Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хендмейд как бизнес > Тайм-менеджмент для творческой мамы

Тайм-менеджмент для творческой мамы

Виды творчества:   Разные виды творчества
Do It Yourself / Сделай сам
Тайм-менеджмент для творческой мамы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Это моя первая публикация на Ярмарке Мастеров, и я решила посвятить её работе со временем. Время – это именно то, чего всем нам вечно не хватает, не зависимо от того, замужем мы или свободны, растим детей (или даже нескольких) или детки уже выросли, заняты на какой-либо другой работе или по разным причинам сидим дома. Так что я надеюсь, мои соображения будут полезны и тем, кто пока не мама или дети уже покинули семейное гнездо, но, прежде всего, эта статья обращена именно к творческим мамам, поскольку дети оказывают серьезное влияние на привычный рабочий график и вообще, способны поменять всю жизнь мамы. Это исключительно мой опыт, не выдернутый из книг, и, возможно, кому-то это будет близко, а кому-то совершенно не подойдет, но, тем не менее, предлагаю свои соображения для прочтения и обсуждения. Статья большая, так что заварите чайку или сварите кофе :)

тайм-менеджмент, советы

I. Цель

Прежде всего, определяем, для чего нам нужно заниматься творчеством.  «Нам» - потому что ваша семья тоже будет участвовать в вашей затее с творчеством, может быть, не напрямую, но косвенно – точно. На расшифровку целей я много слов тратить не буду – на ЯМ (ЯМ – здесь и далее Ярмарка Мастеров) множество статей на эту тему, нам цель важна для того, чтобы определить средства, т.е. то, что вы готовы сделать (или наоборот, не сделать), чем готовы поступиться и сколько потратить, чтобы достигнуть этой цели. Так что от постановки чёткой и понятной цели, по сути, зависит всё нижеследующее.

Цель должна быть не просто чёткой, она должна быть яркой. Цель должна сверкать, как солнце, чтобы на пути к ней она не утратила значимость: не потускнела или вообще, не угасла :) Я бы даже рекомендовала вообще не заниматься чем-либо, не имея представления, зачем вы это делаете – берегите свою энергию, будьте целенаправленны.

В случае если вы постоянно находитесь дома с маленьким ребенком, ваша основная цель уже определена вами и жизненными обстоятельствами – это взращивание и воспитание ребенка, а всё остальное – это второстепенное, в том числе и творчество. Нужно чётко это понимать, не пытаться делать из себя супер-фабрику и вообще, рвать жилы и не спать ночами. Итак, цель поставлена, что дальше?

 время, хэндмейд как бизнес

 II. Средства

Средства лучше разложить по пунктам. Например:

1. Время (сколько и когда вы будете заниматься творчеством).

2. Деньги (сколько и как часто вы их будете вкладывать в ваше творческое дело).

3. Место (где вы будете заниматься творчеством).

4. Помощники.

Эти пункты я выделяю как базовые, так как дробные вещи, например, такие, как материалы для творчества, инструменты, визитки, реклама и прочее, так или иначе, являются частью этих основ.

Пункту 1 я уделю дальнейшую часть статьи, и немного коснусь пункта 3. Пункт 2 весьма индивидуален, так как он зависит от многих факторов, в том числе от вида творчества, вашей платежеспособности, продаж и т.п. Ну а пункт 4 способен существенно изменить интенсивность труда и вообще, облегчить или упростить любой труд.

менеджмент, дети

  ВРЕМЯ

 Итак, время. В нашем случае время – это инструмент для достижения цели. И настройке этого инструмента мы и займемся.

Откуда возникает время? На самом деле, время есть всегда, но мы его, как правило, замечаем только в тягостные минуты ожидания или сидя в очереди к врачу. «Ха-ха – вот банальность», – скажете вы, и будете отчасти правы, но только лишь отчасти. Вспомните, сколько раз вы что-то откладывали, говоря себе: «Ну, это я сделаю потом (завтра, позже, через неделю, в следующем году и т.п.) – сейчас у меня нет времени». Однако если подумать и быть честной с собой, при должном желании вы могли бы выделить время для выполнения этой задачи, по крайней мере, немного. Таким образом, желание заниматься творчеством должно возобладать над некоторыми другими делами, на которые вы раньше тратили своё ценное время. И тут главное – правильно расставить приоритеты, чтобы время, так сказать, материализовалось, и вы могли распоряжаться им свободнее.

 работа, семья

Вот что делаю я, чтобы «материализовать» время:

 1. Разделяю домашние обязанности на первостепенные, второстепенные и неважные.

Грубо говоря, это тот список дел, которые нужно сделать обязательно и прямо сейчас (например, накормить мужа и детей завтраком или умыться и убрать кровать); дела, которые просто нужно сделать сегодня или к определенному часу (например, помыть посуду и приготовить обед или ужин) и дела, которые желательно сделать сегодня, но можно и «забить» до поры до времени (например, перегладить кучу белья или помыть окна). У каждого разный порог чувствительности к пыли и грязи и степень важности домашних дел, соответственно, разная, поэтому, скорее всего, список будет разным. Список дел на каждый день как таковой я никогда не пишу (экономлю время :), но кому-то, возможно, на первых порах это пригодится.

 труд

 2. Соблюдаю ритм.

Это значит, что я не валяюсь в кровати до двенадцати дня, не смотрю телевизор просто ради смотрения и не провожу долгие часы за беседами по телефону. Такие ненужные занятия не приносят пользы, но здорово съедают время, а потому, в вашем графике дня им места нет. Вы должны выработать определенный график вашего рабочего дня, который в обязательном порядке должен включать в себя, в том числе, занятие вашим творчеством. И так должно быть каждый день, за исключением выходного дня или случаев болезни. Выделяйте хотя бы немного времени, когда ребенок спит или играет сам, не мешая вам, но творить вы должны каждый день. Это дисциплинирует и дает на самом деле гораздо более впечатляющие результаты, чем вы себе представляете.

управление временем

Что касается меня, то я работаю каждый день, за исключением воскресенья, и этот день стал для меня днем для выполнения «неважных» домашних дел. Такой свободный от творческой работы день должен быть у каждого, хотя бы просто потому, что вам нужна подзарядка и эмоциональный (а возможно, и физический) отдых. Так что если у вас нет супер-срочного заказа, то творчество нужно отложить хотя бы на один день, даже если вы чувствуете огромный прилив сил и энергии. В противном случае есть риск «перегореть» в самый неподходящий момент.

Если ваш труд позволяет его более-менее нормировать – нормируйте реально, а не исходя из ваших желаемых, завышенных результатов. Будьте честны с собой.

 как всё успеть

 3. Соблюдаю режим сна.

Это очень важно. Многие, судя по комментариям к многочисленным статьям, любят «зависать» ночами за своим любимым занятием. А что? Удобно – все спят, никто не отвлекает, и можно кучу всего понашить-понавязать-намастерить. Однако вспомните себя утром следующего обычного рабочего дня, когда муж рано собирается на работу, а старший ребенок – в школу. И тут вы: хорошо ещё, чтобы были силы после почти бессонной ночи сползти с кровати и устало чмокнуть мужа в щёку, а ребенку напомнить вовремя выйти из дома. А завтрак домашним? А разбудить любимое чадо/ заплести волосы/ одеть/ умыть/ напомнить взять форму на физкультуру в школу/ поторопить со сборами/ положить второй завтрак в портфель/ погладить мужу рубашку, если «забили» на это накануне/ и т.п. женские утренние хлопоты?

Определите для себя, можно опытным путем, сколько часов вам необходимо спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо. Возможно, вы при этом количестве часов и не будете цветущей розой, но точно не будете терять лепестки в течение дня. Напомню, что врачи рекомендуют спать не менее шести часов в сутки.

Ложитесь всегда в одно и то же время. Не ведитесь на уговоры внутреннего голоса, что, мол, «осталось ещё чуть-чуть», «полчасика – не считается», «я уже почти закончила» и прочий бред. Режим – значит, режим. Ложитесь в одно и то же время, спите одно и то же количество часов, и вставайте в одно и то же время – и очень скоро ваш организм сам настроится на этот режим, вы будете легче просыпаться утром, а вечером вас не начнет клонить в сон раньше положенного. Возможно, прописная истина, но это работает гораздо эффективнее, чем творческие взлёты-падения.

сон

 4. Раскладываю общий процесс создания вещи на мелкие операции и выбираю «правильное» время для выполнения каждой.

Например, стучать и работать дрелью я могу только в дневное время, так как проживаю в многоквартирном жилом доме, и соседи не оценят моих трудов поздним вечером или ранним утром. Зато вечером, когда дети уже спят, можно раскладывать выкройки или окрашивать детали.

Планируйте создание вещи в течение дня, по возможности, по часам, к примеру: «сейчас я сделаю гравировку и покрашу, через два часа (после приготовления обеда) пробью отверстия для седельного шва, поздно вечером прошью седельным швом, а завтра утром установлю фурнитуру».

 5. Создаю рабочую базу, где на расстоянии вытянутой руки или чуть дальше будет всё необходимое для работы или, например, всё необходимое для выполнения какой-то текущей операции. Правильно выбранное и обустроенное рабочее место не только необходимо вам для творчества, оно также дисциплинирует вас и ваших близких, а также демонстрирует серьезность ваших намерений.

Выделите у себя в квартире или доме, по возможности, такое заветное местечко. Стремитесь к тому, чтобы, когда вы находитесь на вашей рабочей базе, вас не отвлекали родные (хотя бы некоторое, желательно более продолжительное время, чем несколько минут). Старайтесь приучить домашних, включая старших детей, к тому, что когда вы заняты, беспокоить вас на вашей базе можно только по очень важным и неотложным делам. В свою очередь, будьте разумны – не сидите там часами, зная, что дети не кормлены или старшему ребенку нужно помочь с домашним заданием.

отдых

 6. Делаю творческие передышки.

Бывает так, что у вас ничего не получается, и чтобы вы в этот день ни делали – всё брак или «не фонтан». Не искушайте судьбу. Опыт показывает, что излишняя настырность в такие моменты приводит к неудачам. Займитесь чем-то другим: прочитайте статью на ЯМ, поищите вдохновения в сети, книгах или журналах, близких по тематике к вашему творчеству, сделайте ревизию своих материалов для творчества, начните создавать какую-то новую вещь «с нуля» или просто помойте посуду или погладьте белье :) (психологи отмечают, что и то, и другое, оказывает положительное воздействие на психику и повышает самооценку).

мама

 7. Также бывает полезно делать творческие паузы – это несколько отличается от изложенного выше, поэтому я выделила их в отдельный пункт. Пауза в творчестве – это ваш сознательный выбор, обусловленный необходимостью отвлечься от выполнения стандартных операций, общения с заказчиками и покупателями, и просто желание немного отдохнуть и не впасть в депрессию. Каждый из нас не может постоянно фонтанировать идеями, для хорошей идеи необходимо время, нужно, чтобы она созрела, чтобы потом качественно воплотиться в материале. Творческим личностям вообще свойственно испытывать некоторую пустоту несколько раз в год, и тут главное «поймать» этот момент, не допустить скатывания в депрессию, и просто немного передохнуть. Как раз для таких ситуаций я использую творческие паузы.

Творческие паузы на то и паузы, что не могут длиться долго: пару-тройку дней – не больше (люди, в конце концов, могут жаждать вашего присутствия на ЯМ или другом ресурсе). В противном случае пауза превращается в творческий отпуск, который грозит перерасти в творческий кризис. Обычно мне хватает пары дней, чтобы прийти в себя, немного встряхнуться и выспаться, если нужно. В это время лучше вообще не подходить к столу и не работать, а все хорошие идеи и мысли записывать на бумаге или на диктофон. Для пауз необходимо планировать день выхода, т.е., даже если прошло два дня и наступил день X, а вы по-прежнему чувствуете усталость, нужно всё равно начать  работать – дальше процесс захватит (помним про ритм!).

Как правило, эти два дня пролетают для меня практически не замеченными за общением с детьми и домашними делами, но если вы бездетны или дети далеко, полезно это время уделить себе и… своему досугу. Сходите в кино, а лучше в театр или на выставку, посетите музей, съездите в соседний город – смените ненадолго обстановку и получите новые впечатления. Это, на самом деле, требует минимум усилий, но очень полезно.

творчество

 8. Имею хотя бы небольшой запас материалов для творчества, чтобы в случае необходимости не искать судорожно необходимое по магазинам или не ждать доставки из другого региона. Вообще, считаю, что для творческого занятия просто как воздух необходим запас материалов – это позволяет не придушить творческий процесс и дарит необходимую для творческого человека свободу полета мыслей.

Кстати, формирование своего списка из нескольких постоянных поставщиков или магазинов, где вы регулярно покупаете материалы для творчества, тоже элемент экономии времени. Расставьте поставщиков в этом списке в порядке убывания значимости. Отправляйтесь за покупками только со списком или вообще не тратьте время на длительные и изматывающие походы по магазинам – заказывайте в интернете. Здесь можно найти всё.

статья

 9. Ищу помощников и сочувствующих.

Помощниками могут стать близкие родственники, верные и надежные подруги, старшие дети. И тут главное, во-первых, поручать своего ребенка только тому, кому вы доверяете и с кем без опаски можете оставить своё чадо, а во-вторых – не переусердствовать. Не бойтесь просить помощи, но и пользуйтесь услугами других людей «с умом»: люди охотнее соглашаются посидеть два, максимум три часа с ребенком, чем полдня. Но вам больше и не нужно: 2-3 часа – не стресс для ребенка, а скорее, разнообразие, за это время он, как правило, не начнет паниковать. Зато к кратковременной помощи можно прибегать чаще, например, пару-тройку раз в неделю.

Научите старших детей присматривать за младшими, если возраст и психологическое созревание старшего ребенка позволяет – отправляйте старших и младших детей гулять вместе во дворе, начните и коротких прогулок и постепенно удлиняйте их. Часто такое общение полезно для обоих детей. Старшие учатся уходу за ребенком и ответственности за другого человека, а младшим детям это дает большой толчок в развитии речи и навыков межличностного общения. Кроме того, как правило, маленькие дети очень любят гулять с более взрослыми детьми и тянутся за ними. И здесь опять помним о правиле: «не переусердствовать» - всё должно быть в меру, в конце концов, это ваш ребенок, а не старшего чада.

публикация

Бывает, и не редко, что помощников просто нет, в таком случае в качестве помощника можно рассматривать местный развивающий детский центр, куда вы можете привести и оставить ребенка на некоторое время (обычно от 1 до 3 часов). Там ребенка и развлекут, и присмотрят, ещё и погуляют. Поищите такой центр или что-то подобное в своем районе.

Помощники по творчеству – это, вообще, на любителя. Очень хорошо, если у вас образовался творческий тандем с кем-то, кто выполняет какую-то часть операций или вообще творит с вами на равных. Такой труд, на мой взгляд, гораздо продуктивнее, но получается так не у всех. Тут уж универсального рецепта нет, вы сами договариваетесь, кто, что, и в какое время делает.

Сочувствующие – это люди, которые физической помощи вам, скорее всего, не окажут, зато смогут поддержать морально, например, когда у вас не клеится или наблюдается сезонный спад в продажах. Отлично, если это муж или ещё кто-то из домашних, но это может быть и кто-то, с кем вы общаетесь, например, на Ярмарке Мастеров. Поддержка друг друга – очень хороший способ не завять, не впасть в апатию и не потерять рабочий ритм.

публикации

 10. Воплощаю идеи и завершаю начатое.

На физическом уровне это значит, что я доделываю начатые изделия. Казалось бы, к тайм-менеджменту это имеет мало отношения, однако это не так. Вы начали создавать вещь (обычно, это не персональный заказ), сделали какую-то часть операций, но потом остановились по каким-то причинам: не хватило материала, понадобилась другая фурнитура, заболела голова, что-то не получилось или вам просто не нравится то, что получается и т.п. В общем, вещь отложена в долгий ящик. А между тем, для этой вещи время остановилось – она ещё не создана, её «жизнь», её история ещё не началась, но вы-то своё время потратили, и потратили, что называется, впустую.

Такие процессы крайне негативно отражаются на творчестве: снижают самооценку, съедают время и деньги, но самое главное – не созданное, не воплощенное в материале имеет свойство накапливаться и сдерживать вашу творческую энергию. В самом деле, ваше сознание похоже на большой стеллаж с книгами или, если хотите, с вашими шедеврами: взяли книгу с полки (продали своё изделие) – освободилось место для новой, а если никакого движения нет или оно совсем минимально – не будет места для чего-то нового.

Недоделанные вещи появляются также, когда на вас вдруг сваливаются заказы, а вы создавали что-то «своё», тогда вам приходится это откладывать и заниматься заказами, а несозданное творение пылится и терпеливо ждет своего времени. Я позволяю себе держать недоделанными не более 1-2 вещей одновременно, и обязательно планирую время для их завершения. Доделывайте свои шедевры, даже если что-то в них вас не очень устраивает, но в таком случае вы можете оставить их себе или просто подарить (конечно, если это не явный брак :). 

публикация в журнале

 В заключение хочу сказать (с большой долей вероятности), что, когда у вас, наконец, появится больше времени для творчества, и, скорее всего, в вашем магазине дела пойдут совсем хорошо, вы захотите ещё больше времени, и начнете урывать его от общения с детьми и мужем. Хочу предостеречь некоторых особо увлекающихся натур от такой ловушки. Делайте по силам, давайте больше окружающим, не рвите тонкую грань гармонии, и будьте счастливы и успешны.

 stories

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email