Волки

Русские любят волков.

И вроде прошли времена  тотемов, да не совсем. У нас и  тела,  мозг имеют много общего  с животным царством. Со зверями связаны  части души,  разума, стратегии поведения, поиска родственных душ. Есть гербы, эмблемы партий и команд, герои мультиков. Символы евангелистов и те звери.  Звери стали символами разных качеств характера и добродетелей и пороков.

У нас есть потрясающий опыт – мы видим  глаза людей, когда они бросают первый взгляд на символы и изображения животных,  первую реакцию, движения тела, рук и головы.

Выбор зверя многое рассказывает о человеке.  Мужчина или женщина говорит – мне нужно изображение этого зверя ,чтобы обрести это качество. На самом деле качество в нем уже есть, человек тянется ко льву и это говорит о его благородстве. К змеям – о скрытой силе, к драконам  - о жажде совершенства.

В самом начале мы думали – образы каких животных могут найти отклик? Мы решили, что скорее всего это будут звери, которых изображали древние народы Сибири. На самых древних наскальных изображениях в основном дикие травоядные. Человеческие племена здесь сменили друг друга несколько раз. Сначала изображали сцены охоты, а потом одомашненных копытных. С приходом скифов, к травоядной компании прибавились хищники – например, барсы и пантеры. Скифы наши общие предки, их гены в нас есть – так мы думали!

Олени – прекрасный символ, поднимают на рогах солнце, умеют летать и вообще чудесные животные. Все, что связано с солнцем – благо, а много оленей – богатство, здоровье .

Хорошо. Мы сделали оленей и пантер.

Оказалось не все так просто.

Оленей, барсов и пантер очень любят в Казахстане.  А в России мы слышали со всех сторон – сделайте волков! Кстати, в скифской культуре волками называли молодых воинов, профессиональные воины одиночки тоже сравнивали себя со зверями – волками, псами, медведями.

И мы сделали волков. И оказалось, что их любят. 

волки, обереги с волками, волк символ

талисманы с волками, кулоны с волками, россия

Я не видела ни одного живого волка. И, если честно, не хотелось бы увидеться с этими зверями.  Однако, столкнулась с тем, что  люди хотят иметь у себя изображения  волков.  Это не зависит от пола и возраста. Все знают, что волк символ независимости, чести и верности, что его изображение позиционирует тебя, как человека храброго и верного.С чем же еще связана такая любовь к волкам, что такого дает этот образ?

Волки и овцы.

Волк – символ свободного познания через опыт. А опыт может оказаться очень разным, свобода заводит куда угодно, позволяя волчьему образу раскрыться с разных сторон. Если дать себе труд вспомнить хотя бы школьную программу. волков часто противопоставляют овцам и другому домашнему скоту. Под этим эзоповским прикрытием подразумевают два видения мира, два  образа жизни.

Волками называют преступников, излишне самостоятельных слуг закона, а также сильных  личностей, действующих без оглядки на правила на свой страх и риск. А овцами – простых законопослушных граждан. Но именно образ волка полон неодолимой притягательности для многих наших соотечественников.  А овцы – а что овцы…

Стадо всегда возвращается домой. Хозяева дают им разный корм, лечат, ищут для них пастбища, решают массу проблем, неведомых их подопечным,  берегут от хищников, строят им укрытия от холода.  Ну еще доят, стригути  режут. Детей могут забрать, но они точно проживут дольше, чем в природе!  Мало кто из них стремится, как герои Пелевина Затворник и Шестипалый  убежать в  лес или степь, ведь там они будут съедены сразу. Наверное, их головы полны мечтами  о более  комфортном хлеве, и  добром пастухе (при этом пастух должен их храбро защищать и решать их проблемы), о том, чтобы реже стригли и не резали. Это глупо – в их содержание и защиту люди вкладывают средства, время и силы. И только в ужасный момент насильственной смерти бедняжки узнают правду – за все нужно платить. Однако, выбирают такую жизнь многие, и не только животные.

А волку платить не нужно, зато приходится самому ежедневно решать все проблемы,  учиться на своих ошибках, если они не окажутся гибельными. Ценить каждый день как последний, выходить на поединок, больше похожий на танец среди космических сил. Верить своей интуиции и уму, своим друзьям.  Его богатство – честь, верность и любовь. А смерть – лишь переход в другой мир, там тоже будут приключения.  Опасность за каждым углом, но вольную жизнь, если ты к ней приобщился,  нельзя променять на стабильность.

Это лежит на поверхности, а сколько информации о волках имеется, все не перескажешь!

Опасный, но любимый.

Много  чужого, непонятного, пугающего,  опасной дикой природы вне и внутри самого человека. Ее можно боятся и отрицать – а можно войти с ней в контакт и жить себе нормально, отважно  поглядывая страху в глаза.

Да, волк враг земледельца и скотовода, и естественны страх и ненависть к ним. До сих пор в сети масса сообщений об их преступлениях против домашней скотины. Однако, кажется, ни одно животное не удостоилось столь повсеместного почитания.

При всем богатстве волчьих сюжетов, образ зверя  подается с двух сторон -на цивилизованном западе он крайне  негативный, зато на всем остальном  пространстве он раскрывается восхитительными подробностями. Да. в европейской культуре волка не жалуют. Но волчица, вскормившая Ромула и Рема очень почитаемый символ. А в скандинавских мифах, где присутствует чудовищный Фернир, который скоро устроит всем апокалипсис, упоминается пара верных Одину волков.

Во всем мире находят разнообразные волчьи обереги, принадлежавшие индоевропейским, тюркским, угрофинским племенам, народам Америки. Тысячи легенд, сказок, поверий, наблюдений, правдивых историй.  И это все написано и рассказано о животном, которое, собственно мало кто видел – нормальный, не зараженный бешенством и не оголодавший до безумия и не загнанный в угол волк людей избегает!

Однако, это, видимо характерно для тех мест, где хищники и люди не столкнулись лицом к лицу в борьбе за ресурсы. В тесной Европе все был по другому. Взгляд на волка с точки зрения христианской европейских культуры последнего тысячелетия очень нелестный. Это дьявол, враг смиренного  божьего стада. Искуситель, соблазнитель, убийца. Символ всего  необузданного,  дикого, что есть в эгоистичной природе человеке, ярости,  хитрости, жестокости и бешенной сексуальности. (Это при том, что волки сохраняют верность супругу до смерти!)

В цивилизованном западном мире  волк стал  изгоем, его  травят и истребляют.  Любимое развлечение дворян  охота на хищников, ставило целью  сохранить стада и лесную дичь. Но вышло наоборот. Только в начале прошлого века, когда появился научный метод познания природы, волков реабилитировали (хотя и поздно). Выяснили, что численность травоядных в Европе сократилась не от хищников, а с исчезновением лесов и полей. И от болезней - волки первую очередь ликвидировали больных  животных.  

Вышла Книга Джунглей Киплинга – сказка ложь, да в ней намек. А позже европейцы эпохи нью эйдж двинулись на поиски корней, к принятию целостного мира, почитанию природы во всех ее аспектах.  Появились книги типа «Бегущая с волками и куча их читателей.

В информационном пространстве среди книг о дикой природе, появляется просто море волчьей информации. Прежде всего, это известная книга Моухэт Фарли «Не кричи «волки»! Оказывается, эти страшные, воспетые Джеком Лондоном  полярные  волки даже не охотятся на оленей, вообще довольствуются мышками и леммингами.

Другое дело в азиатской части континента а также в населенной коренными жителями Америк. Здесь во все времена люди очарованы волками.

  В шаманских практиках всех народов мира это главный дух –проводник. Почти у всех тюркских народов, которые тоже явно страдали от нападений хищников, волк является первым предком. У татар  и башкир  сохранилось множество связанных с волком обычаев.Множество волчьих обрядов и праздников сохранилось на Балканах. Волк там тоже почитался за предка.

Главный предок либо имел серого покровителя, либо был оборотнем, либо был воспитан, либо спасен волками. Сам Чингисхан происходит от серо-голубого, с высоких небес спустившегося «избранного волка» и до сих пор все народы его империи волков к волкам относятся почтительно. О волках и забытая книга Чингиза Айтматова «Плаха», по - моему обязательна к прочтению для людей всех национальностей.

Русские любят волков.

На  землях, занятых славянскими племенами, несмотря на безусловный волчий террор мирных стад,  сохранились множество поверий, связанных с уважительным отношением к этому зверю, но с родством, не связанно. Некоторые объясняют это с тем, то волки пугали кабанов и оленей, не давая им забредать в поля и огороды, заодно сокращали их численность.  В русских сказках и легендах, волк не враг, а магический помощник, проводник, разведчик. переносит героя на большие расстояния, решает любые проблемы. Он посредник между мирами, легко пересекает границы живых и мертвых, связан с загробным миром. С волком связано множество поверий, которые никуда не исчезли даже при установлении православной веры. Столкнулся с серым - притворись мертвым, и волк  примет за своего! А если носить оберег с волком или волчий коготь, кусочек шкуры – ты защищен от опасностей, как бы роднишься с мистическим зверем.

Есть народное поверие- волки едят только то, что велел им их начальник и покровитель, святой Георгий. Съеденные волком овцы считались принесенными в жертву и списывались в неизбежные потери. В древней народной песне, во славу Святого Егория  волки  помогли ему в борьбе со змеем. Святой обращается к ним, называет их своими собаками.

 ... Въехал Егорий в леса дремучи,
Встрелись Егорью волки прискучи,
Где волк, где два: «Собирайтесь вы, волки!
Будьте вы мои собаки,
Готовьтесь для страшныя драки».

В  нашем "Слове о полку Игореве» с волками сравниваются князья. Волчья стая – символ братства воинской дружины, где нет  обмана и предательства, друзей, которые всегда защитят твою спину даже ценой смерти.  Названия славянских племен и фамилий часто имеют«волчьи» корни.

Мне кажется, подсознательная тяга к волкам связано еще и с  забытым уважением к вольному воинскому сословию, которое заменили регулярной армией.

 Трудно сказать, на чем основано появление кучи бытовых сказок  про глупых волков – может быть, с изменением жизни, возникновением государства,  снижением статуса воинов? Но даже в сказках волки вызывают сочувствие.

Здесь пронзительная статья об ученом,Владимире Викторовиче Бологове.  Этот человек смог близко сойтись с волками в их естественной среде, выявил просто потрясающие стороны их жизни,   Его научные труды на грани откровения заставляют о многом задуматься. Прежде всего, о том, звери ли это вообще. 

Я так понимаю, волк символ настоящей, чистой жизни и  свободы. Не бандерложьей свободы скакать, орать и бросаться нечистотами. Это осознанная свобода, которая подразумевает достоинство и ответственность перед своей семьей и друзьями,  перед всем миром.

Говорят, что волк это чеченский символ. Но по моим наблюдениям, люди с Кавказа всегда идут к орлам, их взгляд сразу устремляется к птицам. А русские любят волков. Они выискивают волчьи морды и силуэты, встречая их, как нечто знакомое и родное, даже меняются в лице. 

К чему это все…На нас льется грязь. Пьяное и пассивное население, рабы и т.п, да все это все уже слышали. Так вот, пока я буду продавать и дарить волков в таком количестве– никогда с этим не соглашусь.

Комментарии
Комментариев пока нет