Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Валенки на "Орбите"

Валенки на "Орбите"

Виды творчества:   Валяние > Сухое валяние, фильцевание

«Орбита» вовсе не космический корабль, а маленькая фабрика неподалеку от Барнаула, на которой делают самые лучшие валенки.

Сибирские валенки – пимы (ударение на последнем слоге) – каких-нибудь сто с небольшим лет назад считались роскошной и дорогой обувью, на ярмарках они выставлялись на самое видное место и не облагались налогом. Мастера ревностно хранили секреты валенковаляния и общались между собой исключительно на условном языке – жгонском. И хотя валенки ручной работы теперь сложно найти, на Алтае еще осталось аутентичное ручное производство войлочных пимов – одного из самых теплых видов обуви.

Исчезающий вид. 52 градуса северной широты и 80 градусов восточной долготы. Алтайский край, село Родино. В сапоговаляльном цеху фабрики с сохранившимся с советских времен названием «Орбита» сильно пахнет овчиной. Играет радио. У Николая и Анатолия, отделочников цеха, особой популярностью пользуется Джастин Тимберлейк. Его мелодичное пение, принесенное радиоволнами, заглушает гул виброшлифовального станка.

Отделка – уже финальная стадия создания знаменитых сибирских пимов. Прежде чем услышать Тимберлейка, валенки проходят долгий и тяжелый путь. В Алтайском крае «Орбита» – единственный пимокатный цех, работающий в полную силу, круглый год, и зимой и летом. Другие пимокатни давно обанкротились, закрылись из-за нерентабельного характера производства, как принято говорить. В жесткой экономической борьбе победили большие автоматизированные фабрики, такие как ярославская или кукморская. За два с половиной века производство валенок эволюционировало, хотя начиналось все с ручных пимокатных артелей, таких как «Орбита».

Оригинальная идея сапоговаляния появилась только в конце XVIII века у мастеров Семеновского уезда Нижегородской губернии – официальной родины валенок.

Почему-то валяные сапоги причисляют к исконно русской обуви. Ассоциативный ряд: валенки, балалайка, медведь, зима, Россия – неизменен. Часто можно прочесть байки о том, как Петр I лечил валенками суровое похмелье после веселых светских раутов. Но, согласно архивам, подобные утверждения ошибочны. «На Руси сапоги из шерсти не делали, и во времена Петра I валенок просто не существовало», – говорит Ирина Октябрьская, доктор исторических наук, профессор Новосибирского отделения РАН. Нетканый войлочный материал известен со скифской эпохи (VI–V века до н. э.), изобрели его кочевники горностепного пояса Евразии. Однако документальных доказательств сапоговаляния до XVIII века на Алтае или где-то еще нет. Никому просто в голову не приходило сделать цельные сапоги из прессованной шерсти. Оригинальная идея появилась только в конце XVIII века у мастеров Семеновского уезда Нижегородской губернии – официальной родины валенок. К середине XIX века пимокатни появились и в Сибири.

Страшно и сказочно. Я стою в полумраке перед трехметровой горой шерсти. Это начало пути. Шерсть для пимов привозят на «Орбиту» только из северных районов Казахстана – это обязательное условие. Стричь овец нужно осенью – весенняя шуба животных категорически отвергается. Как объясняет директор «Орбиты» Николай Ващенко, осенняя шерсть подходит больше – она грубая и короткая, в ней много пуха и мало «жиропоту», который образует ненужные комки. Итак, выбор сделан: осенняя шерсть северных баранов. Прежде чем стать валенками, она проходит множество инстанций. Сначала шерсть направляется на трепальную машину для очистки от примесей и пыли. Затем к делу приступает чесальная машина: огромный барабан с гребнями, превращающими шерстяную массу в тонкий плотный ковер. Ковер сворачивают, полученный сверток называется «куделя». С трепальными и чесальными машинами работают только мужчины. Полные названия их профессий звучат многосложно и красиво: например, чистильщик-точильщик чесальных аппаратов. Так сразу и не запомнишь.

Работа мужчин важна, но, несмотря на громкие названия специальностей, это всего лишь подготовительная миссия, приготовление к самому важному, магическому ритуалу. Качество готовых пимов обеспечивают женщины, которые валяют из бесформенной кудели теплые и удобные сапоги.

Валяльщицы на «Орбите» работают в тишине за широкими деревянными столами. Женщины обижаются, когда их называют по-простому – валяльщица или основщица. В трудовых книжках у них записано: изготовитель основы валяльно-войлочных изделий. Каждая женщина делает только определенный размер валенка: Антонина – 24-й, Мария – 25-й, а Валентине достался мужской 30-й. Размеры валенок равны длине стопы. Например, если у меня стандартный 38-й размер обуви, мне подойдут валенки 24-го размера. Самые маленькие размеры – детские – 13-й, 14-й, 15-й. Самые большие – 34-й и 35-й – соответствуют 46-му размеру другой обуви.

Картонные макеты, по которым делают валенки, в три-четыре раза больше готовых сапог. Огромный макет женщина кладет на стол, обводит мелом и закладывает по меловому контуру шерсть из кудели. Получается одна сторона валенка. Операция повторяется снова. Изготовитель складывает стороны вместе на грубой ткани, поливает горячей водой и скатывает в рулон для прессовки. Через несколько минут рулон разворачивается, и аккуратные руки сращивают целый валенок.

На этом этапе валенки похожи скорее на чулки великана, чем на удобную зимнюю обувь. Выглядят «чулки» чудновато, но, в сущности, все логично: при дальнейшей варке шерсть уплотняется, и обувь приобретает привычные размеры. За каждую пару пимов изготовитель основы валяльно-войлочного изделия получает в среднем 30 рублей, а еще год назад и вовсе платили по 5–6 рублей. В Москве сибирские валенки ручной работы стоят 4–5 тысяч рублей. Контраст не требует комментариев.

В Родине стоимость пимов определяется размером: эту цифру надо умножить на 24. За свой 38-й (24-й) мне пришлось бы заплатить 576 рублей, но родинцы – люди радушные и щедрые – подарили мне пару роскошных фирменных пимов.

Самое страшное и сказочное происходит в отделе кисловки, стирки и растяжки: гигантские чаны с кипятком и серной кислотой, странные по конструкции машины для растяжки, обилие молотков и решетки на маленьких оконцах. На первый взгляд это напоминает пыточную камеру инквизиции в подвале средневекового замка. Пугающее впечатление проходит, когда вблизи видишь завуалированные паром добродушные лица рабочих.

Здесь, так же как и на начальном этапе, работают только мужчины. В кадках с кипятком поступившие от валяльщиц увеличенные основы выстирываются и очищаются от излишней серы. Серную кислоту добавляют в воду именно для очистки. Химическая реакция – серная кислота плюс сера – дает нейтральную воду и сернистый газ. Сернистый газ ядовит, но в цеху есть вытяжки. Еще серная кислота нужна для придания валенку формы. У тех, кто работает с кислотой, кончики пальцев совсем черные и не отмываются. Мне показалось страшновато, но люди привыкли и относятся к этому с иронией, как к неизбежному отличительному признаку своей профессии.

На изготовление одной пары валенок требуется от трех до пяти килограммов овечьей шерсти (в зависимости от размера). Это значит, что для одной пары нужно остричь шесть-восемь баранов.

валенки, валяние

За рабочий день одна женщина делает максимум 30 войлочных заготовок. Валенки, сделанные на «Орбите», теплее и носятся дольше, чем изготовленные на заводском станке, говорят сибиряки.

орбита, валяние из шерсти

Работники фабрики забивают деревянные колодки в шерстяные заготовки. Технология производства валенок в нашей стране стала в последние годы автоматизированной, а в селе Родино мужчины так же, как и их прадеды, делают все вручную.

история

В Родине валенки всегда считали волшебной обувью. Мужчины носят пимы без носков – по их мнению, это помогает сохранить здоровье; девушки верят: если приснился валенок – жди встречи с суженым.

творчество

Технолог фабрики проверяет качество готовой продукции.

рукоделие

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email