> Журнал > Блоги > Персональные записи > Размышления о ржавом

Размышления о ржавом

16.10.2014 18:59     Просмотров: 903     Комментариев: 17     
Размышления о ржавом | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Рисовать и пачкать – два наиболее близких к крашению процесса. При пачкании вещества химически не связываются, таким образом при стирке пятна отходят. Рисуют красками, т.е. нерастворимый пигмент, взвешенный в жидком связующем, наносится на поверхность.

Для того, чтобы вещества связались химически, необходимо при помощи протрав (соли металлов, таннины, жирные кислоты) включить механизм реакции. Одновременно с этим, соли металлов позволяют получить полихроматический колорит.

Железо – одно из наиболее популярных веществ у красильщиков на дому.

Поскольку за последнее время неортодоксальные методы натурального крашения получили среди энтузиастов большую популярность, импровизированный подход к крашению оказался широко распространен.

Вместо обычных солей железа, традиционно используемых в крашении, любители предпочитают использовать оксид железа, т.е. ржавчину.

В мире художественных образов ржавая поверхность обладает несомненным потенциалом, ассоциируясь с увядающим величием и бренностью сущего, и безусловно будоражит воображение. Антикварные предметы, тронутые ржавчиной, могут создать определенный флер в интерьерном дизайне... 

С распространением идей контактной экстракции и возникновении «эры бандлов» - накрученных на основу и сваренных в кастрюле тканей – ржавые жестянки стали необходимым атрибутом, позволяющим при любительском подходе получить некую внятность и ясность следов экстракции. В то время, как при технологичном натуральном крашении необходимо делать расчеты, знать вещества и т.д., применение простой ржавой жестянки позволяет просто «поиграть» наобум, что также является характерным подходом в любительском крашении сегодня.

Однако, поскольку крашение все же происходит в результате химических процессов, стоит посмотреть глубже и вдуматься, с чем мы имеем дело.

Ржавчина является результатом коррозии железа. Коррозия – это своего рода деструктивная реакция металлов в результате взаимодействия со средой.

В результате экстракции, проведенной при непосредственном контакте с ржавой поверхностью, будь то поверхность жестянки, на которую намотали ткань, или антикварная вентиляционная решетка, используемая ради оттиска кованого узора, именно оксид железа в результате оказывается на волокне материала.

Следы и узоры, оставленные ржавчиной, на самом деле бывают очень выразительны и эффективны для создания художественного образа... Единственная проблема произведения со следами ржавчины это его недолговечность в прямом смысле слова. Через непродолжительное время, в зависимости от конкретных условий среды, ржавчина разрастется, оставляя дыры. Разумеется, стильное произведение может только выиграть от нескольких экспрессивных дыр. Однако, деструкция будет продолжаться и далее... Что касается элементов одежды, то дыры не являются желательной особенностью с самого начала. Контакт же кожи со ржавой поверхностью является недопустимым и должен быть исключен по причине опасности для здоровья. Воздействие ржавчины на организм губительно, т.к. ржавчина, вступая во взаимодействие, повреждает клеточную мембрану. Воздействие от ржавчины длительное и непрекращающееся.

В прошедшие времена, в старину, протравы железа применялись в форме растворов в азотной, соляной и уксусной кислот. Работа с концентрированными кислотами требует от красильщика основательной профессиональной подготовки.

Сегодня же стало популярным применение  домащней “железной воды”, которую получают, настаивая ржавые предметы в подкисленной уксусом воде. С этой целью энтузиасты отыскиваю и подбирают ржавые предметы. Многие коллекционируют прекрасные в своем несовершенстве объекты с историей, тронутые ржавчиной… Полагаю, стоит напомнить о том, что пористая поверхность ржавчины представляет собой наилучшее место для процветания огромного количества бактерий, возбудитель столбняка живет там же. Бактерии играют огромную роль в экосистеме земли. Однако, это никак не может преуменьшить пагубное влияние и опасность, которую многие из них представляют для организма человека.

Ржавчина привлекает большое количество бактерий, предоставляет им благоприятную среду, особенно в водном растворе, таким образом, вероятность заразиться возрастает в разы и особенно при использовании водных настоев.

 Хотелось бы напомнить, что находясь на прогулке и подбирая с земли материалы для натурального крашения, по неведению можно принести с собой домой настоящую биологическую угрозу, вполне натуральную.

Сегодня, когда можно наблюдать, как эко -ориентированность все больше становится некой этикеткой, прикрепленной к дилетантской работе по крашению, самое время напомнить о том, что не все, что имеет натуральное происхождение является безопасным и полезным, в равной степени как и все синтетическое и ненатуральное не является опасным и вредным. 

В этой связи, творцы, не устающие повышать свой уровень информированности и квалификации, изучающие основы технологии и химический знаний, вызывают однозначное одобрение и восхищение.

контактное крашение

Более года назад я поставила эту пробу при прямом контакте с ржавыми пластинами. Когда новые стальные пластины корродировали, я применила их в контакте с шелком. Эти фото сделаны сейчас.  

ржавчина

контактная экстракция

метод елены ульяновой

техника безопасности

Цвета выразительны и разнообразны. Однако, область ржавчины очевидно разрослась, и вот вот появятся дыры.

натуральные красители

натуральное крашение

Процесс образования ржавчины на ткани можно затормозить, при этом производить обработку нужно будет примерно каждые 6 месяцев. Однако, я слабо представляю, кто захочет в принципе регулярно снимать произведение со стены для обработки... Я продолжу наблюдение за образцами и замеры повреждения волокна. Тем не менее, ржавые эффекты в колорите будят воображение. Однако, любоваться ими лучше через стекло.

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

С интересом прочитала)

Учитывая, что у меня в блоге есть статья, как сделать настой ржавчины для растительного крашения - камушек и в мой огород?)

Т.е., какой вывод у этой статьи? Крашение тряпочки, с помощью ржавой железки, в т.ч. при непосредственном контакте железа и ткани - это плохо, биологическая опасность и недолговечность материала?

А что предлагаете вы? Все дружно идем покупать хлорное железо, вместо оксида железа? Вот она, панацея?

Елена Ульянова "FivePointsStudio"

Спасибо, Ксение, за комментарий. Не видела Вашей статьи, не читала. Вообще-то, если я имею что сказать или сослаться на известное мнение, я обязательно ставлю ссылку и внятно проговариваю, исключаю возможность непонимания.

"камушек и в мой огород"- что Вы имеете в виду? Я не поняла.

В статье я назвала/перечислила важные аспекты, которые непосредственно связаны с процессом, и которые совершенно не попадают в фокус внимания красильщиков-интузиастов, число которых не уменьшается.

Я полагаю, приступая к любому процессу, необходимо обладать всесторонним взглядом на характер его природы и взаимосвязи. И опираясь на хорошие знания, выбирать те или иные методы, кому что кажется более приемлемым.

Конечно, знания основ хим технологий крашения на мой взгляд являются обязательными для того, кто решает заниматься крашением. К сожалению, больших познаний в этой области у сегодняшних энтузиастов не наблюдается.

Ксения, "панацея"? Я понимаю, что панацея-это лекарство? Кто болеет?

Но если как болезнь воспринимать недостаточную осведомленность в основах технологии, то панацеей я бы назвала безусловно повышение личного образовательного уровня в данной сфере/ уровня осведомленности, если хотите.

Но снова, не могу понять, при чем тут "камушек в огород". Если Вы чего-то не знали, из того о чем я пишу в этой публикации, если в своей статье Вы не сделали сноски/оговорки и не придупредили о возможных побочных явлениях от такого метода, то Вы всегда это можете исправить, не так ли. Это нормально, никогда нельзя все знать сразу. Но ничего зазорного я в этом не вижу. Многие заблуждаются вполне искренне. Главное, не замыкаться на ошибочной информации.

Что касается хлорного железа или сульфата железа или еще целого ряда препаратов железа, которые традиционно применимы в натуральном крашении, то известно, какие правила и требования техники безопасности предъявляются к организации рабочего места красильщика. Именно поэтому сперва необходимо ознакомиться с основами технологий, информацией о свойствах веществ и их воздействии, правилами техники безопасности.

Еще раз, спасибо за комментарий. Вы дали мне возможность дополнить текст моей статьи. Полагаю, это хорошее дополнение. Спасибо, Ксения!

Ксения Семенча

Ульяна, спасибо Вам за ответ.Двусмысленность... Да, была двусмысленность.

Дело в том, что Вы, как я поняла, профессиональный химик. Мне кажется Вы стараетесь очень противопоставить свою профессиональную осведомленность любителям и показать исключительность своих знаний и методик. Я прекрасно понимаю, это Ваша профессия, и в целом, такая политика оправдана, популярна и общеизвестна. Но мне почудилось некоторое ... не могу подобрать слово...предвзятое отношение к любителям.

Знание техники безопасности рабочего места красильщика, или химии - безусловно важны.

Однако, если далеко не каждый красильщик-любитель хочет сделать крашение делом своей жизни. Конечно, "далеко не каждая кухарка может управлять государством" (это лозунг , популярный в СССР одно время), но чтобы варить борщ на кухне не обязательно быть профессиональным поваром. А можно ведь и совсем, пару раз в жизни сварить этот борщ, а потом всю жизнь питаться пиццей и прочей готовой едой. Да, борщ может быть невкусным, но на самом деле не обязательно (а вдруг повар-самородок?). Понятна ли Вам такая иносказательность, Ульяна?

Плохо это или хорошо, что люди экспериментируют разными способами? Мне кажется, это имеет место быть, и люди имеют на это право, и имеют право выбора. Главное, чтобы людям просто хотелось поэкспериментировать, сделать что-то новое, познать неизведанное. Люди иногда так боятся просто попробовать...

А красильщики прошлого преимущественно были неграмотными, не умея ни писать ни читать. И как-то справлялись со своей работать. И весьма неплохо справлялись.

Я не поощряю неграмотность), но я за вариативность, возможность личного эксперимента, и выбора подхода, с которым человек относится к своему делу, или к своему хобби.

Елена Ульянова "FivePointsStudio"

Ксения, спасибо за уточнения. К любителям я отношусь по-хорошему с пониманием. Для них я пишу свой основной блог, который стала публиковать немного раньше. Считаю, что стремления узнавать что-то новое и желание учиться необходимо всячески поощрять.

Забавно, что вы привели пример борща. Я тоже очень часто провожу аналогии с кухней. Однако, на кухне мы имеем дело с продуктами, а не с ядами. В основном. И что за беда, если кто-то не повар возьмется за приготовление и напартачит? Ну совсем невкусное есть не станут и выбросят. Беды не будет. Разве что если кто-то без знаний приготовит рыбу фугу.

Вы, Ксения, совершенно правильно заметили, что я противопоставляю в крашении профессиональный вдумчивый подход любительскому. Только делаю это не с целью показать, как я хороша и профессиональна. За последние годы тенденция любительского восприятия, в плохом смысле любительского, понятия "безвредности" всего природного и облегченного подхода к крашению как-то возникла из неоткуда и не уменьшается. Более того, учителя без вообще подготовки какой-либо обучают экспериментаторству... На мой взгляд, это составляет проблему, которая в будущем приведет к нехорошим последствиям. Речь идет о здоровье экспериментаторов.

О красильщиках прошлого у вас немного искаженное представление, смею заверить.

Ксения, я за все, за что и вы высказались: за вариативность, выбор и т.д. но только не на пустом месте. В деле крашения обязательна начальная теор подготовка и понимание хим природы процессов.

Ксения, скажи пожалуйста, почему вы называете меня Ульяна? Меня зовут Елена, фамилия Ульянова. Не то, чтобы мне не нравилось имя Ульяна. Просто не ясно.

Спасибо за статью, Елена. Всегда с интересом читаю Ваши заметки. Разделяю Вашу обеспокоенность относительно техники безопасности при работе с красителями, в т.ч. природными. Как говорится, береженого Бог бережет.

Только вот огорчилась, прочитав Ваш ответ на комментарий Ксении Семенчи. Повеяло какой-то... озлобленностью, что ли. Уж извините за откровенность. Уверена, что Ксения не имела ввиду ничего плохого, вступая с Вами в дискуссию, а просто хотела разрешить собственные сомнения.

С искренним уважением, Татьяна.

Елена Ульянова "FivePointsStudio"

Спасибо, Татьяна!

В отношении комментария Ксении - я не поняла, что она имела в виду, выразившись иносказательно. Довольно странно почему от моего ответа Вам повеяло чем-то еще, кроме того что там непостредственно означено. Странно, я вроде выражаюсь предельно ясно, а вот и Вы, вслед за Ксенией, усматриваете скрытые смыслы.

Повторюсь, мне показалось, что дополнение к посту, которое я внесла благодаря комментарию Ксении, хорошо дополняет тему поста. И всем интересующимся этой темой, будет полезно ознакомится с написанным, чтобы яснее представить суть вопроса. Хотя вопроса Ксении не поняла.

Простите, но мне кажется Вы немного предвзято оценили мой ответ, либо же просто не вчитались в него внимательно. Допускаю, что я не вполне владею слогом и не могу в трех предложениях понятно высказаться и растягиваю мысль на пять абзацев, но все же, Вы не заслуженно заподозрили меня в озлобленности.

Скажите, а комментарий Ксении Вам полностью понятен и формулировки кажутся эмоционально нейтральными? На чем основывается Ваша уверенность о том, что Ксения не имела в виду ничего плохого? Одновременно с этим, Вы на столько уверены в моей озлобленности, что сообщаете об этом настолько непостредственно?

Также не могу понять, каким образом возможно развеивать собственные сомнения, не формулируя четким образом свои мысли и не задавая вопросов по сути.

При всем уважении, я бы не хотела доискиваться до сути излишне эмоционально высказанных сомнений, равно как и выступать в роли "озлобленного" автора. Поэтому, не следует приписывать мне то, чего я и близко не высказывала. Я готова поделиться своей точкой зрения по сути темы публикации, что-то пояснить, ответить на вопросы по теме в рамках моей экспертизы. Однако, прошу не высказываться двусмысленно, а использовать максимально простые формулировки во избежания искажения смысла.

Еще раз спасибо!

С искренним уважением, Елена

Ксения Семенча

И по поводу двусмысленности моих вопросов... Помимо некоторой провокации, были и очень конкретные вопросы, на которые я ответов не увидела.Вы зацепились за двусмысленность, и красиво ушли от ответов. Специально? Или случайно?

Елена Ульянова "FivePointsStudio"

Ксения, пожалуйста, переформулируйте вопросы.

Ксения Семенча

Спасибо, Ульяна, не нужно. Как написала Татьяна, я уже разрешила свои сомнения.

Мануфактура войлока (voylock)

Елена, очень рада, что мое первое впечатление меня обмануло, и я ошиблась в своих оценках. Прошу простить меня, если что-то в моем комментарии расстроило Вас. Никаких злых умыслов в моей голове и сердце не было. Все мы люди, и все мы необъективны, что иногда приводит к недоразумениям.

Еще раз искренне благодарю Вас за то, что делитесь своими наработками. Не каждый это может и хочет (!) делать.

Елена Ульянова "FivePointsStudio"

{#} спасибо! я рада!

Елена, спасибо за труд! Написание такой статьи уже труд - не говоря о теоретической и практической подготовке многих лет, знаю это по себе.

Согласна по многим пунктам. Без теоретической подготовки и базирующихся на ее основе осознанности и понимании процессов, применяемых на практике, далеко не уедешь. Для тех, кто не обладает профильным образованием, существует литература в данном направлении, как рассчитанная на любителей, так и ВУЗовская по данной специализации.

По поводу столбняка Вы немного сгустили, на мой взгляд. Если бы от прикосновения к ржавому предмету происходило инфицирование столбняком, была бы совершенно иная статистика заболеваемости этой страшной болезнью. Не несколько десятков случаев в год (по России), а гораздо больше.Так немного другие механизмы - не просто дотронуться, и даже не просто пораниться ржавым, если уж на то пошло.

И если люди, решившие попробовать, подюирают с земли не пойми что без перчаток и тащут на кухню заворачивать тряпочки и варить в кастрюльке из-под супа - это вопрос общего уровня гигиенической культуры, "эра бандлов" тут ни при чем).

Елена Ульянова "FivePointsStudio"

Спасибо за комментарий, Евгения! Не могу не согласиться, что в первую очередь все определяет общий уровень культуры, и гигиенической также.

Я сейчас получаю итересную обратную связь по публикации на эту же тему в моем основном блоге. Вы бы удивились, что пишут представители разных мест/стран на эту тему. Я сама немало удивилась некоторым историям с госпитализацией в финале.

Инфицирование столбняком происходит не от прикосновения, конечно, а в результате травмы, но от случайных порезов никто не застрахован.

Кроме столбняка на ржавчине сад других анаэробных бактерий, не зависимо подобран ли предмет на дороге или он проржавел, находясь в домашнем хозяйстве. Структура ржавчины для них благоприятная среда сама по себе. Кроме бактерий, непосредственную неприятность несет взаимодействие активного железа с кровью, в результате чего блокируются процессы переноса кислорода в крови. От этого, понятно, прививок нет.

Увы, по моим наблюдениям именно несколько надуманная/искаженная идея о экологичности и натуральности, заложенная в основу т.н. "эко крашения", и противопоставление его классическому натуральному крашению, направляет новичков и любителей по неверному направлению: начинать что-то пробовать-экспериментировать с веществами и материалами, не прибегая к справочной литературе по хим технологиям текстильных материалов. И тут как раз тряпочки заворачивают на кухне.

Ольга Ду

Елена. Огромное спасибо за информацию. Я потихонечку занимаюсь экокрашением. С железками еще не работала, но собрала небольшую кучку. Что-то меня подсознательно останавливало. Единственный вопрос, который формулировался сознательно, насколько это долговечно. Но спросить было не у кого. Теперь я выброшу все железки. Иметь дома ткани, на которых не прекращаются химические процессы, как-то не хочется, а носить их и подавно. И без этого достаточно с чем экспериментировать. Огромное спасибо, что делитесь. И не обращайте внимание на тех, кто воспринимает новую информацию как личную обиду.

Елена Ульянова "FivePointsStudio"

спасибо Ольга!

ART FELT

ДЕВОЧКИ ,А ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! ЕЛЕНЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА НАРАБОТКИ,ХОРОШУЮ ДОСТУПНУЮ ПОДАЧУ И ОТМЕННЫЙ СЛОГ.МНЕ ,КАК ДИЛЕТАНТУ ОЧЕНЬ ВАЖНО МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА,А ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ ОТ ЛУКАВОГО.....ПОМЕНЬШЕ ГОРДЫНИ,ПОБОЛЬШЕ ЛЮБВИ.

Елена Ульянова "FivePointsStudio"

спасибо, Elen!

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз