Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > История бисера. Из Египта и Византии в Венецию, часть вторая..

История бисера. Из Египта и Византии в Венецию, часть вторая..

Виды творчества:   Бижутерия своими руками > Плетение

Итак, продолжение первой части)

Разные страны принимали бисер по-разному. Поскольку мастерство выделки бисера требовало большой тонкости и умения, оно не привилось в странах, которые лучше умели ценить тяжёлый острый меч и отвагу. Качественный красивый бисер приходил туда откуда-то извне.

Секреты его производства постигнуты были не в Германии и Галлии, а в более чуткой и артистически развитой Византии. Наследница восточной части Римской империи впитала и переосмыслила мастерство и достижения народов Средиземноморья, древнюю мудрость Востока, оказала культурное и духовное влияние на развитие всей европейской цивилизации и многих соседних народов.

Считается, что в Византию рецепт производства бисера пришёл от эллинов, а уж оттуда – в ещё молодую Венецию.

 бисер

Венеция – родина многих великих художников и скульпторов, тонких ценителей красоты – восприняла появление нового искусства очень тепло и даже восторженно! Здесь стеклянное художество поселилось на целые столетия, не зная соперников! Венецианский бисер наводнил собою весь мир, принося колоссальные богатства Венецианской республике.

история бисера 

В 1000-ом году в Венеции уже размещались развитые стеклянные заводы. Мозаики собора Св. Марка, который начал сооружаться приблизительно в это время, указывают на существование очень развитого стеклянного дела.

венеция 

Сохранился указ от 1221 года высшего руководящего органа Венеции – Совета – о перенесении всех стеклянных мастерских из самого города Венеции на близлежащий остров Мурано. Мера эта вызвана была соображениями пожарной безопасности; одним лишь бисерщикам разрешалось пока остаться в самой Венеции, но с некоторыми предосторожностями: они должны были селиться на определенном расстоянии друг от друга.

Корпорация стекольщиков разделялась по специальностям. Мастера «Yerixelli» делали бусы, бисер и другие мелкие вещи: стеклянные пуговицы или заглавные буквицы, которые назначались под раскраску. Кстати, подделка драгоценных камней, столь распространённая в Германии, многими указами венецианского правительства строго преследовалась. В Венеции умели ценить подлинно прекрасное! Позднее мастера-бисерщики специализировались по выделке того или иного сорта бисера. В мастерских Мурано сложилась со временем своя классификация этих сортов. Выше было упомянуто о знаменитых «Millefiori» – подражании Александрийским пёстрым бусам; ещё в перечне бисерного производства значились: «Arte del margaritaio» – массивные плотные бусы и бисер; «Lavori minuti a ferraza» – мелкий бисер: «Lavori grossi a spiedo» – крупный бисер; «Arte del perlaio» – дутые бусы и бисер, и ещё многое другое.

Изделия Мурано заняли значительное место в торговле Венеции, принося громадные доходы.

Даже в недоступные недра африканских пустынь проникал венецианский бисер, он использовался у туземцев в качестве монет. С момента, когда корысть стала брать верх над стремлением к красоте, началось падение великого мастерства!

Венеция ревниво оберегала секреты стеклянного производства. С 1275 года под угрозой конфискации (изъятия всего имущества!) запрещался вывоз из Венеции стекла незаконченной обработки, сырых материалов, входящих в состав стекла, и даже разбитой стеклянной посуды, чтобы не давать возможности анализировать ее состав. Имена искусных мастеров-стекольщиков становятся знаменитыми и славными и доходят даже до наших дней. В первой половине ХІІІ века славились мастера Матео и Николо. В 1490 году Сенат ставит стеклянное производство под особую охрану Совета Десяти. Делается всё возможное, чтобы удержать в Венеции мастеров, не допустить их выезда в чужие края. Им даются привилегии совершенно исключительные в строго-аристократической Венеции: в 1376 году Сенат издаёт указ, согласно которому патрицию разрешается жениться на дочери стекольщика, и дети его признаются благородными патрициями.

Конечно, венецианцы заботились о своих доходах, но ведь, скрывая секреты изготовления стекла и бисера от других государств, венецианцы тем самым замыкали бисерное дело в клетку своей республики, лишая его развития, прилива новых творческих сил! Во многом именно жадность стала причиной заката Венеции, как законодательницы искусств, в том числе – бисерного.

Громадные выгоды, которые получала Венеция благодаря стекольному производству, были постоянным предметом зависти соседних государств, и вокруг Мурано плелись всевозможные интриги иностранных агентов для подкупа стекольщиков, для шпионажа за их работой и для изучения сырого материала. Когда Людовику XIV удалось сманить нескольких мастеров во Францию, Венецианский посланник в Париже получил от своих шпионов список этих мастеров и переслал его сенату. Сенат приравнял поступок мастеров к государственной измене и издал такой указ: «Если какой-либо ремесленник или художник перенесет своё искусство в чужую страну к невыгоде республики – ему посылают приказ вернуться. Если он не повинуется – заключают в тюрьму его родных и близких. Если и тогда не последует возвращения – посылают убийц предать его смерти; и лишь тогда его родные получают свободу, когда уже нет его в числе живых».

Сын знаменитого бисерного мастера Николо, смелый мореходец Марко Поло, понял, какой громадный успех могут иметь стеклянные бусы и бисер в меновой торговле с туземцами тропических стран. Он красочно описал это в своих рассказах. Конечно, туземцам цветной искристый бисер и бусины казались настоящим чудом! Открытие Америки весьма способствовало расцвету бисерного дела, ибо туземцы Америки оказались самыми ярыми поклонниками бисера и бус.

Никогда производство не испытывало такого подъёма, как в конце ХV и начале ХVI веков. Не следует, конечно, думать, что только туземцы были почитателями венецианских бисерщиков. Громадный сбыт был и в Европе. На ярмарках и торговых рядах всех европейских государств Венецианский бисер занимал почётное место и быстро раскупался. Проходили даже специально-бисерные ярмарки. Есть документальные свидетельства, что в городе Нюрнберге находился постоянный склад венецианского бисера, и, разумеется, пример этого города не был единичным. Нечего и говорить, как широко развит был вкус ко всякого рода художественным изделиям из бисера в самой Италии. В Художественно-промышленном музее Гамбурга сохраняется фрагмент настоящего итальянского костюма времён Возрождения: мелким чёрным бисером вышит прекрасный орнамент из птиц и животных, которые ютятся в завитках фантастических растений, с причудливыми листьями и цветами. Картины итальянских художников того времени донесли до нас всё разнообразие бисерных украшений дамского костюма: бисерное ожерелье, бисерный убор в волосах, всевозможные подвески, которыми декорируется иногда и фон картины.

Художественный вкус к бисерным украшениям держался очень долго, даже когда звезда Венеции уже стала бледнеть. Он проник во все слои общества, его можно было встретить как в народной одежде, костюме провинций, так и в наряде придворной знати. Некоторые бисерные уборы были приурочены даже к определённым случаям. Путешественник Кейслер, посетивший Италию в первой половине ХVIII века, рассказывал, что генуэзские девушки являлись на погребальные торжества в головных уборах, низанных из чёрного шлифованного бисера разных сортов и форм. Классификация этих сортов, установленная в мастерских Мурано, соблюдалась не строго, и в изделиях, особенно ожерельях и чётках, бисер и бусины постоянно смешивались даже с настоящими драгоценными камнями.

Можно сказать, что до конца ХVII века венецианский бисер царствует безраздельно. Все бисерные изделия, которые хранятся в Европейских Музеях со времён Возрождения, сделаны из этого бисера, или, по крайней мере, из итальянского. Некоторая конкуренция со стороны других итальянских городов начинает возникать на исходе ХVII века. Затем, постепенно, и по ту сторону Альп возникают то там, то здесь мастерские, основанные бежавшими из Венеции мастерами, или их учениками; или даже людьми, путём подкупа и шпионажа перенявшими секреты производства.

В 1649 г. некий Джиованни Менардо начал бисерное дело в городе Ампеццо; во Флоренции поселился в 1754 г. Антонио Вистози. Император Леопольд I вызвал в Вену мастера Пьетро-де-Веторе. Мы уже знаем, что в Венеции действовали драконовские законы, направленные против выселения мастеров, к какому бы цеху стеклянного дела они ни принадлежали, и республика не остановилась перед такой мерой, как посылка вслед за бежавшими наёмных убийц. И Веторе, и Вистози – оба окончили жизнь от удара таинственной руки, направленной из покинутого ими отечества. Но раз начавшаяся конкуренция неудержимо развивалась и спрос на венецианский бисер начинал постепенно уменьшаться: хотя там, в центре производства, делались всевозможные попытки превзойти конкурентов. Так, в конце ХVШ века братья Бертолини и Витторе Местре усовершенствовали новую манеру украшать стеклянную массу металлическими продержками. В ту же эпоху мастерские Мурано изготавливают множество фальшивого жемчуга по французскому образцу, так называемый «Perle false» или «Perle da Murano» – стеклянные бусинки, которые покрывали перламутром, добытым из чешуи рыбки-верховодки. Это изобретение оказалось особенно пагубно для бисера: оно совершенно поглотило собой бисерное производство, которое падало всё ниже и ниже, и качественно, и количественно.

Характерную черту отношений Венецианского правительства ХVIII века и мастеров-стекольщиков отметил в своих мемурарах Казанова: он рассказывает, что небезопасно было задержаться ночью на Мурано. Грабежи и даже убийства, чинимые обитателями этой колонии стекольщиков, оставались всегда безнаказанными, так как правительство боялось раздражать нужный ему цех. Вот такая грустная история произошла с Венецией – от самых преданных и искренних ценителей бисера – до обыкновенных жадин и даже убийц!

Обстановка секретности в бисерном производстве сохранялась вплоть до 1704 г., когда была наконец издана книга образцов, один экземпляр которой хранится в Британском музее. Между тем спрос на венецианский бисер падал. Венецианцы пошли по пути улучшения качества своей продукции. Иногда, благодаря всплескам общеевропейской моды на бисерные работы (например, в XIX в.), венецианское производство опять поднималось на большую высоту, но прежнего исключительного мирового господства оно себе не вернуло. Возникали всё новые и новые мастерские. И хотя венецианский бисер по-прежнему считался лучшим, но, к примеру, датский выполнялся так тщательно и так искусно, что практически не отличался от венецианского. Своё место под солнцем быстро завоевали голландский и французский бисер.

Но самая опасная соперница Венеции выросла в Германии....

подготовлено по материалам интернет-сайтов и энциклопедий. 

продолжение следует) 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email