Равновесие в природе.

Прочла сегодня статью, подобные вещи собираю и беру на заметку, чтобы обсудить с детьми.

Ведь часто считаем, что оленей жалко, их волки едят, волки плохие.

А что на самом деле?

Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит всю экосистему парка.

экосистема, волки, олени

Волков не было в парке 70 лет и все это время там царствовали олени, которые за годы бесконтрольного размножения (все усилия людей по контролю их популяции не приносили успеха) нанесли сильнейший урон местной флоре.

Четырнадцать волков, конечно, не смогли съесть всех оленей, но они заставили тех осторожнее выбирать места для пастбищ и избегать некоторых участков парка. На тех местах начала возрождаться растительность.

За шесть лет количество деревьев увеличилось в пять раз.

Появились бобры, которым деревья нужны для постройки плотин.

В заводях завелись ондатры, утки и рыбы.

Волки уменьшили популяцию шакалов, что привело к увеличению количества зайцев и мышей, а те в свою сторону привлекли в парк ястребов, хорьков и лис.

В парк пришли медведи, так как они смогли отгонять волков от их добычи или доедать их объедки. В парке увеличилось количество ягод.
Но самое удивительное, волки изменили течение рек. Их русла выпрямились и стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов. Случилось это потому, что влияние волков на оленей привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек, что привело к их укреплению.

Поменялась сама география парка, а все благодаря четырнадцати волкам, выпущенным туда менее двадцати лет назад.

Вот так наглядно показана разумность природы.

Комментарии (7)

Анна, спасибо. Алеше 10 лет, он прочел доклад в классе, ребятам понравилось, ему тоже, учительница предложила к марту защитить проект -исследование на эту тему. Так что Ваш комментарий очень в тему {#}

Мария, большое спасибо за Ваш интерес и эту заметку!

Правда, думаю, что ученые как раз и подозревали, что все эти процессы произойдут))))

Я не знаю, насколько глубок Ваш интерес и сколько лет Вашему сыну, но если есть желание более подробно узнать о процессах, происходящих в живой природе, то попробуйте поискать материалы по запросу "популяционная экология". Очень интересно))) Если не смутит терминология ( в которой легко разобраться, все по русски в основном), то могу порекомендовать учебник Ивана Степановича Мелехова "Лесоведение", 1980. По крайней мере, я его читала, как художественную литературу{#} В инете можно найти.

Рада, что вам было интересно.

Я распечатала, дала сыну сделать доклад на окружающий мир в школу, пусть дети наглядно представят себе природные цепи взаимосвязи. В учебниках материал так сухо дается.

Очень интересно, спасибо!

Спасибо большое за статью! {#} Шикарное подтверждение мудрости матушки-природы... В ней всё продумано, нет никого и ничего лишнего... Она бесконечно мудра. И человечеству хорошо бы почаще об этом вспоминать. {#}

Gyulnara 16.10.2014

Спасибо, познавательно!

Очень интересно, спасибо!