Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хитрости и советы / Lifehack > Творческий кризис: как бороться?

Творческий кризис: как бороться?

Виды творчества:   Разные виды творчества

Наверно, каждый когда-то испытывал такое состояние, когда любимое дело, будь-то дизайн, медицина, маркетинг или живопись, перестаёт приносить удовольствие. И человек не может заставить себя заняться тем, к чему ещё вчера стремился всей душой, выкраивая каждую минуту. Появляются сомнения, лень, а порой и комплексы. Человек обескуражен и разочарован, исчезают идеи, другие дела вдруг становятся неотложнее и важнее.

Я сама 1000 раз проходила этот период, и он был поистине мучительным. Я «усаживала» себя за «то, что должно принести радость» или искала оправдания («я слишком устала», «я не выспалась», «сейчас я переживаю из-за семейных проблем»). Хотя знала в глубине души, что все эти оправдания – полная чушь. Ведь любимое дело – это то, что всегда помогало забыть о неурядицах, и никакая усталость не была этому помехой.

творчество, альтер эго

Поэтому я решила обратиться к психологии в поисках чудесной панацеи. И ответ нашёлся.

Дело в том, что человек знает свои черты и большую часть их принимает. А те, которые ему нравятся, еще и культивирует. Исходя из этого, у каждого из нас появляется более-менее точное описание себя. Например, «я добрый, немного вспыльчивый, чуткий, лёгкий на подъём, люблю собак и художественную ковку». Или «я женственная, отлично понимаю людей, обожаю рисовать, готовить и путешествовать».

Но вся проблема в том, что человек многогранен и порой непредсказуем. И в некоторых ситуациях он проявляет черты, противоположные тем, которые он культивирует. И тогда появляется великий и ужасный Альтер Эго.

творческий кризис

Если не брать во внимание клинические случаи – это вполне нормальное явление. Это совокупность характеристик, которые человек в себе не признаёт, не допускает, или которые противоречат его самоописанию.

Проявление альтер эго не очень приятно для большинства людей. «Как же так, я обожаю собак, но эта соседская шавка меня раздражает. Я вежливый, но старушке в трамвае место не уступил. Я, наконец, страстный художник, но третий день не подхожу к холсту».
И решение тут может быть одно – понять и простить. Не делать из себя однозначного героя. Позволить себе быть разным и перестать винить себя в том, что не соответствуешь собственным установленным рамкам.

И, наконец, начать рассуждать так: «Я отлично готовлю, но выпечка мне не даётся. Я добрый, но не позволяю садиться себе на шею. Я, как правило, прекрасно понимаю людей, но этот человек – для меня пока загадка. Я всегда был лёгок на подъем, но сегодня хочу лежать на диване и смотреть кино. И, наконец, я люблю шить, но не сегодня. Я поэт, но не обязан всегда хотеть писать стихи».

Я часто встречаюсь на просторах Интернета и в закоулках массовой культуры с выражением потребности в том, чтобы нас принимали настоящими, такими, какие мы есть. Поэтому осмелюсь предположить, что это желание стало более-менее общей тенденцией для современного человека. Так почему бы для начала не научиться самому любить не картинку-типаж, а настоящего, разного, удивительного и неповторимого себя?

психология

Здесь я немного отошла от главной темы: что же, собственно, делать с творческим кризисом? А вот что: как и любое неприятное состояние, он пройдёт гораздо быстрее, если мы его примем и проживём. Выраженные грусть, злость, разочарование проходят гораздо быстрее. А вот когда мы их не признаём, они так и сидят у нас внутри, не давая покоя и проявляясь, между прочим, даже в заболеваниях (болезни этой природы называются психосоматическими, но это уже совсем другая история).

Конечно, начать культивировать свои творческие пристрастия – проще простого. Я сама очень привязана не только к куклам и копирайту, но и, собственно, к самой любви к куклам и копирайту. И когда я не чувствую потребности в этих видах деятельности, начинаю грустить и корить себя. Всю последнюю неделю я находила очень важные причины, чтобы не писать и не лепить. И только вчера сказала себе: «Аня, кого ты обманываешь? Ты просто-напросто не хочешь сейчас этого делать». И позволила себе не хотеть. А сегодня появилось непреодолимое желание написать эту статью.
Сработало?:)

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email