Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Отчеты о выставках > Войлок – ближе к телу

Войлок – ближе к телу

Войлок – ближе к телу 

Пять лет назад, в 2009 году в Петербурге состоялась первая выставка художественного волока и арт-текстиля, в октябре этого года пройдёт уже шестая. Поскольку в своё время я выступила со-учередителем и организатором первых двух выставок, то с удовольствием написала для журнала «Теория моды» статью об этой выставке и о самом войлоке – материале, вдохновляющем сегодня многих мастеров . Предлагаю немного сокращённый вариант этой статьи (опубликована в «Теории моды» №31, весна 2014).

Выставка «Новая жизнь традиций» была задумана на волне растущего интереса к новому - а точнее сказать, хорошо забытому старому – материалу и впервые состоялась в феврале 2009 года в Петербурге. Она собрала около 40 участников (на фото) – профессионалов и любителей из ближнего и дальнего зарубежья. Традиционные техники работы с текстилем представляли мастера из Киргизии и Узбекистана. Особенный интерес вызвали работы мастеров из Финляндии Каролины Арвиломми/Karoliina Arvilommi и Родерика Уэлша/Roderick Welsh, которые работают с художественным текстилем уже более 20 лет. Участвовали мастера из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска.войлок, валяная одежда, выставка 2014

Уже тогда на выставке был представлен широкий спектр возможностей войлока: посетители увидели предметы одежды, сумки, украшения, картины и игрушки. Проект вызвал такой интерес, что вторая выставка была организована в ноябре того же года и с тех пор проводится регулярно. Хочется отметить, что если посетители шли на первую выставку скорее из любопытства, ожидая увидеть вариации на тему валенок, то теперь под словом «войлок» искушенные зрители подразумевают дизайнерскую одежду, экстравагантные украшения и даже инсталляции. Каждый год в рамках выставочного проекта кипит жизнь: для участников и посетителей проводятся экскурсии, встречи, мастер-классы. Сейчас это единственное настолько масштабное мероприятие в Петербурге, посвящённое художественному войлоку.

Войлок начал набирать популярность в России около десяти лет назад. Конечно, и раньше носили валенки и фетровые шляпки – изделия из нетканых шерстяных материалов. Но теперь речь зашла уже о совсем другом войлоке. Оказалось, что валять шерсть можно своими руками в домашних условиях. В магазинах для рукоделия появилась натуральная непряденая шерсть всевозможных оттенков, творческие студии начали приглашать на мастер-классы по валянию или фелтингу.

Сначала чаще всего использовали именно заимствованные обозначения этого вида рукоделия: фелтинг от английского felt – войлок, фильцевание – от немецкого filz - также войлок. Дело в том, что интерес к художественному войлоку пришёл к нам из Европы, где этот материал не выходит из моды уже более двадцати лет. Приживётся у нас, видимо всё же русское, сразу понятное и легко запоминающееся слово «валяние».

Научиться валять очень заманчиво, ведь в этой технике можно изготовить практически всё, что угодно: предметы одежды и обуви, головные уборы, украшения, игрушки и даже интерьерные объекты. При этом сам процесс изготовления войлока довольно прост, мастер может обучить азам ремесла буквально в течение одного занятия. Впрочем, как и любой другой вид рукоделия, валяние требует терпения, а для создания авторского изделия нужны фантазия и вкус.

Модницы быстро оценили и полюбили войлок. Шерсть – материал натуральный, экологически чистый, тёплый, мягкий и лёгкий. Елена Смирнова (на фото), дизайнер авторской одежды, говорит: «Войлок сейчас востребован, любим и применим к жизни. Мой любимый войлок: пиджаки, палантины, лёгкие пальто, цветы-броши и сумки, всё очень органично выглядит в городской среде».

войлоковаляние, фелтинг, фестиваль

Одежда из натуральной шерсти «дышит», прекрасно защищает от холода и сырости. Эти свойства валяных изделий были известны ещё в древние времена – археологи находят свидетельства использования войлока на территории от Тибета до современной Финляндии. Историки считают, что валять человечество научилось раньше, чем прясть, ткать или вязать. Валяние возникло и развивалось независимо во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Основной материал для создания войлока и в те времена и сейчас – овечья шерсть, хотя свойством сваливаться обладает также шерсть верблюда, козы, ламы, некоторых пород собак.

Технология валяния во всех странах была сходной. Сам принцип основан на том, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой, благодаря которому волокна могут сцепляться друг с другом. После стрижки шерсть животных промывали, просушивали, расчёсывали, окрашивали при помощи натуральных красителей. Подготовленную таким образом шерсть выкладывали в несколько слоёв, смачивали водой, сворачивали в рулон и катали по земле. Особенно крупные изделия, например ковры, валяли, привязав рулон к сёдлам всадников.

Конечно, в разных регионах традиции войлоковаляния были окрашены своим национальным колоритом. В древности из него делали не только головные уборы и обувь, но даже домашнюю утварь, доспехи и стены юрт. Считается, что в России войлок появился благодаря монголо-татарам. В нашей стране особенно ценили теплоизоляционные свойства войлока, с удовольствием носили валенки, а также использовали этот материал для хозяйственных нужд. Позднее было налажено промышленное производство войлока – фетра.

Несмотря на то, что изделия из войлока представлены в музеях многих стран (в Эрмитаже выставлен уникальный пазырыкский войлок V в. до н.э.) имена войлочных дел мастеров прошлых эпох до нас не дошли. Но зато на наших глазах современные дизайнеры и модельеры обращаются к этому материалу. Удивительная особенность валяных изделий заключается не только в их практических свойствах, но также в уникальности и неповторимости свалянного вручную войлока. «Валяние допускает свободу формы и цвета, к которой я всегда стремилась», делится дизайнер из Финляндии Каролина Арвиломми.

Теперь, когда первые опыты в освоении шерсти остались позади, дизайнеры смело используют все возможности этого пластичного, богатого по цвету и фактуре материала, экспериментируют с формами. Художница из Петербурга Юлия Романович (её работы на фото) рассказывает: «Когда произошла моя встреча с войлоком, серьёзно учиться не удалось: тогда ещё здесь было мало мастеров, мне просто показали принцип - как войлок получается, и я начала экспериментировать. Этой матовой пластичной структуре можно придавать любую форму и создавать её я довольно скоро научилась. Разве подобное когда-нибудь удалось бы на плоском холсте?»

валяние, выставка, дефиле

Возрождение традиции войлоковаляния принесло не только новый художественный подход к материалу, но и инновации в технике его создания. Традиционно войлок создавали при помощи воды или пара. Этот метод – так называемое «мокрое» валяние – является и сейчас основным в изготовлении войлочного полотна. Отдельно стоит упомянуть о технике приваливания шерстяных волокон к натуральным тканям (шелку, хлопку, льну) или сваливание шерсти с волокнами растительного происхождения (лен, крапива, бамбук, кокос) и шелковыми волокнами. Эта техника получила название нано- или нуновойлок (от английского nunofelt или немецкого nunufilz).

Экспериментируя с волокнами, художники создают удивительные фактуры, в комбинации матовой шерсти с благородно поблескивающим шелком возникают новые оптические эффекты. Мастера открыли для себя искусственные (например, целлюлоза) и синтетические (нейлон, вискоза) волокна, которые сами не обладают способностью сваливаться, но в комбинации с натуральной шерстью позволяют добиться необычных эффектов, создать новую фактуру. Кроме эстетического значения использование волокон и тканей в нуновойлоке имеет и утилитарный смысл: они армируют изделие, придают ему прочность. Кроме «мокрого» способа создания войлока, существует также «сухое» валяние. Сваливание шерсти происходит при помощи специальных игл с насечками. Иглопробивные машины выпускают сейчас не только для промышленного, но и для домашнего использования. С иглами для валяния работают и вручную – именно так создают объемные объекты, например, игрушки.

Такие широкие возможности в обработке шерсти, её пластичность побуждают мастеров к новым экспериментам. Шерсть комбинируют не только с другими тканями, волокнами или пряжей, но и с природными, флористическими материалами: скелетированными листьями, перьями, деревянными фрагментами.

валяние из шерсти, выставки, мода 2014

Тема природы очень близка мастерам войлока: обращение к натуральным материалам в своём творчестве часто становится манифестом в защиту экологии. «Планета Земля - меньше, чем кажется» - так сформулировали организаторы тему прошлогодней выставки (фото), приглашая участников и зрителей подумать о хрупкости нашей планеты. Смысловой доминантой экспозиции стала инсталляции из войлока и корней деревьев художницы и драматурга из Голландии Agnes Spruit/Агнес Спруит «Танцуя вокруг Матери-Земли». В рамках этой темы был также представлен проект «Природа обнимает меня», в который вошли коллекции одежды группы голландских фельтмейкеров Карин Геман/Karin Goeman, Эльс ванн Лис/Els van Lis, Сесиль Круип/Cecile Kruip and Дита Блом/Dita Blom. Предмет одежды в эко-стиле должны были создать прямо на глазах у зрителей и пять талантливых фелтмейкеров: Юлия Козырева, Ульяна Удинцева, Анастасия Миронова, Елена Найденова и Ольга Цхай. Это необычное мероприятие, которое разработала Юлия Хабарова, бессменная руководительница Творческой мастерской «ЮлиАнна», получило название «Войлочные бои». В ходе «Боёв» зрители получили уникальную возможность наблюдать мастеров за работой, а более искушенные смогли оценить различия в технологиях на всех этапах: раскладки, валяния, посадки изделий. И именно зрителям предстояло выбрать победительницу, которой стала Анастасия Миронова, создавшая элегантный приталенный жакет.

В заключение, хочется отметить, что выставка «Новая жизнь традиций» уже в пятый раз продемонстрировала, как растёт интерес к войлоку. Всё больше модельеров и дизайнеров обращается к этому неповторимому материалу, мастерство исполнения совершенствуется и даже сама идея использования в творчестве натуральных материалов приобретает социально значимый оттенок, побуждая задуматься о возрождении традиций и взаимоотношениях человека с природой. И теперь мы с нетерпением ждём шестую выставку...

Автор первого фото: Эля Головизнина

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email