Кто придумал клетку?

Кто придумал клетку? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Что для вас плед? Скорее всего, это символ уюта, тепла, комфорта. А вот для Шотландии клетчатый плед стал символом независимости страны. За всю длительную историю борьбы шотландцев за суверенитет англичане многократно запрещали носить пледы как национальную одежду.

Национальный шотландский килт (мужская юбка) первоначально как раз и был пледом, обернутым вокруг талии. Размер этого пледа был необычным – ширина примерно полтора, а вот длина – около пяти метров.

Шотландцы часто воевали между собой, и килт (тогда еще плед) должен был отражать принадлежность воина к тому или иному клану. В те времена для окрашивания шерсти использовались только натуральные краски, и поэтому выбор цветовой гаммы был невелик. Вот и придумали шотландцы клетку – для того, чтобы получить возможность создавать многочисленные расцветки пледов. Клетчатый материал из шерсти овец в Шотландии называли «тартан» . Это название используют и сейчас – для ткани, которую весь мир знает как «шотландку» .

Плед из тартана носили в знак принадлежности к тому или иному сословию. Например, для слуг предназначался одноцветный рисунок, для крестьян – из ниток двух цветов. Трехцветный тартан использовали ремесленники, пледы с четырьмя цветами – военные. Пятицветный плед говорил о том, что его обладатель – поет, шестицветный – что военоначальник. Носить тартан из семи цветов позволялось только главе каждого рода.

Поначалу тартаны, которые ткались в Шотландии, не имели никакого специального имени и значения. Ткались они из определённого набора ниток, покрашенных красителями, добываемыми из местных растений, плодов. Безусловно, что тартаны ткались и распространялись в близлежащей местности. Поэтому в каждой местности были свои расцветки, определяемые местными красителями.

Моду на тартан ввела никто иная, как королева Британии Виктория, которая обожала «всё шотландское». Именно она с мужем Альбертом придумала украсить свою резиденцию клетчатыми декоративными тканями. Во времена промышленной революции ткань стали изготавливать на фабриках. С тех пор английское общество словно помешалось на клетчатом принте.

история, ткани

1. «Каледония» – универсальный тартан, который может носить каждый шотландец.
2. «Блэк Уотч» – военный тартан, ставший основой для многих клановых тартанов, например «Гордон» и «Кэмпбелл».
3. «Дресс Кэмпбелл» – парадный тартан клана Кэмпбелл.

4. «Бёрберри» – тартан создан для компании в 1920 году и занесён в регистр в 1985-м;
5. «Дресс Гордон» – нарядный вариант тартана клана Гордон;
6. «Ройял Стюарт» – самый известный в мире тартан.

Официальный год рождения клетки – 1924.

Тренчи, изобретённые Томасом Бёрберри, накануне Первой мировой войны очень быстро приобрели огромную популярность. Прямые непромокаемые пальто, длиной до колена, схваченные поясом изначально предназначались для солдат, но пришлись по вкусу многим. А вместе с ними и клетка, ведь для создания подкладки использовали узор из четырёх цветов: чёрного, белого, песочного и красного.

Эдвард VIII, принц Уэльский, отличавшийся оригинальными модными предпочтениями, проявлявил недюжинную смелость в создании собственного стиля. Именно благодаря ему клетка стала модным узором и превратилась в один из классических рисунков мужской одежды. Его именем назван один из тартанов – «Принц Уэльский» (виндзорская клетка).

клетка, виши

Но лавры в "клетчатой моде" принадлежат не только англичанам. В 1850 г., во французском городке Виши, местными ткачами была изобретена особая разновидность клетки – «Виши». Это некрупная клетка, в основном, из двух цветов, один из которых чаще всего белый. В англоязычных странах её называют Gingham:

тартан, клетчатый

Справедливости ради, нужно отметить, что  что независимо от возникновения тартана в Шотландии, примерно в то же время пледы появились в Греции. Их изготавливали из овечьей шерсти на домашних ткацких станках. Флокати, так назывались греческие пледы, использовались как теплые половые коврики или покрывала для кровати.

По материалам интернета.

Ваша мадам ЛеЖо.

Комментарии (18)
Рукоделкино 03.10.2014

Спасибо за публикацию, очень познавательно ! {#}

Спасибо, познавательно!

Marina Scrap 03.10.2014
Спасибо - с удовольствием прочитала! Клетка - универсальный узор, и в любое время пользуется огромной популярностью.

Прочла с интересом, спасибо!

Спасибо Вам за обратную связь!

Спасибо, было очень интересно прочитать.

Елена Лиса 03.10.2014
Очень интересно, спасибо!

Интересно, спасибо.

Клетка присутствовала в народных одеждах многих народов, возможно потому, что ткать было удобно такой узор. В России, в северных областях , распространена была клетка белая по красной ткани, и это цветовое сочетание, как рассказали в Музее льна и бересты в Костроме, считалась она обережным узором.

Та, что на фото из музея поставлялась при Виктории и в Англию, что любопытно

Спасибо за эту информацию! Моя мечта побывать в этом музее! Надеюсь, что сбудется.

Nataniella 03.10.2014

Спасибо, очень интересная статья.

Показать все