Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Синтетические "природные" рубины

Синтетические "природные" рубины

Виды творчества:   Разные виды творчества
Бижутерия своими руками > Ювелирное искусство

По докладу Гэри Чудхари:

Геммологическая лаборатория в Джайпуре, в которой работает цитируемый специалист, получила заказ на тестирование двух корундов, описанных продавцом как природные рубины, прошедшие термическую обработку.

рубин
Левый - 3.50 карат, правый - 2.97 карат

Проверка коэффициента преломления и плотности показала полное соответствие с параметрами корунда. Первичный обзор камней без применения оптики показал, что образцы обладают невысоким качеством, что подтверждалось и стоимостью, заплаченной заказчиком за камни (в пределах $25 за карат). Также первичный обзор невооруженным глазом не выявил факторов, позволяющих усомниться в природности этих рубинов. По признанию исследователя, первичный быстрый осмотр камней с использованием 10-кратной лупы также не показал ничего интересного. Интересное обнаружилось при тщательном и внимательном изучении образцов.

При изучении 3.50-каратного образца обнаружилось, что он разделен на 2 части, прозрачную и полупрозрачную, слегка искривленной узкой зоной, проходящей через весь камень. В прозрачной зоне под сильным увеличением оказались заметны облака точек, образующих рисунок из радиально расходящихся окружностей. Про более внимательном осмотре невооруженным глазом окружности оказались также очень слабо, но все же заметными. Такие окружности являются однозначным идентификационным признаком синтетических корундов, сублимированных из газовой фазы.
синтетический рубин

В полупрозрачной части при сильном увеличении были обнаружены шарообразные и трубчатые включения.

При определенной ориентации образца эти включения были видны в виде концентрированных плоскостей, пересекающихся под углом 60/120 градусов.

Подобное пересечение плоскостей формирует ромбовидные грани, очень похожие на пересечения ромбоэдрических плоскостей двойникования в природных корундах.

Также в полупрозрачной зоне были замечены синие точки, свойственные вернейлевским корундам. Все перечисленные факторы позволяли трактовать образец как композитный материал, но от этой версии пришлось отказаться из-за полного отсутствия взаимосвязи между газовыми пузырьками и пересекающимися плоскостями в двух половинах камня, а также из-за наличия газовых включений, не связанных в структуру пересекающихся плоскостей, а спорадически разбросанных с массе камня.

У 2.97-каратного рубина оказались хорошо заметны невооруженным глазом оранжевые пятна, представляющие из себя выходящие на поверхность трещины, заполненные субстанцией, обогащенной и окрашенной железом, и осветленная "молочная" зона, представляющая из себя "рутиловый шелк". Оба фактора свойственны природным корундам. Под сильным увеличением в масса в трещинах выглядела очень неоднородной, с заметными граничными линиями окраски и снижением интенсивности окраски в глубине камня. Это позволило сделать вывод, что трещины были заполнены красящей субстанцией.

В "молочной" зоне рутилового шелка были обнаружены мельчайшие пузырьки газа, расположенный по изогнутым линиям, что является точным идентификатором вернейлевских корундов.

Выводы:

1. Оба рубина являются синтетическими, обладающими набором внешних признаков, свойственным природным корундам.

2. Неизвестно, произведены ли эти рубины в результате случайных технологических сбоев, или условия, при которых в результате технологических сбоев получаются такие результаты, были найдены намеренно.

3. 2.97-каратный синтетический рубин прошел процедуру дополнительного облагораживания с заполнением поверхностных трещин окрашенной не стеклоподобной субстанцией, что как раз несвойственно для методов облагораживания природных рубинов. Но внешний вид заполненных трещин при этом очень похож на природные включения.

4. На рынке появились дешевые синтетические рубины, "соответствующие" распространенному мнению, что сильные включения в рубине являются доказательством его природности.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email