Эта статья явилась результатом моих размышлений о важности определения своей целевой аудитории.
Сразу уточню, что речь в данной статье идет об онлайн-продажах на Ярмарке Мастеров.
Почему я выбрала именно такое название?
Потому что я вижу два основных способа встречи продавца и покупателя:
1. Покупатель ищет определенный товар и находит продавца, предлагающего этот товар.
2. Продавец ищет, кому продать свой товар, и находит покупателя, нуждающегося в этом товаре.
Следовательно, у продавца две основные задачи:
1. Быть заметным, легко находимым.
2. Знать, кому нужен его товар и как найти этих людей.
Связь второго пункта с целевой категорией очевидна, поэтому начнем именно с него.
Практически единственный способ отбора своей целевой аудитории на Ярмарке Мастеров — это хождение по магазинам мастеров-коллег-конкурентов и приглашение их покупателей / подписчиков в свой магазин. Либо путем рассылки писем-приглашений, либо путем добавления их в свой круг в надежде, что тот, кого добавили, посмотрит магазин того, кто его добавил, и, возможно, заинтересуется предложенным товаром. На тему, насколько этичны эти способы продвижения, велись довольно бурные дискуссии, и мнения участников этих дискуссий весьма различались от "Мне очень приятно, когда кто-то приглашает меня в свой магазин" до "Такие приглашения я отношу в спам и жалуюсь на них модератору. И вообще надо запретить незнакомым людям добавлять меня в свой круг".
Но сейчас я бы хотела рассмотреть не этичность таких "рекламных акций", а их эффективность.
С одной стороны, есть отзывы о том, что это работает и приносит заметные результаты. С другой стороны — огромное количество людей, считающих такие приглашения вторжением в личное пространство, навязыванием, говорит о диаметрально противоположном — такие способы рекламы отталкивают. Чем же могут быть вызваны столь противоречивые мнения? Я считаю, правильный ответ: тем, что все люди разные, и на одинаковые приглашения от одного и того же мастера-продавца реагируют по-разному. Вот поэтому важно очень хорошо знать и понимать своего покупателя, его психологические особенности, чтобы предугадать, как он будет реагировать на подобные рассылки-приглашения, и какой будет эффект от этих приглашений.
Тут надо понимать, что если ваш покупатель с благодарностью принимает подобные приглашения, то это не означает, что все, кого вы пригласите в свой магазин, будут вам за это благодарны. Вовсе нет. Очень многие будут раздражены этим. Но это будут не ваши покупатели (изначально не ваши). Но среди тех, кто примет ваше приглашение будут люди, действительно заинтересованные в ваших изделиях.
С другой стороны, если ваш покупатель не приемлет никакого навязывания, считает это давлением, то даже появление большого числа подписчиков в ответ на приглашения не будет эффективным, так как добавились не ваши (чужие) покупатели.
А теперь вернемся к первому пункту "Быть заметным, легко находимым".
Как решается первая задача при продаже своих изделий онлайн есть много публикаций, этой теме посвящено несколько обсуждений на форуме. В большинстве своем все советы по этому поводу сводятся к:
- регулярному добавлению новых работ,
- подбору правильных, эффективных ключевых слов,
- созданию хороших рекламных фотографий изделий.
С регулярным добавлением новых работ всё ясно — надо быть на первых страницах (а еще лучше — в первых строчках) Каталога.
С ключевыми словами уже интереснее. Сюда же я добавила бы и описание — на чем акцентировать внимание при описании изделия. Как мы уже отмечали, все люди разные, у всех разные цели и интересы. И одну и ту же вещь разные люди могут хотеть купить для разных целей: для своей коллекции (лично для себя), в подарок близким, подарок "официальному лицу" (коллега, начальник, стоматолог и т.п.); для того чтобы поставить на полку / повесить на стену и т.п. и любоваться или для того чтобы активно использовать в быту. Если один человек ищет игрушечную собачку в подарок трехлетнему ребенку, то он будет обращать внимание на одно; а второй, желающий подарить игрушечную собачку заводчику своего пса, будет выбирать свой подарок совсем по другим критериям. И если в первом случае важным ключевиком может быть "игрушка для детей", то во втором — порода собаки (если моя заводчица занимается пуделями, то игрушечную овчарку я ей дарить не стану, какой бы замечательной эта игрушка-овчарка не была). Важно понимать, что именно ищет ваш покупатель, и указать, что ваше изделие именно этим является.
С фото похожая ситуация. Казалось бы, хорошее рекламное фото — оно и в Африке хорошее рекламное фото, но...
Представим себе магазин вязаных платьев (в весьма выдержанном классическом стиле), где платья демонстрируются на очаровательной девушке лет двадцати. А в другом магазине похожие платья продемонстрированы на милой даме, лет так сорока +. Как вы думаете, какой магазин больше привлечет внимание покупательницы, которая планирует в обновке идти на крестины своей второй внучки? А той, которая в обновке хочет начать ходить на свою первую работу?
Если на фото есть модель, которая демонстрирует изделие, то вольно или невольно (осознанно или бессознательно) покупатель, просматривая Каталог, будет ассоциировать себя (или тот образ, который он хочет создать себе с помощью искомого изделия) с моделью на фото. Образ совпал — плюс в пользу покупки данной вещи. Не совпал — минус.
Если я ищу игрушечного зайку на день рождения своей маленькой племяннице, то очень вероятно, что при просмотре Каталога, обращу внимание на зайчика, сфотографированного на фоне детских кубиков, пирамидки и т.п. (имеется в виду красивая рекламная фотография), но пропущу не менее милого зайчика, сидещего на туалетном столике среди кружев, духов и помад (хотя фотография не менее красивая и привлекательная). Оба зайчика сшиты по одной технологии из идентичных материалов, но первый у меня ассоциируется с детской игрушкой, а второй — это интерьерная игрушка.
Т.е. образ вашего изделия на фотографии, должен совпадать с тем, для чего ваш покупатель хочет его (изделие) купить.
Еще касательно того, как привлечь покупателей в свой магазин на Ярмарке Мастеров, тут на сайте (в Журнале и Сообществе) есть много советов о важности общения в сообществе, публикаций, мастер-классов. Но, по моему мнению, это все привлекает внимание не покупателей, а в первую очередь, таких же мастеров.
Конечно, многие мастера выступают на Ярмарке Мастеров и в качестве покупателей. Но я предполагаю, что решив сделать определенную покупку, мастер идет не в тот магазин, чей хозяин опубликовал интересный мастер-класс, а в Каталог.
Возможно, эти способы продвижения и рекламы будут весьма эффективны для магазинов, торгующих товарами для творчества. Но в этом случае тоже очень желательно понимать свою целевую аудиторию. И если продавец имеет магазин с материалами для создания мишек-тедди, то мастер-класс на тему декупажа будет заметно менее полезным (в плане рекламы своего товара), чем мастер-класс на тему игрушек-тедди; а общение в группе лэмпворкеров будет менее эффективным (опять же в плане рекламы своего товара), чем в группе теддистов.
Т.е. "светиться" в Сообществе с целью пиара эффективнее прицельно — среди своей целевой аудитории.
Таковы мои размышления о важности понимания своей целевой аудитории и о практическом применении этих знаний продавцами на Ярмарке Мастеров.
Надеюсь, что эта статья будет для кого-то полезной и интересной.
С уважением, Алеся Смолякова.