Что мы знаем о нероли?

Что мы знаем о нероли? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

А всё началось с того, что я рисовала этикетку для нового тоника. И чтобы не ошибиться с написанием, отправилась в поисковик глянуть, как же правильно пишется слово «нероли». В итоге, зависла в истории и историях.

По опыту знаю, что можно долго и нудно рассказывать про эфирные масла, про то, какие они полезные и замечательные. Впрочем, это касается любого предмета. Так вот, подобная информация в голове не задерживается. А если рассказать историю… Именно рассказ о людях, о местах, о событиях рождает ассоциативный ряд. Я думаю, что пробежавшись по приведённым ниже текстам, портретам и фотографиям, слово «нероли» обретёт совершенно другое значение. Итак:

Одно из самых ценных и дорогостоящих масел – эфирное масло нероли – может похвастаться не только своим изысканным горьковато-цветочным ароматом, но и богатой историей использования. Легендарные апельсиновые цветки, из которых получают масло нероли, в древневосточной философии символизировали чистую любовь, бессмертие и удачу, а в Древней Греции считались эмблемой прекрасной богини Дианы. На протяжении многих веков именно цветками апельсина украшали свои подвенечные наряды невесты: именно из утонченных букетиков и родился знаменитый флер-д’оранж. (При таком написании ведь сразу становится понятно, что к чему - "флёр" и "оранж").

Да, эфирное масло нероли получают из цветков горького апельсина. Названо оно в честь итальянской графини французского происхождения —  Мария-Анна Орсини. Именно она впервые ввела моду на нероли. Эта известная красавица любила аромат цветов апельсинового дерева, добавляла их в ванну и ароматизировала ими свою одежду. Аромат флендоранжа был настолько дурманящим и соблазнительным, что слава об этом масле-афродизиаке быстро распространялась. В сочетании с чувственным мускусом (который в те времена был любимым ингредиентом парфюмеров) аромат нероли вошел в состав большинства парфюмерных композиций.

Но почему же всё-таки такое название «Нероли»? Чтобы это выяснить, нужно обратиться к удивительной судьбе удивительной женщины – принцессы де Юрсен.

занимательные истории

 Мария-Анна, принцесса де Юрсен (1642—1722) родилась в знатной семье маркиза де ла Тремуйль, герцога Нуармутье. В 15 лет, выйдя замуж за принца Шале де Талейран, Мария переезжает в Италию, где после смерти первого супруга в 1675 году (ей уже 33 года) вновь сочетается браком — на сей раз с Флавио Орсини, герцогом Браччиано. Который,собственно, и был родом из итальянского города Нерола. Но поселилась она в Риме. А её салон, охотно посещавшийся лучшим римским обществом, сделался центром французского влияния. Мария-Анна способностями настоящего дипломата, Людовик XIV благоволил к ней и пользовался её услугами для проведения французской политики.

эфирное масло

Эта незаурядная амбициозная дама и ввела моду на масло флердоранжа в высших кругах Испании, Франции, Италии. Ходили слухи, что успехами в переговорах и исключительному умению убеждать, Мадам обязана именно аромату, который пропитывал ее вещи и апартаменты. Этот аромат расслаблял и обезоруживал собеседников. Таким образом, благодаря принцессе из Неролы, аромат и получил свое современное название. Подчеркнем, мадам Орсини не изобрела этот аромат, он существовал много раньше. Но она сделала его популярным и модным, и тем самым увековечила свое имя. К середине 18 в. в большинстве европейских справочников, и практически во всех публикациях, изданных во Франции, масло флердоранжа именовалось «нероли».

После смерти второго мужа в 1698 г. (и ей уже 56 лет) она переселилась во Францию, приняв титул принцессы де Юрсен (от искажённо Орсини). Политическая  ситуация того времени позволяла сильно расширить влияние Франции: несчастный король Испании Карл II, которого с рождения одолевали всяческие хвори, в случае смерти оставлял престол внуку Людовика XIV Филиппу, герцогу Анжуйскому. К политическим интригам прибавляется и дружба принцессы де Юрсен с фавориткой короля маркизой де Ментенон.

эфирное масло нероли

Именно маркиза предлагает принцессе поучаствовать в выборе кандидаток на роль жены юного испанского монарха, и она же поддерживает предложение де Юрсен устроить брак будущего короля Испании с Марией  Луизой Савойской. 20 апреля 1701 г. государственный секретарь по иностранным делам Торси сообщил, что король выбрал принцессу для сопровождения будущей королевы Испании из Турина до Мадрида.

Невесте было всего 13 лет, так что умудренная жизнью шестидесятилетняя Мария-Анна де Юрсен стала для девочки и воспитательницей, и подругой. Именно это позволяло  принцессе оказывать огромное влияние на молодую чету испанских монархов, а, следовательно, и на всю политическую жизнь Испании. Историки признают, что де Юрсен фактически являлась некоронованной правительницей Испании, при этом она, естественно, опиралась на интересы Франции, но свои собственные интересы и интересы испанской королевской четы в политических играх Юрсен тоже не забывала. Так, она враждовала с тремя послами Людовика XIV в Испании. Это противостояние вылилось в отзыв принцессы во Францию в 1705 году. И лишь личная встреча Короля—Солнце и принцессы де Юрсен, которая продолжалась три часа без свидетелей, а так же активные позиции Испанской королевы и маркизы де Ментенон позволили принцессе восстановить свое положение при испанском дворе.

Закат политической жизни принцессы начался со дня смерти ее воспитанницы, испанской королевы Марии Луизы в 1714 году. С её подачи была выбрана вторая супруга Филиппа — Елизавета Фарнезе, она излишне доверилась честолюбивому аббату Альберони. Аббат и новая королева попросту выдворили неугодную более принцессу из Испании. В одном придворном платье, в такой холод, что её кучер отморозил руку, пять суток пожилая  женщина тряслась в карете, сопровождаемая охраной из 50 гвардейцев.

Филипп оказался мстительным человеком. Он не только выслал из Испании двух племянников Юрсен, но и в самых резких тонах отозвался о своей бывшей наставнице в письме Людовику XIV. Равнодушно отнеслись к судьбе де Юрсен и в Версале, слишком сильна была партия её противников, и слишком мало теперь значила эта женщина для Франции. Филиппу V передали слова короля Франции: «Что касается мадам Юрсен, не следует отрицать, что достойна сожаления потеря женщины, которой оказывалось доверие. Но если это делается для блага моего внука, то утешиться легко».

За свое долгое служение династии Бурбонов де  Юрсен не получила вознаграждения. Правда, по статье седьмой мирного договора, подписанного в Утрехте, Юрсен полагалось 30 тыс. экю. Предусматривалось также, что английская королева Анна передаст ей герцогство Лимбург или другие земли в испанских Нидерландах. В результате долгих тяжб, де  Юрсен не получила ни земельных владений, ни денег. В завещании назвала сумму своих долгов — 100 тыс. экю.

Последние годы жизни де Юрсен провела в Италии, где активно внедрилась в круг английских политических эмигрантов, составлявших двор Якова VIII. Умерла принцесса де Юрсен в декабре 1722 года в возрасте 80 лет.

Вот такая была женщина. Признаться, мне пришлось хорошенько покопаться в источниках, чтобы проследить её жизненный путь. Шпионка, интриганка, соблазнительница и правительница – сейчас её имя ассоциируется лишь с эфирным маслом. 

Но историческая справка о нероли была бы не полной, если не вспомнить ещё одну историю. А именно, историю самого городка Нерола. 

Сейчас это типичный старинный итальянский городок в 50-ти километрах от Рима, с узкими улочками-лестницами и крошечной центральной площадью с фонтаном. Но в этом очаровательном городке есть «изюминка», которая притягивает туристов – древний замок Орсини, с его витиеватой историей, уходящей вглубь веков, который стоит на возвышении, занимая господствующую высоту над городом и всей долиной Тибра.

Замок очень древний (X век) был построен Бенедетто Кресченци, который принадлежал к патрицианскому роду, правившему в Риме в конце Х века. Замок был построен на руинах еще более древней крепости Сабина и вплоть до 1235 года принадлежал семье Кресченци. Бунт против Папы Римского дело невыигрышное, мало кому сходило с рук, так и представители столь знатной семьи в результате поплатились за своеволие жизнью и владениями.

метод афлеража

В XIII веке замок перешел в руки римского феодального рода Орсини (чье имя носит и по сей день). Это знатное семейство перестроило замок, сделав в итоге из замка крепость, которой владело до 1644 года. Для укрепления замка были веские основания. Семья Борджиа, заклятые враги Орсини, отличалась жаждой власти, любовью к роскоши и невероятным тщеславием. Современники называли их за глаза «демонами во плоти». Настолько порочными были представители этого семейства. Они расправлялись со своими врагами с помощью проверенных средств – яда, кинжала и… красивых женщин, которыми род Борджиа мог похвастать.

интересные факты

Яд Борджиа не оставлял следов. Жертва чувствовала легкое недомогание, переходящее в пневмонию и далее наступала смерть. Лучшим местом для отравления был званый обед. Самые дальновидные гости старались на званых обедах Борджиа не есть и не пить, но эти уловки не спасали — в ход шел надежный кинжал… или удачное замужество красивых женщин семьи с наиболее влиятельными представителями знатных родов и фамилий Европы с целью получения неограниченной власти. Одна из представительниц этого знатного рода красавица Лукреция несколько раз выходила замуж по приказу своих ненасытных родственников, расчищая им путь к власти. Для этого ее развели с мужем, когда он перестал соответствовать требованиям алчного семейства. Причиной развода было обвинение в импотенции мужа, что нетрудно было бы доказать, если бы не пикантный факт – красавица в это время находилась на шестом месяце беременности, разумеется не от мужа… Но могущественные родственники замяли скандал, новорожденного пристроили, а красавицу выдали замуж… еще не один раз, и в конце концов …за герцога Феррарского, чьи потомки впоследствии стали хозяевами в замке Орсини.

А пока кровавые распри между семьями продолжались…

Между тем в замке рождались, взрослели, праздновали свадьбы, любили, страдали и умирали многочисленные предки семейства Орсини, их родня, друзья и слуги… XVI век — расцвет Орсини. Паоло Джордано I Орсини женится на Изабелле Медичи, дочери великого тосканского герцога Козимо I. Вместе с рукой девушки он получает и титул герцога Браччано. Город полон жизни: здесь добывают серу, выплавляют железо, изготавливают гобелены и бумагу, тогда же строят акведук, по которому к Риму идет вода из озера Браччано. Последний великий правитель из семейства Орсини — Паоло Джордано II — покровительствовал искусству и литературе, сделав город одним из культурных центров Италии того времени.

Но нет ничего вечного и постоянного на Земле, один из потомков семейства Орсини в целях исправления своего пошатнувшегося финансового положения, в последствии продал замок враждующему с его семейством клану Барберини. А далее, по наследству замок оказался в руках Ланте делла Ровере.

Театр кровавых битв на протяжении всего Средневековья, Замок постоянно укрепляли, к нему добавили низкие крепостные башенки и мощную цилиндрическую башню. Во время Рисорджименто (движения за объединение Италии) в 1867 г. отряд гарибальдийцев под командованием Менотти Гарибальди забаррикадировался в башне, обороняясь от атак папских войск. Битва была проиграна, но ее следы, свидетельствующие об этом эпизоде, еще можно увидеть на старинных стенах террасы, возвышающейся над селением Нерола.

Многолетняя родовая вражда, смена хозяев и последующие войны не пошли замку на пользу, он был полностью запущен и почти разрушен. Былую красоту и величие замок вернул лишь в конце 20 века после кропотливой и дорогостоящей реставрации, проведенной новыми владельцами. И теперь это шикарный отель. В настоящее время замком управляет последняя, на сегодняшний день, представительница старинного рода Одескальки — обаятельная Мария Паче, супруга нефтяного магната. Благодаря княгине, рачительной и деятельной хозяйке, замок преображается для киносъемок, благоухает пышными букетами на свадебных банкетах, здесь обсуждают серьезные вопросы на экономических и политических форумах и конгрессах, развлекаются на корпоративных банкетах. В стенах с шестисотлетней историей эти мероприятия приобретают особый шарм.

Лично мне очень нравится, что старинный замок стоит не как музей с пыльными витринами, а живёт полноценной жизнью.

А теперь настало время вернуться к непосредственному предмету беседы – эфирному маслу нероли.

Эфирное масло производилось методом анфлеража.

Метод анфлеража состоит в том, что масло, испаряющееся из цветков, поглощается чистым, не имеющим запаха свиным или говяжьим жиром, нанесенным тонким слоем на стекло. По мере порчи цветы заменяются новыми. Из образовавшейся душистой массы масло извлекают растворителем. В коммерческих целях анфлераж практически не используется, так как на получение масла этим методом уходит много времени и он является наиболее дорогостоящим.

Эфирное масло нероли  представляет собой густую жидкость темно-коричневого цвета с горько-сладким запахом, в концентрированной форме не очень приятным. Но если его растворить до концентрации масла, используемого при массаже, в ваннах, для ароматизации кремов, то его запах кажется одним из самых прекрасных и запоминающихся.

Психоэмоциональное воздействие:

Помогает при тревожных состояниях, то есть его можно применять в качестве успокоительного средства перед какими-либо напряженными ситуациями, например перед экзаменами, интервью, появлением на публике. Но самая большая ценность этого масла состоит в том, что оно хорошо помогает при более серьезных состояниях, когда человек испытывает чувство беспокойства постоянно.

Масло нероли полезно при шоке и истерии. Оно эффективно избавляет от бессонницы, особенно возникающей на почве беспокойства. Лучше всего применять его в ванне перед сном.

Свойство афродизиака, которым обладает масло нероли, обусловлено не самим гормональным или стимулирующим эффектом, как в случае с некоторыми другими маслами, а скорее его способностью успокаивать нервное напряжение, ощущаемое иногда перед сексуальным контактом.

Косметические и лечебное применение:

Противовирусный, общеукрепляющий, противосклеротический и кардиотический эффекты позволяют расширить области применения аромамасла, как и удивительные свойства по оптимизации работы желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы. Оказывает масло нероли также противосудорожное и спазмалитическое действие.

Сильный характер нероли проявляется и в составе разнообразных косметических средств. Это аромамасло считается одним из самых эффективных омолаживающих компонентов. Нероли способствует разглаживанию морщин, оживляет утомленную, сухую и дряблую кожу, ликвидирует купероз (мелкий «узор» из капилляров), устраняет покраснения и раздражения, стимулирует регенерацию кожи, помогает справиться с недостатками кожи (угревой сыпью, экземами).

Его можно без опаски использовать во время беременности, в частности — добавлять в крем, препятствующий появлению растяжек.

Что мы знаем о нероли теперь?...  Для полноты картины остаётся лишь вдохнуть этот запах...

Комментарии (22)
SeaFoam (seafoam) 13.09.2014

Эфирное масло нероли представляет собой густую жидкость темно-коричневого цвета с горько-сладким запахом, в концентрированной форме не очень приятным

Все масла нероли, которые были у меня, были бесцветные или бледно-желтые с приятным запахом. Вот густая темная жидкость у меня представляет абсолют нероли

Спасибо за экскурс

Честно говоря, то, что продаётсся сейчас под названием "эфироное масло нероли" вызывает у меня смешанные чувства. У нас есть 4 бутылочки - от разных производителей. И каждая - какая-то другая. А абсолют дорог! И эксклюзивен. Не хотят поставщики на него браться, увы.
В те же, стародавние времена, думаю все эфирные масла были абсолютами. image

{#} Спасибо, экскурс в историю, да ещё и с прекрасными фото - всё просто супер, естесственно в избранное!

♥Lid'oro♥ Lidiya 12.09.2014

Спасибо!!!

Интересная, познавательная статья!

Елена Море 12.09.2014

Как интересно! А у меня масло для тела с эфирным маслом нероли (сама смешиваю) - и аромат изысканный, и для кожи очень хорошо! Есть и другие приятные эффекты {#}

Есть, эффекты, есть. image Но чуть-чуть. image

ma Heya 12.09.2014
Да! Замечательная статья!!!

Обожаю,как пахнут цветущие цитрусовые. Оказывается из них ещё и масло делают!

СОВа (Оксана) 12.09.2014

Ух!!! Какое "вкусное" чтиво! Оно сделало мой обед куда интереснее!

Искренняя благодарность!

Приятного аппетита - каждый день. image
Спасибо за комментарий. Рада, что понралось. image

Лиля 12.09.2014

Публикация великолепная! Даже и не думала, что за таким названием темы скрывается такой интересный рассказ!Огромное спасибо!

Спасибо за отзыв! Это моя первая публизация на Ярмарке. (волновалась немножко). image

Интересная публикация!{#}

Спасибо! Прочитала на одном дыхании!

Теперь нероли для меня не просто аромат, а аромат с многовековой историей!

Спасибо!

И Вам мои благодарности. Рада, что удалось рассказать эту историю интересно. image

Шикарный зал для банкетов! И восхитительная спальня. А если там еще легкий аромат нероли - О! Никаких тревог.....

Да уж, в таких декорациях можно представить себя принцессой. image

В общем, неспроста в этим замке любят отдыхать сильные мира сего. Но лучше уж так, чем пыль забвения...

Спасибо за интересную информацию и проделанный вами труд!!!{#}

Делала себе масло для загара перед отпуском,добавив это ароматнейшее масло.Эффект - потрясный!!!У моего ребенка этот аромат с Грецией ассоциируется...Собирал эти цветочки,когда маленький был,и по всему дому раскладывал...чтобы "вкусно пахло"...{#}

Это ж как и в любом деле, которое делаешь руками. Хочешь сделать хорошо, делай медленно и с душой. Текстов - тоже касается image Спасибо.

"ничего не знаем" не задумываясь ответила я и пошла читать image
спасибо!

Спасибо за такой экскурс в историю!! Я обожаю нероли и теперь многое знаю об этом!{#}

Рада, что понравилось. image

Сама не ожидала, что история окажется такой занимательной. image