Обновление пароля

 >  >  >  > Такие уютные варежки

Такие уютные варежки

Виды творчества:   Разные виды творчества
Такие уютные варежки | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Слово «варежка» произошло от словосочетания «варяжская рукавица». Вероятнее всего, этот элемент одежды был позаимствован именно у варягов.

Существует еще одна версия: «В областных русских говорах есть немало названий рукавиц, связанных с обозначением процессов обработки шерсти: вязанки, плетенки, валеги (валеные рукавицы), катанки (катаные рукавицы). Сюда же относятся и вареги, варежки, образованные по названию процесса – варить, кипятить. Дело в том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и теплыми»

Варежки на Руси впервые появились еще в XIII веке. Тогда носили их лишь крестьяне. Женские варежки – нарядные и многоцветные, а мужские – простые и темные, предназначенные для работы. В холодную пору носили несколько пар рукавиц. Сначала одевали вязаные, а затем меховые, причем, наружу меховой частью.
Для работы крестьяне поверх вязаных рукавиц надевали холщовые или кожаные. А по праздникам носили исподочки, украшенные орнаментом.

Носили варежки не только на руках, но и за поясом. Входя в дом, их снимали, но не из-за тепла, а чтобы показать, что ничего не прячут от хозяина дома. Тем более нельзя было войти за церковную ограду в рукавице, варежке или перчатке на правой руке. 

Следом за крестьянами варежки стала одевать и знать. Раньше бояре в лютые морозы рукава дорогих шуб опускали до самого подола и подшивали изнутри мехом. После появления варежек рукава перестали удлинять. Шили исподочки из сукна, овечьего меха, кожи, из собачьей, оленьей и волчьей шерсти. В сильные морозы одевали длинные варежки, аж до самых локтей, а под низ – короткие шерстяные.

В России варежки вязали и вяжут повсеместно. Вязаные изделия являлись важной частью многих старинных обрядов и обычаев, в том числе и свадьбы. Невеста готовила себе в приданое, особенно нарядные чулки и рукавицы. Перед свадьбой невеста должна была продемонстрировать сватам своё мастерство – необходимо было связать всем членам новой семьи по паре рукавиц. Причём, каждая пара должна была быть с определенным символическим орнаментом и связанная из конкретного материала.

варежки

В Мезенском уезде Архангельской губернии было принято связать к свадьбе до 20 пар рукавиц, ими девушка одаривала жениха и его родню. Количество рукавиц, многообразие украшавших их узоров свидетельствовало о мастерстве и трудолюбии будущей жены. Подаренные на свадьбе изделия надевали нечасто, только по самым большим праздникам, их хранили в семье как память в течение долгих лет.

Есть район, где вязание варежек стало промыслом в самом высоком смысле этого слова. Это Лешуконский район Архангельской области. Почти все лешуконские узоры обладают одним волшебным свойством: начинаются с чередования трёх петель одного цвета и трех петель другого цвета, и только потом в зависимости от общего числа петель вязальщица сочиняет узор, используя традиционные элементы, передаваемые из поколения в поколение. 

история рукоделия

Вязание шерстяных изделий было самым распространенным занятием женского населения Поморья. В первую очередь вязаными вещами снабжали свою семью, и лишь избытки шли на продажу. Современники отмечали высокое качество поморских вязаных изделий, которые неоднократно поощрялись на губернских и всероссийских выставках и находили сбыт не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. В Поморье в конце XIX–начале XX века практиковали три способа вязания: одной иглой, на спицах и вязальным крючком.Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего – именно они считались гармоничными в 19 веке.

орнамент

Особый интерес представляет отделка краев вязаных изделий. В XIX–первой половине XX века по краю рукавиц и других вещей повсеместно вывязывали рубецки (рубичок) – несколько поперечных полос в плотный рубец, а края праздничных рукавиц дополнительно украшали морхами – бахромой из разноцветной шерсти. Некоторые мастерицы пользуются этими приемами и поныне. С середины XX века по краям изделий предпочитают вывязывать резинку, чередуя две лицевые и две изнаночные петли. Резинку вяжут в полоску, добавляя контрастные по отношению к основным нитям узора цвета, чаше других используют фиолетовый, оранжевый, синий и зеленый. Эти полосы оживляют изделия и подчеркивают сдержанность основного орнаментального мотива. Узоры придавали вещам магическую силу: рукавицы должны были защищать не только от холода, но и от всяческих бед и напастей. Кроме этого существовал специальный прием, при выполнении которого удваивалась магическая сила оберега. Этот прием называется вывязывание обручка.
Обручок – перевив из двух или более ниток обычно контрастного цвета, выполняемый после окончания вывязывания резинки и до начала вывязывания орнамента.

При общей схожести приёмов узорного вязания, изделия каждого района разнообразны: лешуконские рукавицы отличает яркий колорит, а в Поморье подбирают натуральные оттенки пряжи. Изделия низовий реки Мезени сдержанны по цвету и отличаются строгим геометрическим орнаментом, который расположен в центре лицевой стороны изделия. А в верховьях реки Мезени было широко распространено вязание полихромных узорных рукавиц из овечьей шерсти, окрашенной покупными анилиновыми или растительными красителями – отварами из цветов, листьев, корней, стеблей и коры растений.

вязание
 
Рукавицы Пинежского и Ненецкого автономного округа похожи: узоры расположены узкими полосами, в которые вписаны разноцветные треугольники. Изделия Приморского района строги и величавы. Рукавицы  украшаются здесь скромным орнаментом, называемом "рябкой", когда прямоугольники, чаще всего чёрного и белого цвета, расположенные в шахматном порядке, заполняют всю поверхность изделия. Традиционным является и узор диагональных чёрных и белых полос. Геометрический орнамент узорного вязания имеет общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества.

традиции

стиль

На Руси существовала традиция. Если кто-то очень сильно любит кого-то, то он должен подарить этому человеку варежки. Они – символ любви и верности. Дарёнки – это варежки в подарок, их девушки готовили для любимых. 

По материалам из интернета. Фото варежек опубликованы для творческого вдохновения.

Ваша мадам ЛеЖо.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email