Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Новости магазинов > Алеппское мыло: мифы и практика

Алеппское мыло: мифы и практика

В средние века европейская знать во всю использовала духи, чтобы сделать аромат своего тела чуть более приятным, не ведая при этом правил элементарной гигиены. В мавританской же культуре практика применения эфиров отсутствовала, зато у них было мыло! Считается, что мыло, завезенное крестоносцами в Европу, и положило начало традициям европейского мыловарения – примерно с 11-го века. Однако в те времена мыловары Европы делали мыло только из оливкового масла, также известное, как кастильское мыло. Возможно, мыло лавра, необходимое для алеппского мыла, было либо слишком дорогим, либо европейцы не сумели раздобыть технологию его производства. История давняя – покрыта пылью веков.

Касательно производства алеппского мыла нам рассказывают и показывают красивую и интересную историю, родом из города Алеппо (Алех), что сейчас расположен в Сирии.

алеппское мыло

Оливковое масло вместе с каустической содой и водой помещают в огромный чан и кипятят три до получения вязкой мыльной субстанции. Затем в эту массу добавляют лавровое масло и тщательно все перемешивают. (Кстати, очень логично! Масло лавра не вступает в химическую реакцию полностью). 

мыло ручной работы

После этого мыльную массу извлекают из чана и выливают на углубление в полу мыловарни, выстланное вощеной бумагой. В течение суток мыло остывает и становится твердым. 

мыло с нуля

Потом мыло режут на куски, которые укладывают  таким образом, чтобы обеспечить свободную циркуляцию воздуха между ними. 

масло лавра благородного

После того, как мыло высохнет, его перемещают в специальные подземные комнаты для созревания на срок от 6 месяцев до 3 лет. 

лакан

За это время в мыле происходит несколько важных химических изменений. Свободная щелочь, оставшаяся в мыле и непрореагировавшая с маслом, расщепляется под воздействием воздуха. Второе: содержание воды уменьшается (она испаряется), что делает мыло более твердым и экономичным в использовании. И последнее: цвет мыла снаружи становится бледно-золотым, в то время как внутри он остается зеленым.

lakan

Исторический ореол делает Алеппское мыло притягательным и для мыловаров и для потребителей. Так что в нём такого особенного?

Если учесть, что рецепт этого мыла (по слухам) появился в 8-м веке, (сами понимаете, достоверно мы этого никогда не узнаем), а арабы славились своими познаниями в медицине, то можно смело говорить о том, что мыло было и гигиеническим, и лекарственным средством. Понятно же, что болезни были, а антибиотиков ещё не было. И наверняка, люди того времени тоже хотели иметь красивую и здоровую кожу. Чудесные свойства продукта на основе оливкового масла, дополнились не менее замечательными – присущими маслу лавра благородного. Получилось воистину волшебное Алеппское мыло, которое помогает при проблемах, ухаживает, защищает, обеззараживает и дезинфицирует. При этом подходит для любого типа кожи.

Верю ли я в волшебство вообще и в волшебство алеппского мыла – в частности? Да, верю! Но эта моя вера основывается на наблюдениях и здравом смысле. Что касается волшебства вообще, то оно, как правило, является результатом увлеченности, кропотливой, а главное, постоянной, работы. При таком подходе любой проект, любое начинание просто обречены на успех, чему можно найти массу подтверждений здесь, на Ярмарке мастеров. Про волшебство мыла я думаю примерно то же самое. Если взять действительно хорошие ингредиенты, если всё сделать по технологии, да ещё и аккуратно и с душой, то мыло непременно получится чудодейственным. А если кусочек этого мыла попадёт в руки человека, который хочет и умеет верить в чудеса, то положительный результат просто гарантирован.

Так вот, если вернуться к аллепскому мылу, то здравый смысл подсказывает, что дело здесь совсем не в тысячелетней мудрости рецепта, а в составе: масло оливковое – ухаживает, масло лавра благородного – лечит. Этот тезис я проверила опытным путём. Мой муж повредил палец на руке – попросту говоря, содрал кожу. И, как свойственно многим мужчинам, ссадину как следует не обработал. Рана хоть и зажила, но попавшая внутрь инфекция дала псариатические последствия: кожа на пальце не хотела обновляться правильно, трескалась и шелушилась. Это выяснилось как раз в тот момент, когда мы варили аллепское мыло. А в таре из-под масла лавра благородного по стеночкам как раз осталось немного масла. Самое большое чудо, конечно, что мужчина согласился попробовать. Но буквально через два дня уже были видны явные улучшения. А через неделю применения кожа на пальце стала ровной и здоровой.

Считается, что чем дольше лежит Аллепское мыло, тем ценнее становится, «концентрирует свои самые полезные свойства». Мой здравый смысл никак не может объяснить этот тезис. Когда мыло лежит, оно теряет влагу, становится более твёрдым, меньше смыливается – это да! И если учесть, что мыло в далёкие времена было отнюдь не дешёвым продуктом, то вполне логично, что ему давали 6-9 месяцев, чтобы как следует высохнуть. Доводы о созревании тоже сомнительны – аллепское мыло варится горячим способом, а это означает, что омыление масел наступает уже в процессе, а лишнюю щёлочь, при наличии-то специальных программ по расчету рецепта мыла позволит себе только очень недобросовестный  или  глупый производитель. В общем, я полагаю, что история о том, что алеппское мыло должно зреть 9 и более месяцев – не более чем красивая легенда и дань традициям. Ничего плохого в них, конечно, нет. Мылу можно и полежать, тем более от хранения оно покрывается красивой «патиной», но можно начинать пользоваться и свеженьким – оно действительно пахнет лаврушкой, и пахнет приятно.

мыло натуральное

Кстати, по лечебным качествам у алеппского мыла с лавром благородным есть очень серьёзный конкурент – дегтярное мыло. Наш ответ средиземноморью! Оно и понятно, лавр благородный у нас не растёт, а берёзы – в избытке. Химический состав этих продуктов – различается кардинально, а вот лечебные свойства – схожи, хотя масло лавра действует чуть деликатнее, да и запах у него – куда приятнее.

В общем, мы тоже решили сварить Алеппское мыло. Решили и сварили! 

мыло для проблемной кожи

Пршел год... и мы снова сварили аллепское мыло. И решили соблюсти ВСЕ традиции, поэтому положили его в кородоку и задвинули в темное место на целый год. И вот наконец - настало нужное время. Мыло созрело, приобретя характерный цвет и запах.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email