валять очень тяжело.

камтекс

На ощупь она мне тоже совсем не понравилась. Я не знаю, какие на ощупь намертво выжженные перекисью волосы, но думаю, что примерно такие же, как эта шерсть. Очень сухая, жесткая, непослушная и вполне ощутимо колется. Вообще все время, что я пыталась что-то из неё сделать, меня не покидала мысль, что я держу в руках мертвые волокна, было ощущение, что её чем-то таким потравили, что там вообще не осталось ни одной живой клетки.

В валянии мне больше всего нравится процесс. Пока работаешь, создаешь что-то своими руками, очень успокаиваешься. "Камтекс" — это единственная шерсть, от работы, с которой я начала психовать, настолько с ней было сложно. 
Когда я поняла, что игрушки из неё не выйдет, у меня была мысль сделать из неё заготовку, положить её внутрь крупной игрушки, сверху покрыв другой шерстью. Когда я еще училась валять, я так делала с синтепоном. С этой же шерстью у меня ничего не вышло. Не знаю, как такое возможно, но эта шерсть в работе оказалась хуже синтепона!
И напоследок, упаковка мне тоже не понравилась. Шуршащая и неудобная, как у Троицкой шерсти.
Мой вывод. Честно говоря, всю шерсть фабрики "Камтекс", какая у меня была, я выбросила. И больше с ней работать не буду. Я хотела купить еще один пакет просто, чтобы показать вам все это на фото, но один взгляд на неё в магазине и я передумала. Поэтому вот вам вместо этого — фото котика в шерсти, чтобы закончить на положительной нотке! :)

отзыв

Как обычно, мнение исключительно моё, исключительно для сухого валяния. Если вы со мной не согласны или, наоборот, всей душой поддерживаете — буду рада почитать ваши комментарии :)

Комментарии (41)

Возможно, какие-то цеха у них и есть, но полнго цикла нет даже близко.

Вообще, у меня ощущение, что в областях, отдаленных от Троицка территориально, продавцы реализуют либо скупленные где-нибудь подешевке старые запасы Троицкого топса (который обозримое время назад был намного хуже, чем сейчас), либо вообще что-то неизвестного происхождения, расфасованное в упаковку раскрученного производителя (благо заказать такую как у них сейчас - раз плюнуть). Уже довольно давно качество троицкой шерсти заметно выросло. А что касается цвета, например желтого, австралийский меринос мы с подругой подбирали на проект - так там было, по-моему, 3 оттенка равномерно окрашенного, один другого краше+мультиколор в желтой гамме. Тонкую желтую не смотрела, за ненадобностью, но те цвета, которые иногда покупаю для своих нужд - прекрасны! А уж какой они красят темно-синий и темно-фиолетовый (не помню названия цветов) - это просто с ума сойти{#}! И австралийца, и тонкую, и вискозу - мням просто!

Про ость - соглашусь, семеновская тонкая некоторые цвета у меня былы весьма остистые. Впрочем, мне и Пехорка остистая попадалась. Тут, думаю, ничего удивительного, если заказ размещается из давальческого сырья - кто какую шерсть закупил, тот такую и получил. И тут партия на партию может не прийтись{#}.

К вопросу о том, что "Пехорка" лучше, например, Семеновской. Сама Пехорка как таковая ничего не производит, разве что наклеивает этикетки. Они размещают заказы на имеющихся больших производствах (многое, наприме, в Троицке) и продают под собственной торговой маркой. Возможно, иногда производственный цикл "разносится" на разные производства - точно не скажу - что удивительно, цвета Пехорской пряжи, которая красилась в Троицке, одно время выгодно отличались от цветов непосредственно троицкой (сейчас такого не наблюдается). Шерсть для валяния, судя по всему, им производит Семеновская фабрика http://msf.ru/in/price/3-price.pdf

Интересно...
Вообще я их сравнивала, прямо одинаковые цвета рядышком укладывала и смотрела - и Троицкая и Семеновская более жесткие, чем Пехора. В семеновской больше остевых волокон, гораздо больше...
Про цвета - мне, честно говоря, и сейчас кажется, что у Троицкой цвета хуже - ну слишком уж яркие. Если брать желтый, например, у троицкой он прямо цыплячьего цвета, очень броский, мало где можно в чистом виде использовать..
У пехорки он ближе к лимонному, чуть спокойнее... И опять же мягче.
Я ни разу не слышала, что пехорка не имеет собственного производства, я в Иркутске, поэтому точной информации на этот счет у меня нет.
Но вообще странно - если они ничего сами не производят, то как получилось, что качество лучше, чем у фабрик-производителей?
Спасибо за информацию, буду узнавать{#}

Ольга 07.11.2014

Спасибо за обзор! Теперь обязательно попробую белую Пехорку image

Алёна, а игрушки Ваши загляденье, особенно Жирафик Френсис ! Очарователен!!!

Спасибо за добрые слова!{#}
Надеюсь, шёрстка не разочарует)

Спасибо за публикацию , вызывает желание попробовать )))

всегда рада{#} удачи в творчестве!)

Спасибоimage буду знатьimage

Я тоже думала, что речь пойдет о пряже, но дочитала Вашу статью до конца и с интересом, несмотря на то что валянием не занимаюсь. Но обзор написан хорошо, если бы решила начать, мне бы он помог в выборе материала.
А игрушки у Вас - просто загляденье!

не думала, что будет выглядеть как статья про пряжу{#}
думала, если раздел будет сухое валяние, то никто не перепутает)
спасибо, рада, что вам понравились малыши{#}

отличный обзор! спасибо image я как-то писала о проекте компании "Квест-А", который сейчас реализуют в Карачаево-Черкесии - там хотят создать фабрику полного цикла: от производства камвольной ленты до пряжи и потом уже готовых изделий из этой пряжи. Как рассказал тогда руководитель, российские производители пока предпочитают сырьевое производство: выпускают камвольную ленту, продают заграницу, а уже там ее доволдят до ума - прядут, красят и т.д. Будем надеяться, что когда-нибудь ситуацию поменяется и наши пряжи будут очень-очень хороши image

всегда пожалуйста)
и я надеюсь!{#} все-таки спроса у них больше в последние годы, когда ручная работа стала более популярна) может быть от спроса и предложение станет получше)

Спасибо! Люблю такие познавательные и полезные обзоры!

всегда пожалуйста!{#}

Я не валяльщица, но все вышесказанное относится и к пряже этих производителей. "Пехорская шапка" и "Зимняя премьера" - на уровне хороших пряж известных мировых брендов, при этом намного дешевле. Моя сестра комплект из "Зимней премьеры" стирает в машине - и ему ничего не делается!

И связала я себе как-то кофту из камтексовского мохера. Цвет - очумительный, словно светящийся. Но как же адски лезет и колется!

И это жутко расстраивает{#}У камтекса есть один оттенок, который я давно не могу больше нигде найти. Когда вижу его в магазине, прямо злюсь. При таком красивом цвете и такое качество...

Да, эта пряжа - как красавица с непереносимым характером: лучше любоваться на расстоянии.

А я вот вообще не вяжу и не валяю из нашей шерстки{#} каюсь...не поддерживаю отечественного пр-ля...ну никак не тягаться ему с качеством импортной шерстки...хотя,очень-очень редко вяжу из нашей пряжи...даже не вспомню когда и что что это было в последний раз...

В самом начале своего валяльного пути я что-то пыталась сделать из нашей шерсти, и сразу купила итал. - поэтому не могу оценить Ваш сравнительный анализ в полной мере, но я за импортную шерстьimage

Я, если честно, о популярности итальянской пряжи узнала только на ЯМ. У нас не продают, нашла только в одном магазине в остатках. Ее боятся заказывать, не будут покупать из-за цены. Кроме российской пряжи больше всего представлена Турция. А при покупке хочется потрогать и цвет посмотреть, да и докупать иногда надо. Заказывать через интернет "кота в мешке" тоже не хочется.

Верно) в основном так ко мне и попадала российская шерсть. Когда какой-то цвет нужен срочно, заказывать - не вариант. Долго ждать и еще вдруг не то придет. Приходится ходить по магазинам и смотреть, что из нашего можно использовать.
У нас в Иркутске зарубежной шерсти очень мало, срочно для работы не найдешь, увы( Если бы новозеландская шерсть была в наших магазинах в ассортименте, то, конечно, навряд ли кто-то пользовался бы отечественной, а так ничего не поделаешь, иногда приходится с ней работать....

А я пока для себя тоже как более менее выделила Пехорку в частности "Мериносовую" и "Перспективную". Камтекс только один раз покупала "Хризонтему", цвет хороший, но очень колется! А еще недавно Ламу покупала... И совсем стало обидно, что не могут у нас наладить производство хорошей пряжи.

Да, обидно. Хотя я тихо надеюсь, что со временем наладят) все-таки с шерстью есть какие-то улучшения за последние годы, кто знает, может, еще вырастет качество..

Не знаю как для валяния, не валяю.

А для вязания Пехорка - самое худшее, что когда -либо вязала ( а вяжу уже более 30 лет), причём какой артикул не возьми, везде есть остевые волосы, пряжа почти вся жёсткая, на ощупь не приятная.

А вот у Камтекса есть очень даже инеплохие артикулы.

Вывод - для вязания Пехорку никогда в жизни больше не куплю, Камтекс покупать можно, но всегда выбирать в очном магазине, чтобы можно было посмотреть-пощупать.

Елена А. 05.11.2014

Я валяю только по мокрому{#}.и пехоркой цветной очень довольна...а вот цвет суровый-ужас!!!!плохо валяется.в лентах разные цвета и белый,и желтоватый и все разного качества(может просто мне так попался).Цвет джинс-красота!в разных партиях цвета очень сильно друг от друга отличаются,но все по-своему хороши.

наверно мне сильно везет с белой - уже столько пакетов её ушло и вся одинаково хорошая) Хотя некоторые её ругают...
суровый пехорка мне не попадалась пока, но буду знать, если что, спасибо{#}

Norgi 05.11.2014

Не валяю, но Пехорку люблю. Покупать её, конечно, лучше в реальных магазинах - с примеркой, так сказать. Скверного качества чёрный цвет мне тоже попадался.

А шерсть для валяния разрешают пощупать перед покупкой?

Я новые цвета стараюсь вживую брать, если нужно, а вот белую пехору заказываю помногу)
Российскую шерсть не пощупаешь - она в закрытых пакетах, может только, если продавец попадется очень добрый) Но её видно и так, все пакеты прозрачные, можно рассмотреть как следует сквозь упаковку...
Вот импортную - запросто, она на развес, большими рулонами или мотками - можно и посмотреть или потрогать)

Norgi 05.11.2014

Точно-точно, я вспомнила, что семёновский топс брала в наглухо запечатанных пакетах. Чёрный там, кстати, тоже был не ахти - видимо, это проблема не только Пехорки. А чтоб на глаз определить - для этого, наверно, нужно быть валяльщиком)))

и все равно можно ошибиться) камтекс сквозь пакет мне показалась очень неплохой шерсткой... потом стояла в магазине, разглядывала этот пакет и удивлялась, как я могла её купить{#}

Анна Ширяева 05.11.2014

Алена, спасибо огромное за статью! Я ни разу еще не пробовала ни Камтекс, ни Пехорку, теперь буду знать, что заказывать для нашего дела точно не стоит!!!

всегда рада) вам спасибо)

...про КАМТЕКС-совершенно согласна)) Да, на ощупь-пережённые волосы(((( Но для моих картин в качестве фона подходит и цена устраивает.

Marianna-Sofia 05.11.2014

Алена, согласна с Вами. Я хоть не валяю, а вяжу, тоже, попробовав многие виды пряжи, и нашей, и импортной, при сопоставлении цены-качества, тоже пришла к выводу, что пехорская пряжа самый оптимальный вариант. И по-поводу цветов пряжи тоже согласна - можно бы и поразнообразнее.

спасибо) я надеюсь, что они добавят цвета со временем) оттенки у них хорошие, в сравнении с той же троицкой, только побольше бы цветов...

Дочитала до конца и увидела приписку-сухое валяние.Для мокрого совсем другая история с этими шерстюками

Наталья, буду рада, если расскажете{#}
моего опыта, увы, недостаточно, чтобы уверенно говорить про мокрое валяние...

Все-таки, лучшее -враг хорошего)). И импортная шерсть в разы отличается по качеству. Не тот у нас климат, не водятся нужные породы овец)). Среди отечественной, Семеновская цвет суровый и только он не вызывает нареканий. Пехорка -неплохая). Пробовала Вереск и Бруснику. Но, DHG лучше!!!

Вообще-то, и итальянская и немецкая мериносовая шерсть вырабатывается из австралийского или новозеландского сырья - основная масса мирового мериносового стада проживает именно там. Так что про климат - пальцем в небо{#}.

Согласна с Вами))

на первом месте пехорка)))

если выбирать из Российских производителей

А я думала, что тут про пряжу будет{#}

жаль вас разочаровывать{#}
хотя я думаю к пряже это тоже имеет отношение, ведь шерсть - изначальное сырье для производства пряжи на всех фабриках, которые выпускают шерсть для валяния.
Я из интереса, после того, как поработала с камтексом, читала отзывы на их пряжу в интернете - было интересно, что же получается на выходе из такой шерсти.
И многие писали тоже, что жесткая, колется, волокна топорщатся из ниток...