Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Из истории русских народных кукол

Из истории русских народных кукол

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Народные куклы

Я очень люблю кукол. Куклы бывают разные. И, разумеется, в какой-то момент приходит вопрос: а как все начиналось? Какими были первые русские куклы?

Особенностью русских народных кукол является то, что их делали изначально без использования ножниц и иголки. Этим и объясняются названия некоторых из них — рванка (ткань не резали, а рвали руками), мотанка (куклу мотали из ткани с помощью ниток).

русская кукла

Русские народные куклы безлики. Изначально считалось, что кукла должна быть безликой, чтоб в нее не вселились злые духи и не навредили хозяину куклы. Да и сейчас психологи считают, что безликая кукла полезна. Лицо человека выражает самые разные эмоции, меняется в зависимости от настроения. Лицо же куклы — всегда одинаково. А когда лицо не прорисовано — его можно увидеть каждый раз разным.

Чтобы воздух в избе был чистый, наши предки изготавливали полезную куколку Кубышку-травницу. Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами — душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. 

Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница-бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни.

кукла

Еще одна интересная кукла — оберег на здоровье, точнее, целая вереница кукол — это Лихоманки (Лихорадки). Их роль — привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселится в одну из них… Поэтому делают Лихоманок из очень ярких, заметных тканей. Кукол делают на связке, которую подвешивают возле дымохода, т.е. возле того места, откуда по народным поверьям обычно в дом попадают непрошеные гости — болезни. 

Середина осени и конец весны, когда начинается большинство простудных заболеваний самое время для изготовления кукол Лихоманок. Согласно древнеславянской мифологии различного рода заболевания связанные с ознобом или жаром называли лихорадками или сестрами-трясовицами и представляли их в образе тощих злобных крылатых женщин в белом, с непокрытой лохматой головой и клюкой в руках. Эти злые существа, отсидев положенное время глубоко под землей, вылетали на белый свет и разлетались в разные стороны. Они с жадностью набрасывались на людей, и вызывали различные заболевания. Привязавшаяся к человеку женщина-лихорадка начинала "жечь и палить, в мир ходить, людской род трясти, знобить, мучить, тело сушить, кости ломить и жилы тянуть". По характеру заболеваний и течению болезней наблюдательный народ выделил 12 основных сестер-лихорадок. В названиях их имен были обычно отражены симптомы заболеваний, и в разных местах она были разные:

Невея,— мертвящая. Сидела Невея глубоко под землей прикованная железными цепями к столбу, а если удавалось ей вырваться, то она появлялась среди людей и косила целые поселения не щадя никого.

Огнея — вызывала жар и высокую температуру.

Ледея (Знобуха) — вызывала сильный озноб.

Грудница — изнуряла человека сильным кашлем, вызывала одышку.

Глухея — закладывала уши.

Ломея-Костоломка — вызывала боль в суставах и ломоту во всем теле.

Тайная  — разные скорби творила, никто не мог ее распознать

Пухнея — вызывала сильные отеки, водянку.

Желтея — вызывала болезни печени и желчного пузыря, окрашивая кожу человека в желтый цвет

Корчея — любила чужие жилы на свои кулачки наматывать, заставляя мучиться от боли.

Гладея — изводила бессонницей.

Гнетея — лишала аппетита.

Тринадцатая Кумоха — самая старшая, «наибольшая» из них и самая злая. Именно Кумоха посылает своих сестер в мир людей — "знобить, грешное тело мучить и белые кости крушить".  

Поэтому и делали связку из 12 куколок, а посередине тринадцатая — большая, самая главная. 

Отработавших свой срок кукол весной сжигали.

народные куклы

Раньше у каждой девочки была куколка Желанница, маленьким их делала мама или старшая сестра, потом уже изготавливали для себя самостоятельно. Куколка делается в тайне, мужчины не должны ее видеть ни в коем случае. Эта куколка — подружка и помощница в исполнении желаний. Хранить ее нужно в тайном месте, желательно в плетеном сундучке, вместе с маленьким красивым зеркальцем. Когда нужно что-то у куколки попросить — ей делают подарок: пришивают на фартучек красивую бусинку или пуговичку, привязывают яркую ленточку или тесемочку. Потом куколку надо показать в зеркальце и сказать: "Посмотри, какая ты красавица, а за подарочек моё  желание исполни..." И, конечно, иногда надо делать своей куколке подарочки просто так, без просьб.

обереговые куклы

А еще покажу вам сегодня куклу Рябинку. Она с деревом рябиной связана, символом женской мудрости, материнства, домашнего очага считается.

Очень наши предки рябину почитали, аж четыре раза в год справляли ее именины. А на осенние (23 сентября) именины рябины раньше наступали первые заморозки и именно после них можно было собирать рябину. Якобы на свои именины горьковатая рябина становится сладкой.

И еще на осенние именины рябины делали куколку Рябинку — оберег дому от всякой нечисти,от болезней и ссор, хранительницу мира и любви в доме.

Мастерили ее, взяв за основу рябиновую веточку. Рябиновыми бусами и красным платочком украшали. А размещали напротив входной двери — чтобы всех входящих Матушка-Рябинушка видела и никакого зла в дом не допустила.

Русские куклы были не только обереговые, но и игровые.  В этом плане особенно замечательная кукла-перевертыш Девка-Баба. Эта оригинальная кукла была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. В народе ее называют "вертушка", "перевертыш", "девка-баба", "девушка-женщина". В чем же ее необычность? В том, что одна кукла содержит в себе два образа. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы (например, "девка"), то вторая ("баба") скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то "баба" откроется, а "девка" скроется. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой. Прежде дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской, а современным детям это надо объяснять и показывать. Кукла "перевертыш" может послужить хорошим пособием для этого, так как не требует тщательной проработки деталей, а нуждается в самой общей характеристике: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины — более темные тона (без красного), две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя).

Вот такие они — предки нынешних кукол.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email