Добрый день! Может Вы бывали на выставках микроминиатюр и видели подкованную блоху, или караван верблюдов в ушке иглы, или скульптуры внутри человеческого волоса. Это, конечно, поражает, но я хочу написать не просто про это удивительное редкое искусство, а свой взгляд изнутри - жены микроминиатюриста. Это даже очень личный наш опыт, где-то правильный, где-то нет, но, возможно, он чему-то сможет вас научить.
Микроминиатюрный handmade
Меня зовут Ольга, моего мужа -
Поверить в свои силы
Первое, что мне кажется интересным, в его пути, это то, что (как, впрочем, и у других микроминиатюристов) у него не было учителей. Да это и хорошо, каждый учится сам только методом проб и ошибок, поэтому у каждого свои техники исполнения, в итоге мы можем видеть на выставках разнообразие работ, от гравюр до поделок. Увидев работы одного из мастеров Андрей решил попробовать и свои силы в этом жанре (из художественного опыта у него был только опыт оформления плакатов в армии). Но это был не тот случай, когда "попытка не пытка". Во-первых, для работы был необходим микроскоп, который стоил три месячных з/п молодого строителя, во-вторых, требовалось свободное время, и отдельное место для работы, которого так же не было у папы двоих малышей. Но стремление было сильным - он занял денег на микроскоп, уволился с работы и оборудовал рабочее место в кладовке квартиры (в дружной компании с банками варений и солений). Конечно, никто не одобрил его слишком безрассудного поступка, да и время было тяжелое - конец 90-го года. Но Андрей был уверен, что научится делать микроминиатюры и рассчитается с долгами. Через несколько недель кропотливого труда, на рисовых зернах начали появляться миниатюрные буковки, через несколько месяцев первые работы, а через год со своими художествами новоиспеченный талант (которого сразу назвали самородком) поехал на свою первую выставку в стольном граде - Москве в Музее экслибриса, где их увидел французский мер (любитель миниатюр) и пригласил автора со своими поделками к себе в г. Монтелимар. Вот так всего за год он "вышел в дамки". Мой муж любит повторять "желание - 1000 возможностей, нежелание - 1000 причин".
Подарки направо и налево
Когда муж набил руку, не сложные гравюры стали получаться у него достаточно быстро, т.е. ему давалось это легко. Видимо, чувства его переполняли через край и хотелось со всеми поделиться этим чудом. Возможно, все рукодельники эту стадию переживают, но, мне кажется это не есть хорошо. Он дарил работы даже мало знакомым или не знакомым людям, сначала этих людей даже записывал, одна запись, помню, гласила "девушка, с которой вместе ехали в электричке". Теперь обидно, что ценные работы у кого-то пылятся без дела, им бы в музей.
Но и с музеями не так просто: в музеи тоже дарил, как правило, через несколько лет работы бесследно терялись, и почти никогда не были выставлены для осмотра. Если хотите передать свои работы в музей, то только официально, по акту приема-передачи предметов на постоянное/временное хранение. Но и это, по большому счету, ничего не гарантирует в нашей стране. Особенно то, что работы будут выставляться, а не пылиться в фондах.
Дарил много работ и разным шишкам и бизнесменам, с расчетом, что они помогут с выставочным помещением и пр., тоже впустую.
Здесь, мне кажется, не факт, что твой чистосердечный подарок будет оценен по достоинству. Нужно грамотно выбирать людей, которые способны оценить твой дар и которым он действительно нужен.
Работы на продажу
Дальше был период выполнения микроминиатюр по заказам и продажа уже имеющихся. Деньги приличные, но работы повторить уже не удавалось (за редким исключением). Особенно жалко работы, которые ушли за границу. Мне кажется, такие вещи должны оставаться в нашей стране и быть доступны для ознакомления буквально всем - вот миссия художника.
Выставочная деятельность
Потом пришла мысль, что купить дорогие работы могут немногие (продавать дешево тоже не хотелось - значит обесценить свой труд и коллег), а посмотреть за умеренную плату могут все. И оказалось, что на регулярных отлаженных выставках можно зарабатывать не меньше чем на продаже работ, при этом сами работы остаются у тебя. Это было самое мудрое решение. Когда у мужа появилась мечта открыть свой музей, продавать работы он перестал, нужно было сформировать коллекцию, тогда он еще не думал, что со временем зрение начнет его подводить. Поэтому это было вдвойне правильное решение - не продавать, а показывать.
Сувенирная продукция
Далее пришла еще одна счастливая мысль: люди смотрят выставку и находятся под таким сильным впечатлением, что готовы приобрести и себе что-нибудь миниатюрненькое на память. Тогда мы стали делать недорогие, но очень аккуратные маленькие сувенирчики, они пришлись по вкусу и детям и взрослым. Как выяснялось, продажа сувениров удвоила выручку от продажи билетов на выставку. И что было самым неожиданным для нас, сувениры представляли интерес даже для тех, кто не бывал на выставке.
Т.о. за счет выставок и сувениров коллекция была сохранена. Осталось открыть музей. Кстати, микроминиатюры из природных твердых материалов, при кажущейся своей хрупкости, еще нас с вами переживут, главное, грамотно ими распорядиться.
Иллюстрации: микрогравюра на срезе рисового зерна в сравнении со спичесной головкой; икона на маковом семечке "Вседержитель" и текст молитвы "Отче Наш"; портреты династии Романовых на маковых семенах; алфавит на срезе макового семени; портрет Петра I на янтаре размером 3х4 мм - масло.