Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Всё о продажах > Как отказать клиенту?

Как отказать клиенту?

Виды творчества:   Вязание > Вязание крючком
Вязание > Вязание на спицах
Как отказать клиенту? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я хочу сегодня затронуть такую щекотливую тему, как отказы клиентам. Причем, я не рассматриваю тот случай, когда у вас много заказов, а времени все успеть нету. Я про тот неловкий момент, когда вам предлагают сделать что-то, к чему совершенно не лежит душа. 

Небольшое лирическое отступление, плавно подводящее к теме:)

Я научилась вязать лет в пять.  Конечно "вязать", это громко сказано. Старшая сестра показала мне основы вязания крючком, и впоследствии я длинными холодными зимними вечерами вязала куклам длинные холодные зимние шарфики из двух рядов столбиками с накидом. Потом я освоила спицы. Но не придавала большого значения своим умениям и не ставила себе целью создавать себе вязаный гардероб, поскольку этим занималась моя старшая сестра. Всю мою младшую и среднюю школу моя сестричка вязала мне эксклюзивные кофточки, шапочки и шарфики. Это были суровые 90-е, мы одевались, как могли. На рынках и барахолках, все в одинаковое. А я чувствовала себя моделью с подиумов:) Но сестра вышла замуж, у нее появились свои заботы, ребенок, поэтому вязаных вещиц "от кутюр" мне стало перепадать меньше. А иметь красивые и уникальные вещи я уже привыкла, так что пришлось самой браться за спицы и крючок. Таким образом, к старшим классам и началу учебы в университете я уже вполне неплохо вязала. Вязала себе и своим подружкам, правда, чаще не за деньги, а за какой-то "бартер" вполне устраивающий и меня и подружек. И вот как-то раз, когда я была в гостях у своей подружки, там оказалась не то родственница, не то просто знакомая ее мамы. Тетенька восхитилась моему вязаному свитерку и поинтересовалась, смогу ли я связать на заказ ей жилет. За деньги. Не могу сказать, что я сильно вдохновилась идеей вязать что-то незнакомой тетке, но я сходу выпалила ей космическую (для меня студентки) сумму оплаты, с которой тетенька согласилась, и вдохновения у меня прибавилось. Тетенька рассказывала, что у нее имеется чудеснейший мохер, из которого она очень хотела бы заиметь жилет. Правда, кто-то (то ли сама тетенька, то ли кто-то из ее знакомых) уже начинал вязать из этого мохера, но что-то пошло не так, и мохер тоскует в сундуке уже несколько лет и ждет своего звездного мохерового часа, когда он станет жилеткой. 

Когда мы встретились для снятия мерок и передачи мне исторического мохера, я поняла, что подписываюсь на серьезную головную боль. "Молодая была не молода"(с), вспоминалось мне при взгляде на мохер. МохЭр – именно так нежно произносила это слово тетенька. МохЭр был невообразимо пушист со всей возможной для мохера пушистостью. Волоски его были длинными и топорщились как иголки перепуганного ежа. Мохер был стар, как самая первая ангоская коза, от которой он произошел, смотан в клубки, и было видно, что нить основы порядком засалилась от давности лет, что не мешало, однако, пуху стоять бодрячком, как дневальный на тумбочке. Но самое страшное, что этот мохер уже действительно кто-то пытался вязать, и приличная его часть представляла собой кусок полотна. Вязальщицы меня поймут – пожалуй, нет более неприятного занятия, чем распускать старое вязаное полотно из мохера с длинным ворсом. 

отказы клиентам

По итогу я, конечно, связала эту жилетку, прокляв тот день, когда согласилась участвовать в этом мракобесии. В процессе вязания я представляла себе, как на вырученные за работу деньги я напьюсь вхлам и станцую на столе какого-нибудь бара джигу в честь окончания работы:) 

После этого я клялась себе, что в жизни не возьмусь вязать что-то на заказ. Но прошло время, я успокоилась и стала снова соглашаться вязать что-то посторонним людям. В большинстве случаев это был успешный и приятный процесс, но... Было дело, я вязала шапку для дочки своего начальника по работе (правда, не прямого начальника, но "начальнее" меня по должности), который почему-то сам решил, что расчитается со мной бутылочкой редкого и вкусного алкоголя, хотя я бы предпочла деньги. А возразить ему или обозначить сумму постеснялась - начальник все-таки. Вязала одной девушке шарф из ее пряжи, которая мне не нравилась. Опять же, вязальщицы меня поймут, бывает так, что пряжа настолько не нравится, что ее просто в руках мерзко держать - она путается или слишком скользит, или просто неприятная на ощупь и т.п. Бывало, что вязала какие-то вещи из пряжи, которая совершенно не подходила под изделие, но заказчицы настаивали (это была их пряжа). Бывало, что стеснялась назвать сумму оплаты сама, а та, которую предлагали заказчицы, была на мой взгляд мала для объема и сложности работы. И каждый раз меня преследовали мучения, ненависть к работе, к себе – и чтоб я еще раз! Ну почему я опять не смогла отказать?

сказать нет

В какой-то момент я подумала, что мне тяжело сказать клиенту нет, потому что у меня нет четких принципов и условий моей работы. Я не знаю сама, не держу в голове список, в  каких случаях я должна говорить "нет". Каждый раз какое-то неприятное условие заказа сваливается на меня неожиданно, я теряюсь (я в шоке, хе-хе) и не могу сходу придумать, как красиво отказать. Как в случае с тем мохЭром, плачевный вид которого стал для меня неожиданностью. 

Тогда я составила для себя список, в каких случаях я не возьмусь за работу. 

условия работы

Я не буду вязать меньше, чем за...

Я не вяжу из старой, грязной, свалявшейся пряжи. Пряжи, которую уже вязли и распускали. Соответственно, не перевязываю вещи.

Я предпочитаю выбирать пряжу сама (вместе с заказчиком). Если заказчик предлагает свою пряжу, я сразу говорю, что готова ее посмотреть, но если мне что-то в ней не понравится, либо покупаем новую по моей рекомендации, либо ищите другого мастера.

Я не берусь вязать точь-в-точь как на картинке, оставляю за собой право изменять какие-то элементы. Я не люблю вязать по описанию и схемам, еще меньше люблю делать повторы. Иногда я просто вижу, что особенности фигуры, стиля, цвета глаз и волос и бог знает каких еще "фишек" заказчицы требуют поменять что-то в изделии. 

И так далее...

Когда в моей голове сформировался этот список, говорить "нет" стало просто.  Теперь я была морально готова к возможным неприятным условиям работы и также готова твердо их отклонить. И когда начинаются разговоры: "А Вы вяжете?", "А Вы вяжете на заказ?", "А Вы можете связать...", я отвечаю, да, могу, но... И перечисляю основные позиции условий моей работы. Таким образом, я изначально ограждаю себя от неожиданностей, которые могут испортить мне настроение и помешать удовольствию от вязания. 

Обозначив для себя свои же принципы работы, мы сживаемся с ними, проговариваем про себя, привыкаем к мысли, что работаем только в таких условиях, так и не иначе. 

Я привела пример на своем любимом занятии, но каждый мастер, я думаю, может составить свой список "нет" в соответствии со своим направлением работы. Наверное, учесть все варианты неудачных заказов сразу нельзя, но с каждым неприятным опытом работы на заказ список ваших "нет" будет пополняться и в будущем позволит уверенно отказываться от предложений, к которым душа не лежит.

Желаю всем удовольствия от работы, приятных заказов и понимающих клиентов:)

принципы работы на заказ

Ключевые слова: