Энкаустикой называют живопись восковыми красками.
Расцвет и популярность энкаустики приходятся на эпоху античности, когда она была столь же излюбленной и распространенной техникой, как темпера в средние века или масляная живопись, начиная с эпохи Возрождения и до нашего времени. Выдающиеся мастера Древней Греции Парассий, Полигнот, Зевскис писали энкаустическими красками и достигали, как сообщают нам их современники, поразительной живости изображения. Про Зевскиса античные авторы рассказывают, что будто бы он однажды так написал виноград, что птицы слетались его клевать. Конечно, это всего лишь легенда, но она косвенно свидетельствует о необыкновенных возможностях энкаустической техники.
Пчелиный воск, применяемый в качестве связующего вещества, придает краскам много ценных качеств: он стоек к воздействию внешних условий, влагонепроницаем и обладает прекрасной связующей способностью. При высыхании воск не уменьшается в объеме так сильно, как масло; не темнеет и не желтеет со временем, обладает прозрачностью и большой пластичностью, позволяющей получить красивый рельефный мазок
Воск в его обычном состоянии невозможно употреблять для живописи, для этого его следует привести в жидкое состояние, а это можно сделать или путем разогрева на огне, или путем растворения в эфирных маслах, но в последнем случае мы получим восковую эмульсию, и живопись, исполненную такими красками, будет более правильно называть восковой темперой, а не энкаустикой. Настоящей же, классической энкаустикой была живопись разогретыми восковыми красками, о чем говорят два факта: во-первых, сообщение Плиния о том, чтобы восковые краски «делать жидкими» и «употреблять кисть». Во-вторых, само слово «энкаустика» в переводе означает «вжигание», и, следовательно, энкаустическая живопись это не только живопись восковыми красками, но и предварительно разогретыми или вжигаемыми после окончания работы. Но как производилось вжигание? Вот главный вопрос, на который по сей день также нет полного ответа.
Разогревание восковых красок возможно различным образом: на металлической жаровне, подогревом основы, на которой ведется живопись, или применением горячих инструментов. Наконец, возможна работа и твердыми холодными восковыми красками путем набора из отдельных кусочков подобно смальтовой мозаике, с тем, чтобы затем набранное изображение оплавить и обработать горячими инструментами.
Неизвестно также и когда была изобретена энкаустика. Плиний писал: «Неизвестно, кто начал первым рисовать по воску и заниматься энкаустической живописью». Если бы энкаустика была изобретена в Древней Греции, то Плиний, первый знаток и историк античного искусства, знал бы и об этом. Вероятно, поэтому живопись восковыми красками была известна еще до греков.
Наиболее известными из сохранившихся образцов энкаустики являются Фаюмские портреты (погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году).
Портрет мальчика по имени Евтихий. Из собрания Музея Метрополитен
Химический анализ показал наличие в красочном слое воска. Но применялся ли он в холодном или разогретом состоянии, неизвестно, и поэтому нельзя утверждать, что это была энкаустика, а не восковая темпера.
Более конкретными сведениями из области энкаустической техники мы обязаны художнику В. Хвостенко, посвятившему изучению энкаустики многие годы, который, можно сказать, заложил основы технологии современной энкаустики, возбудил интерес к этой технике у многих советских художников.
Своими реконструкциями, сделанными на основе исследования античных образцов и изучения письменных источников, В. Хвостенко подтвердил предположение, что в античности было два основных способа энкаустики: горячий и холодный. Исполненные им в энкаустике живописные произведения наглядно продемонстрировали целый ряд преимуществ горячего способа. Цвет, положенный на поверхность, совершенно не изменяется, красочный слой сохраняет свежесть и после высыхания, благодаря чему живопись всегда выглядит сочной и свежей, мазки краски сохраняют рельефность, а лессировки позволяют достигать тончайших нюансов. Энкаустика позволяет работать пастозными и тонкими лессировочными слоями, соответственно приготовляя корпусные и лессировочные краски. В качестве основы энкаустической живописи служат дерево, мрамор, шифер и др. Причем с каждой из этих поверхностей воск одинаково хорошо сцепляется.
Современные художники-любители, рисующие в технике энкаустики, используют уже готовый цветной воск и каутерий – ручку с нагревательным наконечником и сменными насадками – для прорисовки мелких деталей и обычный маленький утюжок без отверстий на подошве. С помощью этих нехитрых инструментов можно нарисовать вот такую картину
Или вот такую («Цветные переливы», художник Светлана, фамилия не указана)
Профессиональные художники в качестве красок используют состав «Энкаустика» - смесь кристаллов воска и смолы Даммар (закристаллизованный сок елки, родина которой Индонезия). Эта смесь разогревается при 175 градусах, затем добавляются пигменты и краска готова к использованию. Для рисования используют кисти различных размеров и собственные пальцы.
Художник фиксирует каждый слой с помощью нагревания пламенем поверхности, перед нанесением нового слоя. Некоторые картины могут иметь десять или более слоев, создавая неповторимые эффекты.
Техника энкаустики чем-то схожа с акварельной живописью в части создания эффекта воздушности, прозрачности и переливов нежных цветов, когда свет проходит через полупрозрачные слои и отражается обратно на поверхность.
«Вербы в вазе», автор Ольга Гришнякова
Но акварель, при всем богатстве и разнообразии применяемых техник, в отличие от энкаустки, не позволяет делать рельефные мазки, и создавать тем самым фактурный объем рисунка.
Таким образом, энкаустика соединяет в себе нежность и прозрачность световых эффектов акварели, и рельефность масляной живописи в сочетании с тончайшей лессировкой.
«Пион», автор Ольга Гришнякова