О гальванике - без формул

Что же это такое интересное, что заставило матерую валяльщицу ))) задвинуть подальше ящик с шерстью и начать создавать совсем другую красоту? Честно говоря, я занялась гальваникой с одной лишь целью - меднить и латунить фурнитуру для своих войлочных сумок, ведь так трудно подобрать все одного цвета! Но оказалось, что с большей частью фурнитуры этот номер не проходит, но зато в гальванике столько возможностей!! Не оторваться!))
О том, что такое гальваника, полным-полно статей в интернете, также там приводятся схемы электрической цепи и химический состав растворов - во все это "сильно заумное" многие не хотят или не могут вникать, да собственно, и незачем, если не собираешься этим заняться. Мне удобно думать, что мозг устроен так же, как компьютер, и любая лишняя информация, накопленная в нем, ухудшает быстродействие, не оставляет свободного пространства для творчества. Поэтому для многих вещей достаточно общего понимания, если появится необходимость - всегда можно поднакопить информации, разобраться подробнее.
Вряд ли я расскажу о гальванике лучше, чем это сделал
Но все же попробую сказать пару слов о гальванике без схем и формул, специально для моих подписчиков и коллег по "войлочному цеху", озадаченных метаморфозами в моем магазине))). Очень много вопросов и догадок, иногда весьма забавных)))
Я не "окунаю всякое в жидкую медь" - это невозможно, медь - твердая. И не крашу медной краской - вещицы получаются действительно медные, твердые и прочные. И не отливаю из меди - плавить металл - это для меня пока слишком сложно! И, да - гальванику не я придумала, и омеднять растения - тоже! )))) А суть процесса в следующем.
В посудке разводится "маринад" из большого количества воды и пары флаконов химии из хозяйственного магазина. В основе химии - медный купорос, синенькие кристаллы, знакомые дачникам - его используют как удобрение. И автомобильный электролит, который автомобилисты наливают в аккумулятор. В посудку (емкость, которую называют гальванической ванной) - с одной стороны помещается кусок настоящей меди - лист или трубка (трубки легче купить, они продаются много где и используются в кондиционерах и холодильниках). Эту пластинку называют Анод. С другой стороны в емкость помещается деталька, которая хочет стать медной. Как только она погружается в раствор, ее называют Катод. (прим.: в гальванике, в отличие от электролиза, + и - меняются местами. Впрочем я и сама путаю термины, поправьте, если опять ошиблась, главное - не перепутать провода, "+" - красный - на отдающую пластину, "-" - черный - на принимающую). Точный рецепт "маринада" ищется по запросу "состав электролита для меднения", кто заинтересуется формулами и цифрами, найдет без затруднений.
Эта деталька, которую хотим покрыть медью, обязательно должна уметь проводить ток, то есть, быть металлической, или ее покрывают специальным составом, который ток проводит. Чаще всего это лак на основе графита - того самого, что в карандашах. Лак продается в магазинах для радиолюбителей, дороговат, но вполне доступен. Затем к листу меди и к детальке прикрепляются проводки и на них подается электричество - совсем небольшое, не более чем при зарядке телефона. И тут начинается волшебство. Медь с пластины "растворяется" в "маринаде" и нарастает на детальке. То есть лист меди отдает свои частички, а деталька эти частички принимает. Химический раствор и электричество помогают микро-частицам металла поменять место жительства .
У меня эта конструкция выглядит так:
Чем дольше деталька находится в растворе, тем больше меди на ней нарастает, и тем тверже она становится. Процесс это довольно долгий, несколько часов, а то и дней - чем больше деталька и чем толще нужно получить слой меди - тем дольше. И тем сильнее "худеет" лист меди, отдающий себя во благо)))
Гальванику используют не только для меднения, но и для покрытия предметов другими металлами, в том числе и драгоценными. Но это в домашних условиях делать сложно и опасно - химия используется совсем другая, не из супермаркета, и отдающий металл, разумеется, должен быть тот же, которым изделие покрывается. Металлом можно покрыть любой объект или часть объекта, или сделать металлическую копию - в этом и есть смысл гальваники.
Органические предметы (растения, перышки, ракушки и т.п.) предварительно нужно полностью покрыть графитом, а потом меднить. При этом растение получается в меди, как в саркофаге - без доступа воздуха оно не гниет и не портится. Слой меди нужно делать довольно толстым - чтобы было прочно. Металлические предметы (правда, не все металлы подходят) меднятся сами, без графита.
Многие материалы нельзя погружать в элктролит, например, первое, что я сделала, конечно же - частично обмазала графитом войлочный шарик и сунула его в раствор! Если у вас есть машина и электролит хоть раз попадал на вашу одежду, вы поймете что произошло))) таки да, шерсть в раствор - нельзя! и еще много чего нельзя, без риска испортить волшебный бульончик.
Так что если надумаете вникать в тему и попробовать это увлекательное занятие - не размахивайтесь сразу на аквариум в 20 литров, попробуйте в малых количествах.
Гальваническое покрытие металлом можно нанести и на маленькую бусинку, и на целый большой памятник! Но для этого, конечно, нужна не маленькая посудка, а целый большой бассейн раствора и много-много металла. Еще - большие и криволинейные объекты покрывают металлом гальванической кистью, но это уже другая история... Так реставрируют памятники, например, гальваникой - бронзой - покрыта четверка лошадей на фронтоне Большого театра.
В домашних условиях и "для девочек" интереснее всего меднить различные природные объекты и делать из них потом украшения.
Меднение растений процесс увлекательный, но больше меня привлекло в гальванике другое - создание текстур.
Об этом -
Красота какая! Оксана, ну Вы же знаете- талантливый человек - талантлив во всем!
, я тоже, как и другие, удивилась изменениям в Вашем магазине, а этой статьей Вы заинтересовали и увлекли, захотелось узнать больше о гальванике, тем более у сына любимый предмет в школе химия! Так что спасибо огромное, может быть и мы попробуем! Интересно очень! Успехов Вам во всех начинаниях!
Спасибо))) а у меня тройка по химии была))) Наверстываю))))
Спасибо, занимательно и интересно написано - все понятно. +1
к тому и стремилась, спасибо)
Оксана, когда вижу твои работы и рассказы о гальванике, мой внутрегний голос командует: "Переворачиваем страницу, уходим... гальванику семья уже не вынесет...
" Очень интересно... и техника, и технология...))
Знаешь, я бы в малогабаритной квартире не стала бы все это разводить... Испарения все же, закрывай-не закрывай... Вот если есть веранда, мастерская, или просто отдельная комната, куда редко ходят... А по увлечениям - да, я тоже так много от чего отпихиваюсь))) хотелки складывать некуда!
Оксана, спасибо большое за публикацию! Спасибо от моего старшего сына, работа с металлом его хобби.Но и мне было интересно читать и стала понятна суть процесса. Результат у вас превосходный!
Рада что понравилось!
Спасибо, Оксана, я и вправду удивлялась метаморфозам в Вашем магазине:), гальванику планирую, но пока это все пугает, особенно наличие рядом маленького ребенка:)
не, с ребенком рядом точно не надо! я выше Ирине ответила - даже в жилой квартире гальванить - совсем не полезно. Как минимум спать надо в совсем другом помещении. А уж не дай бог ребенку захочется запретного синего компотика... ужас!!
Замечательный учитель! я к нему на консультации ездила)) очень доходчиво, "для блондинок" умеет объяснять, это очень ценно!
Ух ты, как здорово!!!!
ага!
Оксана, спасибо!
Когда смотришь на эти безумно красивые медные штуки - думаешь - это какое-то нерельное волшебство. А Вы всё это рассказали простыми человеческими словами.
Спасибо, Марина! ну оно и есть нереальное волшебство)) даже когда сама в процессе участвуешь))) вольшебство же - что? Когда непонятно! А тут всегда непонятно! Ну, может быть пока... Но вот вчера получилось все быстро и ровно, а сегодня - все также делала, но с "голыми" проплешинами и некрасиво. И ведь непонятно почему! как то не так реакция пошла.... а завтра получится - и опять волшебно....
Оксана,спасибо вам за краткий вводный курс!!!
Слушать и смотреть как вы работаете - для меня нечто увлекательное и интересное!Я только с окрашиванием "вошла в тему",а тут - новое волшебство!!!
Захватывает!!!


в жизни столько интересного! все хочется попробовать сделать!
ОКСАНА! НУ ТЫ ВАЩЩЩЕЕЕЕ.....МЕДАС!!!! И зная тебя, и твоё отношение к стремлению лёгкости Бытия, я верю, что всё возможно сотворить с таким философским подходрм как у тебя, и даже гальванику! Спасибо! Выйду из Декретного......сразу попробую!
Пожалуйста, Не Удаляй Пост. Очень полезный и важный.
и Спасибо Большое за твою Энергетику!
фигасе, сколько там у тебя грибов!)))))))))))
да не удалю... в публикации не пустили, а туточки пусть висит. У меня еще и продолжение будет.
Лэмпворк! сказал голос за кадром...

Оксана! Текстуры и правда - волшебные!!! Ох, люблю я тоже медь - и несколько раз меднила. Мечтаю, когда появится время - продолжить эксперименты!
Оксана! Спасибо за щедрость,с которой делитесь своим опытом! Наблюдаю за Вашими работами, очень все нравится! Удачи Вам и успехов!
спасибо)
Оксана, спасибо за интересный пост, у меня один вопросик остался, а кроме лака проводящего, можно просто попробовать порошком из графита (ну из карандашей) притрусить и проводить процедуру или без лака не обойтись.уже все составляющие есть, дело осталось только за этим)
запоздала, но отвечу. Если "Притрусить" и намочить кислотой, ничего не останется, смоет хим-волной)) подбирать связующее, которое будет пропускать ток к частичкам графита - задача муторная. МОжно с клеем бф смешать. Получится сопливая каша, которую ровно не намазать, медь повторит все неровности. Ответ вобщем короткий - КУПИТь спрей.
НАдеюсь с моменда вопроса уже научились гальванить))
пишите лучше в личку, не приходят уведомления часто
Здравствуйте, Оксана. Я только недавно начала заниматься гальваникой, и вот заметила что во время хим. реакции выделяется какой-то газ из раствора, не знаете ли вы вреден ли он организму?
Гальваника вредна для организма. Дома ей заниматься не нужно.
Tyche, при меднении газы не выделяются. Вероятно, у вас слишком большой ток (и напряжение) в начале процесса, когда медь еще не расползлась по графиту.
Оксана, доброго! Спасибо за статью! Очень интересно! А как достигается на изделии (как на веточке рябины) перелив цвета? Неужели это медь такие узоры рисует необычные?
Это специальный электролит для окрашивания. Щелочной. Температура процесса 50 град.
Аж руки трясутся, как интересно и хочется попробовать! Привлеку мужа, тем более он рассказывает, что в молодости с друзьями баловались:блесны гальванили )
А работы у Вас - просто восторг!
Оксан, шикарно, как то я не погружалась раньше, все бочком обходила, но видимо время пришло.
Очень интересные работы и техника, Оксана, скажите пожалуйста, сколько конкретно часов , например , листочек должен провести в электролите, чтобы покрыться прочным слоем меди?