Про гадких гусениц и очаровательных бабочек или Поверьте в новичков

Про гадких гусениц и очаровательных бабочек или Поверьте в новичков | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Дорогие друзья, сегодня я подниму тему, которая преследует меня несколько недель подряд. Все началось со случайного и весьма неприятного знакомства с сообществом в одной из соцсетей. Семь тысяч подписчиков, бурное комментирование, такая активность, просто прелесть. На страницах сообщества собраны самые неудачные изделия ручной работы. Да, будем откровенны – это поделки (как все мы любим это слово, правда?). Вещицы далеки от совершенства, но меня до глубины души поразило, сколько неприятных и агрессивных комментариев собирают эти фото.  Я молю бога, чтобы авторы этих работ никогда не наткнулись в сети на столь «объективную критику».

Верите, я не спала всю ночь, плакала, вспоминала свои первые кривые цветы и молилась. Благодарила, что в свое время не встретила тех, кто сказал бы мне, слепой и наивной девочке, правду. Мол, уродов ты лепишь, руки из одного места, правильно мама с папой говорили. Иди математику учи или работай дворником, хотя и подметать не умеешь, растяпа.

Мне было так больно и обидно за девочек, которые шили-лепили-вязали. Может, они в первый раз в жизни открыли в себе тягу к творчеству. Впервые поверили, что и у них получится создать что-то красивое. Я утешала себя мыслью, что админы сообщества – это далекие от хендмейда люди, ну потому что не может рукодельница такими гадостями заниматься. Ну не может. Ага...

Дорогие мастера, давайте вспомним наши самые первые изделия. Сколько было радости, а? Да, сейчас это стыдно вспоминать, но тогда казалось невозможное возможным, мир преображался, жизнь обретала смысл, а руки – силу.

Почему-то некоторые забывают, что несколько лет назад и они были новичками. Мне кажется, это самое опрометчивое, что может позволить себе творец. Возгордиться. И начать классифицировать людей на тех «кому дано» и тех «у кого руки не оттуда». Забыть о том, что он – всего лишь инструмент в руках Бога. Что не он придумал краски и крахмал, ткачество и валяние, скульптуру и вышивку. Какие мы имеем права на ремесло, которым занимаемся? А?

А потом я имела неприятность познакомиться с еще одной статьей. Суть ее заключается в том, что хендмейд стал настолько популярным, что всякая домохозяйка (это ж самое большое оскорбление, читай «курица в бигуди») смеет брать в руки бисер и глину, а потом ПРОДАВАТЬ свои гадкие поделки. И именно потому якобы Ярмарка превратилась в свалку. В свалку?!! Я постоянно ищу что-то на ЯМ и ни разу не видела здесь низкопробного ширпотреба. Наоборот не устаю восхищаться, сколько оригинальных идей, сколько техник... Если бы не интернет, мы бы даже не узнали о них! И вдруг – свалка!))))) Может, истина в глазах смотрящего?

Словом, по логике автора, «сначала добейся», а потом уже хендмейдером себя считай. Ну и продавать не смей, пока не «добьешься». Мне вот интересно, а как понять, что ты уже «добился», если не путем оценки спроса на твои вещи? По отзывам подруг? Или по критике таких вот «великих мастеров», которые, несомненно, хороши в своем деле, но немножко злы. Копеечка – лучший стимул творить дальше.

Меседж, который я хочу донести до всех. На своем убедительном примере. НЕ БЫВАЕТ КРИВЫХ РУК. Бывают люди, которые в тебя не верят.

На фото ниже моя первая роза. А еще ниже – цветы, которые получаются сейчас. Как бы прогресс есть. Но я не причисляю себя к «тем, кому дано». Я просто уделила лепке много времени, и потому подросла. Это под силу каждому. Да, каждому!!! И через год я буду смотреть не сегодняшнюю розу с ужасом, потому что мастер учится всю жизнь. Так разве можно тут говорить о «Добейся»? Творчество – это процесс, а не результат!

вдохновение, новичок, критика, шите, бисер, цветы ручной работы

творчество, новички, лепка, игрушки, вышивка

Всю свою жизнь я считала, что руки из плеч – ну точно не обо мне, чему охотно вторили все вокруг. А потом я встретила своего супруга, и вот, я леплю, его мама – рисует. Неуверенные в себе женщины, «забитые» и затюканые, мы взяли инструмент, засучили рукава и просто попробовали, потому что он в нас поверил.

После килограммов испорченной глины, экспериментов, слез и поисков, материал наконец-то мне сдался. И начал слушаться. Да,цветы далеки от совершенства, но пока что мне нравится то, что выходит.

А раньше хотелось рвать на себе волосы. Потому что каждый новичок, будьте уверены, видит свои огрехи. Видит, что здесь толсто, здесь криво. У такого-то мастера ровненько и ярко, а у меня – тускло и кособоко. Что же не так? Ищешь, думаешь... Находишь. И так «приятно», когда к голосу внутреннего демона «брось, ты чудовищно лепишь, брось!!!» присоединяется такая вот «критика». Просто на пустом месте – руки не оттуда, ты – домохозяйка, в художественной школе не училась, бла-бла-бла.

Как будто великие мастера рождаются из лона матери уже с кисточкой в руке. Готовые. Талантливые. А все остальные – прирожденные дворники.

Моя просьба заключается в следующем. Просто попытайтесь поверить в новичков. Просто представьте, что они не сдадутся. Всем, всем людям дано чего-то добиться, если они хотят. Желание – вот главный критерий. У меня есть знакомый музыкант без ритмического слуха. Если бы вы только знали, как ему трудно заниматься, не попадая в такт. Но он влюблен в музыку, и уже лет десять спит и ест с гитарой. А какие он сочиняет соло! Да, играет их криво, но они божественны.

А сколько людей вообще без рук (а порой и без ног) творят?

Если человек мечтает рисовать – он научится. Сейчас полетят тапки, знаю. Мы же привыкли всех классифицировать на гадких гусениц и очаровательных бабочек. Но только время знает правду.

Что касается продаж первых кривых работ, то заметьте: новички никого не бьют палкой, не отбирают кошелек, не заставляют покупать у них. Копеечный брелочек из полимерки можно и купить. Будет пожертвование на благо творчества. Окрылит человека. Придет он домой, где его тут же захотят на путь истинный направить (иди деньги зарабатывать!). А он: «А вот, брелочек продал, 50 рублей!».

Я не пойму, почему некоторых хендмейдеров так бесят новички? Автор статьи, которая упоминается, пишет, что они, дескать, порочат имя художника. Простите, но я верю настоящим художникам плевать на свое имя. Они счастливы, занимаясь своим делом, служа людям, воплощая в жизнь приходящие свыше идеи. И к новичку они испытывают разве что снисхождение. И им не лень подбодрить. Язык не отсохнет. Или может уместно смеяться над годовалым малышом? Кричать ему: «Сначала научись делать шаги, а потом ходи!».

В заключении я хочу сказать, что ни в коем случае не отношу себя к тем, «кому дано». Я очень долго делала уродливые вещи, и сейчас тоже иногда получаются чудовища. Я до сих пор не верю, что мои цветы можно покупать, что они «как живые». Какие ж они живые? Вот проволока выступает, там тонировка неравномерная, а стебель опять кривой! И мои руки «не оттуда», но выравниваю потихоньку, и верю, что каждый сможет. Нет, я не хвастаюсь, нечем ведь. Просто пытаюсь защитить новичков, которые ни в коем случае на собираются захламить рукодельные сообщетсва своими "полепушками", чтобы за ними пользователи не сумели разглядеть шедевров настоящих, состоявшихся мастеров. Мы просто хотим делать мир красивее, правда, это не сразу получается.
Быть может, человеку, у которого талант с детства, которому учителя твердили «Ты будущий гений!», которого родители возили на выставки, может быть у него иное понимание вещей. Но нам, гадким гусеницам, мир творчества видится иначе...

Комментарии
Комментариев пока нет