Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Советская кукла - знакомая и незнакомая

Советская кукла - знакомая и незнакомая

10.01.2012 20:57     Просмотров: 19821     Комментариев: 18     
Виды творчества:   Куклы и игрушки > Игрушки
Советская кукла - знакомая и незнакомая | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

 Статья опубликована в издании "Малая музейная энциклопедия. Сборник научных и научно-популярных статей. Выпуск 2" (Тольяттинский краеведческий музей, 2008 г.). Авторство мое. ) Куклы на картинках - экспонаты музея.

Всем нам с детства знаком образ милой, улыбающейся подруги – куклы, которой так увлекательно было делать разные прически, шить и вязать ей всевозможные костюмы и наводить порой несмывающийся макияж. Кукла «хорошела» раз от раза и, в конце концов, любимая подруга становилась просто неузнаваемой. Но все равно она была близка и любима. Она была не просто куклой, она была мамой, дочкой, светской дамой, сверстницей… И всегда для нее находилась подходящая роль в детской игре.

 кукла

Но были и другие куклы. Например, пупсы-голыши, которые в игре прекрасно становились младшими братиками и сестренками или просто детьми. Да они и были выполнены в виде детей. Девочкам хотелось о них заботиться: перепеленать, одеть как маленьких, уложить спать – как мама. Для мальчика такой пупс легко мог стать, к примеру, пассажиром автомобиля, грузовика, поезда или самолета, составленного из стульев. Что уж говорить, детская фантазия безгранична, когда в руки ребенка попадает, казалось бы, обыкновенная кукла.

В фондах Тольяттинского краеведческого музея хранится собрание из 86 кукол, преимущественно изготовленных в нашей стране в 50-80-е годы прошлого века. Каких только кукол здесь нет: куклы шагающие, умеющие говорить, закрывать и открывать глаза, большие и маленькие, разнообразные пупсы, мягконабивные куклы, герои сказок и даже свадебные куклы. Все они очень добродушные и даже у взрослого человека вызывают только улыбку, также как и дети получают от них только положительные эмоции.

Однако, в последнее время термин «советская кукла» стал истолковываться двояко. Это не просто кукла, сделанная в советский период истории нашей страны, а, как считают некоторые, некрасивая, бездушная, однотипная и просто безынтересная игрушка. Нужно сказать, что такое мнение пользуется сейчас большой популярностью и особенно актуально в связи с появившимся большим ассортиментом ввозимых кукол из-за рубежа, подчас очень «умных», красивых и дорогих.

Но советская кукла не так проста, как кажется. Ее история сложна, интересна и неоднозначна.

Если в Западной Европе промышленная кукла существовала уже в XIX в., то в России вплоть до Великой Октябрьской революции была широко распространена народная кустарная игрушка. Куклы делали из глины, дерева, крутили из ткани. Позднее стали изготавливать из папье-маше. Более дорогие куклы делали из фарфора. Такие куклы с фарфоровыми головками ценились очень высоко и ее могли позволить себе только очень обеспеченные люди.

Революция и гражданская война притормозили процесс изготовления игрушки. Но уже в начале 20-х годов стала очевидной необходимость в этих, казалось бы, неважных вещах. Поэтому в 30-е годы правительством стали приниматься особые меры по объединению кустарей в артели и выпуску массовой игрушки. К работе над созданием детской забавы принимали участие художники и педагоги. Но в основном авторами были рабочие и кустари, которые делали игрушку, в том числе и куклу, в соответствии с традициями и на свой вкус.

Однако, кукла этого периода, хотя и перекликалась с народным творчеством, все же была очень своеобразной. Она служит своего рода реликвией боевой революционной эпохи и перекликается с советскими лозунгами, скульптурой и даже кинематографом. Таковы работницы в алых косынках и популярные в те годы мягконабивные куклы, похожие на героинь немого кино.

В тяжелые для страны годы отечественные мастера не могли использовать в создании своих кукол фарфор или целлюлозу. В ход шло дешевое сырье: отходы бумаги, фанера, кусочки жести, байки, вата.

Но уже в 30-е годы была заложена основа будущего развития куклы. К ней теперь предъявлялись новые требования. И большую роль здесь сыграл не только новый политический курс, но и достижения педагогической науки. Кукла теперь должна была содействовать коммунистическому воспитанию подрастающего поколения и быть средством всестороннего развития детей. Советская педагогика уделяла большое внимание воспитательно-образовательному значению куклы. Кукла должна была соответствовать различным возрастам и запросам детей. Она не могла вызвать у ребенка негативной реакции и неприятия. Напротив, советская кукла была призвана «дарить» только добрые чувства, помогать вырасти созидателем, а не разрушителем.

Все эти требования к отечественной кукле сохранились вплоть до распада СССР.

В связи с этими требованиями значительно расширился ассортимент кукол – игровые, голыши, куклы в национальных костюмах (они, как сувениры, появились еще в 80-х годах XIX в.), мягконабивные и театрализованные куклы, сказочные и литературные герои.

Во время Великой Отечественной войны многие предприятия по выпуску игрушек оказались на оккупированной территории и были разрушены. Часть предприятий перестроилась на выпуск продукции для фронта, некоторые перестали существовать. Но уже с 1943 года решениями Совета Министров РСФСР ежегодно выделялись материалы и оборудование для выпуска детских игрушек. Фактически с этого времени началось восстановление производства игрушек, которое закончилось в 1946 году. В эти годы в производстве кукол широко использовался такой доступный и дешевый материал, как папье-маше.

Кукле 50-60-х годов прошлого века свойственна простота, лаконичность и обобщенность форм. Тем самым решалась одна из задач, стоявших перед художниками того времени, - создание кукол, которые могли эмоционально воздействовать на ребенка.

советская кукла

 

В это время появились куклы, сделанные из революционных на тот момент материалов – целлулоида и полиэтилена. Такие куклы обладали рядом преимуществ: они гигиеничны, не бьются, их сложнее сломать и эти материалы давали больше возможностей для создания различных типов и образов кукол. Но наряду с этим продолжалось использование древесно-стружечной массы.

Кукла по-прежнему отражала образ ребенка. Волосы и одежда некоторых кукол были литыми и покрыты росписью, лицо тоже рисовалось. К таким куклам относятся пупсы-голыши из музейной коллекции «Игрушки». Они изготовлены из целлулоида, головки покрыты росписью: волосы, глаза и рот расписаны. У одного из пупсов рот приоткрыт и видны зубы, как будто он что-то кому-то хочет сказать.

С началом семидесятых годов художники стремились обогатить декоративно-пластический язык куклы, искали новые средства ее образной художественной выразительности. На протяжении 70-80-х годов художники обращались к фольклору, кукольному театру, мультфильмам, детской книге, различным видам декоративно-прикладного искусства.

Достичь такого обогащения помогла развивающаяся химическая промышленность и научно-технический прогресс в целом. Благодаря этому в 70-е годы произошло значительное расширение ассортимента кукол. И немаловажную роль здесь сыграло развитие производства синтетических материалов, которые повлияли на игровые и эстетические качества массовой куклы.

В эти годы еще большее развитие получили куклы из пластмасс. Широкое внедрение полиэтилена в производство кукол позволило создавать не только кукол различных размеров для детей разных возрастов, кукольные головки, фигурки людей, кукол-неваляшек, но и выпускать на рынок озвученных кукол с открывающимися и закрывающимися глазами, говорящих «мама», и даже шагающих кукол.

Прекрасным примером новой, усовершенствованной куклы тех лет являются куклы «Тамара шагающая» и «Лена шагающая», выпущенные в конце 70-х годов и хранящиеся в нашем музее. Эти куклы шагают вразвалку, когда их тянешь за руку, и одновременно с шагом поворачивают голову.

Появились также куклы из поливинилхлоридных масс (ПВХ). Это стало новой ступенью в совершенствовании куклы. Этот материал обладает гладкой, бархатистой поверхностью и тем самым он дал возможность изготовления кукол наиболее полно имитирующих детское тело.

Изготавливали и резиновых кукол. В основном это были куклы разных размеров и куклы-голыши. Из резины же изготавливали и отдельные детали для кукол – головки и ручки. Дело в том, что куклы изготовленные из полиэтилена или мягконабивные, но с резиновыми головками и ручками давали больше возможностей для детской игры. На такую куклу было легче шить и вязать наряды, одевать и раздевать ее.

По-прежнему делали мягконабивных кукол, но развитие синтетических материалов привело к постепенному замещению их на более гигиеничные куклы из пластмасс.

Большое значение имеет применение в производстве кукол капронового волокна. Из него изготавливали прошивные парики для кукол, что также давало новые возможности для игры. Теперь волосы куклы можно было мыть, делать ей различные прически. Кроме того, капроновое волокно наиболее полно имитировало настоящие волосы.

В начале 80-х годов в СССР детскую игрушку выпускали около тысячи предприятий. Ежегодно производилось более десяти тысяч наименований игрушек. И, тем не менее, перед промышленностью были поставлены большие задачи по расширению ассортимента и улучшению качества выпускаемой игрушки. Для этого было необходимо дальнейшее усовершенствование технической базы. Одно из направлений получила максимальная унификация и стандартизация деталей, правда, при обязательном сохранении разнообразия их художественного оформления. Было решено, что основным сырьем для производства кукол должны стать различные виды пластмасс.

Таким образом, в 80-х годах кукла действительно стала более стандартной, несмотря на расширение ее видов. Это в основном была пластмассовая кукла, часто с резиновыми руками и головой, с капроновыми волосами, закрывающимися и открывающимися глазами, голосовым механизмом и подвижными конечностями и головой. Такая кукла была удобна в процессе игры и была гигиенична, хотя и теряла некую индивидуальность.

Тем не менее, художественному оформлению куклы придавалось большое значение. Это тем более важно, что хорошо и со вкусом оформленная кукла, в которой правильно соблюдены пропорции и подобраны цвета, развивает в детях чувство прекрасного, воспитывает художественный вкус. Однако, кукла не должна была копировать реальный образ человека, а всего лишь передавать главные черты его внешности – позу, постановку ног, движение рук, выражение лица. И это оправдано, так как еще в XIX в. отечественными педагогами было замечено, что кукла, абсолютно полно копирующая человека, воспитывает в детях такие черты, как эгоизм, зависть, чувство собственничества. Кукла же, которая лишь отчасти передает образ человека, помогает ребенку правильно социально и психологически сформировать свою личность. Именно поэтому русские народные и советские куклы были обобщенными. Они развивали фантазию и не вызывали у детей отрицательных эмоций.

Оформление и одежда куклы являются неотъемлемой частью ее образа, влияющая на формирование эстетического вкуса детей. Оформленные в различные костюмы куклы позволяли разнообразить игру детей, обогатить ее. Поэтому особое место среди кукол продолжали занимать те, что знакомили детей с разными профессиями и национальностями.

В 80-х годах образцы кукол в национальных костюмах разрабатывали художники и модельеры ВНИИ игрушки. Тиражировались куклы на фабрике игрушек №1 в Загорске (ныне Сергиев Посад). Художники использовали только самые яркие элементы народного костюма. Куклы в национальных костюмах выполняли разные роли – это игрушки, украшения, а также экспонаты многих союзных и международных выставок, где они представляли многонациональную советскую культуру.

Куклы в национальных костюмах есть и в Тольяттинском краеведческом музее. Они представлены на выставке «Бенефис музейных коллекций».

Интересны и свадебные куклы, которые также представлены в музее. Традиция делать и дарить на свадьбы обрядовые свадебные куклы зародилась очень давно и связана с языческими верованиями. Такая кукла была призвана уберечь молодую семью от сглаза и бед, а также помочь ей обзавестись потомством. По прошествии лет свадебная кукла утратила свою обрядовую, магическую функцию, но вплоть до конца XXвека она была желанным атрибутом этого события. Только теперь ее делали не из лоскутов ткани, а из современных материалов и одевали соответственно свадебной моде.

К началу 90-х годов сохранилось идейно-воспитательное значение куклы-игрушки, которая должна была участвовать в формировании личности ребенка. Ассортимент кукол сводился к игровым, голышам, куклам в национальных костюмах, мягконабивным, театральным, игрушкам в виде скульптуры, но их развитию уже не придавалось такого значения, как раньше и производство кукол со временем практически прекратилось.

Так закончилась целая эпоха кукольного производства в нашей стране. И теперь советских кукол можно увидеть редко. Но сохранением и изучением этого важного атрибута детства занимаются различные музеи, ведь кукла является важным элементом советской эпохи и может рассказать о себе много интересного.

Советские игровые куклы, хранящиеся в фондах Тольяттинского краеведческого музея, наглядно отражают развитие кукольного производства и изменения в детской педагогике.

Есть здесь и кукла середины 60-х годов, выполненная из целлулоида, и пупсы 70-х годов, изображающие маленьких детей. О развитии науки и техники в конце 70-х годов нам «рассказывают» куклы «Тамара» и «Лена» шагающие». О свадебных традициях напоминают куклы в свадебных нарядах, с закрывающимися и открывающимися глазами. Здесь есть также куклы-герои сказок Карлсон и Буратино. А кукла «Дашенька» представляет кукольное производство Куйбышевской фабрики игрушек.

Основу музейного собрания кукол составляют куклы 70-80-х годов. У большинства из них на спине или на животе расположен голосовой механизм, глаза открываются-закрываются, а волосы выполнены из капронового волокна различных цветов. Эти новшества применены к куклам, сделанным из разных материалов: пластмасс, резины, мягконабивным. И хотя большинство кукол выполнено из пластмасс, многие из них имеют резиновые руки и головы для удобства игры.

Все это наглядно показывает то, что советская кукла не просто игрушка: она демонстрирует заботу о ребенке, старание расширить его игровую деятельность, всесторонне развить - умственно и духовно, а главное - приготовить к жизни в современном ему обществе.

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 Тема закрыта автором
 
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз