Частые вопросы. Понемножку обо всем

Частые вопросы. Понемножку обо всем | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Замечательная штука  –  отпуск,   dolce  far  niente…   Иногда так приятно бездельничать.   Но   и  в  отпуске  вспоминается    работа,   кое-что придумываю,  кое-что рисую.  И еще подумалось  как-то,  что  все эти годы мои друзья, знакомые, покупательницы  всё время задают  вопросы. Одни и те же.  Или очень похожие. И я отвечаю. Тоже одинаково))  А  почему бы не ответить всем сразу?  В общем, получилось такое вот  маленькое интервью.  Которое,  собственно, никто и не просил)))))) Набралось не слишком много. Надеюсь, читать будет не особенно скучно.  А если вспомнится что-то еще   -   непременно добавлю.  

Когда Вы начали делать украшения, почему? И почему стали их продавать?

Началось это довольно давно. С руками я всегда  дружила,  это семейное  наследство.   Бабушки были удивительными рукодельницами.   Чудно вышивали   лентами  и  плели    редкое ныне игольное кружево  – невероятно изящное, невесомое.   Виртуозно вязали  крючком и вышивали.  Очень многому я, к сожалению, не успела научиться. Сохранились  славные  вещи, сделанные руками  прадедов  и деда.   И еще есть  чудесный  папа,  замечательный  живописец и мой главный судья.

А  украшения …  Ну просто я их люблю. Очень. И всегда  хотелось  чего-то своего, нестандартного.  Делала кое-что для себя.  Но при всей  моей страсти я не в состоянии надеть всё то, что придумывается.  Начала активно дарить.  И в один прекрасный день оказались задаренными все.  Кто  того желал и кто не желал - тоже )))))  А руки продолжали что-то делать.  Тогда и пришла мысль о том, что надо бы как-то пристраивать мои вещички.  Ведь никакого смысла в том, что сделано и просто лежит,  нет. 

 Почему у Вас так много работ в этническом стиле? 

Этника, по моему глубочайшему убеждению, -  это самое красивое, вечно модное.  Только представьте себе, ведь у каждого народа присущий именно этому народу стиль украшений складывался   веками,   тысячелетиями.  Всё это -  с любовью выношенное, опробованное, продуманное многими поколениями. Своего рода "естественный отбор".   И этника  необыкновенно многолика.   В  ней  - корни практически всего, что рождается в мире моды. Она всегда такая яркая по сути своей  – будь то многоцветные объемные украшения  масаев  или, например,  почти суровые  латышские сакты.

И если  подчас  нельзя или трудно  как-то приладить к нашей жизни вещи аутентичные, то вот стилизация в этническом духе замечательно  «работает».  Да, носить эти вещи умеют и любят не все.  Но это нисколько не умаляет их красоты. 

Вы довольно "всеядны" в смысле используемых материалов и техник...

Да, я сторонник той точки зрения, что материал может быть любым.  Ну,  почти любым. Куда важнее сделать красивую  и носибельную  вещь.  И если это получается, то совершенно неважно  – из  чего собственно))  В том смысле, что предпочту эффектную вещицу из дерева   скучному и невыразительному изделию из золота. 

Конечно, и у меня есть свои «пунктики». Самые приятные материалы – природные, теплые.  Дерево, кость, шелк, лён, растительные волокна, ракушки, семена, орехи, глина, янтарь.   В принципе,  вопрос материалов – это  вопрос  очень  личных ощущений. Красивым может быть что угодно. Или почти – что угодно.   Но, наверное,  у каждого есть свои «нет».  Я совсем  не дружу с пластикой, к примеру.  Люблю бисер, но  в вещах утилитарного характера – сумочках, косметичках, поясах,  в вышивке на одежде, в  каких-то милых дамских мелочах.   А потому   очень избирательно и аккуратно  использую его   в украшениях.

А  техника исполнения  диктуется поставленной задачей.  И это очень интересно – пробовать  и придумывать. Ведь даже если «ход   мысли» более-менее  ясен, всегда есть свои маленькие задачки, которые приходится решать в работе над конкретной вещью.

И очень важно, чтобы украшение было не только красивым, но и комфортным.  Этому  уделяю немалое  внимание. И  именно по этой причине мои даже очень крупные вещи  всегда  по возможности облегчаются-утончаются в затылочной части.  Почти никогда не использую плоские бусины,  в статичном положении такие украшения выглядят   прекрасно, а вот в носке вечно они крутятся-вертятся  и не  лежат как следует.  Нередко бывает, что   пускаю   «под нож»   вещи,  которые замечательно смотрятся, но неудобны или неприятны. 

 А как вообще придумываются работы? Что сначала - идея или материал?

Вот  тут совершенно нет сценария. Чаще – да, мерещится что-то такое…  Иногда довольно долго мерещится. Потом потихоньку контуры складываются в ясную картинку. И остается только  найти  материалы и сделать.  А бывает иначе. Когда  материал, попавший в руки, ясно и твердо указывает сам – как и что должно быть.  Иногда украшение рождается вообще из ничего, просто из воспоминания, какого-то впечатления, прочитанной строки.

И по времени работы вызревают по-разному. Полгода, год или сразу, почти  мгновенно.  И в смысле идеи, и в смысле физического воплощения.   В частности, потому, что кой-какие мои работы  требуют  в числе прочего  больших физических усилий,  просто  трудны, не  «по рукам».

Самые забавные вещи  – те,  что в процессе работы сами себя делают. Вне зависимости от моих желаний. Такое бывает))  Начинаешь делать строгий  чокер,  а получаются  многорядные легкомысленные бусы.

Всё сказанное отчасти объясняет  то, что я крайне редко делаю вещи из материалов заказчиков. Т.е. практически никогда.

Бывает и так, что совсем готовая работа не нравится.  Хожу вокруг, посматриваю на неё. И нет – «не то».  В процессе – да, всё было как бы неплохо, но вот окончательный  результат не приносит радости…   Признаюсь, я довольно бестрепетно разбираю и ломаю то, что кажется неудачным.

Мне нравится, когда украшение -  не просто разноцветные «бусики»,  пусть даже достаточно гармоничные по цвету.   Самые удачные для меня  вещи -  те, что пробуждают ассоциации, несут идею, имеют свой неуловимый  аромат, характер. Самодостаточные. Теплые, такие, где чувствуется работа рук. И  бусины люблю пусть неровные, пусть помятые и потускневшие, но хранящие  на себе следы чьих-то рук, времени,  пожившие))

Любимые цвета  - черный, белый, желтый. Очень люблю их сочетания. Черный цвет, конечно, самый нарядный, яркий. Это совершенно  особенный цвет, именно цвет, а не «чернота».  Самое любимое сочетание   –  черный с серебром.

У Вас есть любимые камни?

Очень люблю сердолик. Не могу устоять перед лазуритом – такая синева.   Люблю агат. Обожаю янтарь, хотя  назвать его камнем нельзя –  он  живой, теплый.  Люблю жемчуг. Много чего люблю. И всяческие легенды, предания, забавные истории  о камнях люблю читать.  Люблю историю, и историю украшений – тоже)

Но  ни в какую магию камней не верю.  И во всяческие распределения по знакам зодиака и прочую  чепуху  – не верю тоже. Но очень верю в другое. Украшение должно нравиться. Украшение должно красить.   Если камень привлекает,  хочется его потрогать, хочется носить,  то он -  Ваш. Вне зависимости от каких-либо регламентов. И наоборот. Если не нравится - то какой в этом прок, будь он  хоть трижды  "Ваш"   по  всем  этим придуманным правилам.

И самое главное – украшения  должны  приносить радость. Они для этого, собственно, и нужны.  Вот в то, что вещи надо делать  в хорошем настроении, верю.   Я  люблю готовить. И, кажется, неплохо это делаю. Но то, что печется-варится-жарится  с удовольствием, – всегда вкуснее. Хозяйки меня поймут))))

А потому иногда у меня бывают «провалы».  Не работаю в дурном расположении духа, что поделать – случаются болезни, огорчения, неприятности. Верю, что когда я делаю что-то  с удовольствием,  мурлыкая   – это передается вещи.  Если работа для меня в радость, то  и вещички получаются лучше, и кусочек чего-то моего хорошего в них остается.

Иногда у Вас получаются совсем уж "нестандартные штучки". И совершенно очевидно, что на такое покупатель, всероятнее всего, найдется не сразу. Вас это не смущает?

Да, я знаю, что у меня есть вещи очень и очень  «не для всех». И такие вещи иногда подолгу ждут своего часа. Одна из моих самых любимых работ  ожидала  почти полгода.   Ну и что…   Я ведь и делаю их  совсем не для всех)))))))  А для  одного человека. Той женщины, которая увидит и скажет:   «Это моё!».

Тут вопрос очень простой.  Что делать – то, что легче  продается (а я в принципе понимаю -  что именно). Или то, что мне нравится делать самой. И ответ для меня  совершенно  очевиден    и однозначен.  Я хочу испытывать удовольствие от работы, радость от ее результатов.  Это – святое))).  И если мне «невкусно», то и делать работу нет смысла.  В общем, махровый эгоизм.

Но вот, кстати, странность…  Стоит только такой «нестандартной штучке»  найти хозяйку, тут же появляются другие остро желающие.  Это  бывало  уже  Бог знает  сколько раз. Что за причудливая закономерность – я понять не в состоянии.

 В Вашем магазинчике все работы "для примера". Какой в этом смысл?

Смыслов)))))))))  –  много.

Главное  – необходимость постоянной правки не для меня-лентяйки. Вот  представьте,  есть готовая, свободная работа – это один статус («готовая работа»).  Допустим, её купили, но есть возможность повторить – другой статус («на заказ»).  Больше материалов нет, повторить нельзя – еще один статус («для примера»).  Через некоторое время материалы появились, можно бы  и повторить  – опять  изменения?   Затем, есть вещи, которые мне хочется делать сейчас.  А есть те, что сделать бы и можно, но не хочется. И  вот всё это  надо  отслеживать   и  подправлять? Дудки))))))))))     Я изрядно ленива.  Гораздо проще ответить на конкретное письмо с вопросом.  Вот  в   этом  куда  больше смысла.   Потому что  могу  вполне определенно  написать «да» или «нет».  И если «да», то обязательно  -   и про сроки, и про цену, и про возможные  вариации во всех деталях.

Иногда мне говорят, что не все готовы взять и написать, спросить о возможности приобретения, о цене. Допускаю, что это так. Те, что не могут всё же этого сделать (даже если очень хочется)  - что ж, значит, это не мои покупатели.  

Немало работ, которые были сделаны давно и повторить  которые нет возможности.  Вот они точно – «для примера». Но это – тоже нужно, мне кажется.  Потому что иногда, увидев такую  вещицу,  мои покупательницы могут сориентироваться в своих желаниях. И заказывают украшения «в таком стиле», «подобной формы», «с  этим настроением». 

Часто у Вас в "размерах" встречается фраза о возможном изменении длины колье, к примеру.  Любите лишние хлопоты?

О, это очень важная тема. Когда речь идет о шейных украшениях, размер  означает очень многое.  Тут в идеале важно сделать так, чтобы  вещь была той длины, какой я ее задумала.  И при этом впору хозяйке.  Если придумалось коротенькое колье почти под шейку, простое  увеличение длины («а можно такую же вещь, но длинную?») подчас   портит всё, кардинально меняет впечатление.  Форма украшения – пожалуй, самое определяющее.   В то же время  объемы у всех нас разные. Поэтому слова «короткий  чокер» для женщин разного сложения  означают  совсем не одно и то  же в сантиметрах. Или   сотуар,   который по определению  -  весьма  длинное украшение.  Очень люблю такие штуки – женственные, манящие, необыкновенно приятные в ощущениях.   Но вот  это «длинное» -  совсем разное при росте 155 или 175 см.   Именно поэтому стараюсь  подгонять  размер украшения в каждом конкретном случае.  Это возможно далеко не всегда.  Но  в описаниях к вещичкам  всегда указываю,  когда это исполнимо.

Самая распространенная ошибка при определении длины украшения –  не  учитывать его   объем . Типичный случай – «хотелось бы 55 см, это длина моей любимой цепочки».  Но  колье – не тоненькая цепочка.  И если, допустим,  крупный центральный элемент колье  имеет диаметр  3 см, то это значит, что внутренний диаметр всего украшения   уменьшится минимум  на   1,5-2 см.  Ведь длина измеряется по прямой,  но есть еще и объем.  Значит, непременно нужно немножко добавить  к длине.  

 У Вас скучноватые фотографии, неинтересные...

Фотографии работ –  могучий повод поныть. Что я и делаю постоянно))    Едва  ли не самая больная тема.  Во-первых, я совсем это не умею.  Осознаю.  Надо бы учиться...   Во-вторых, снимаю старенькой подслеповатой мыльницей,  никак не доберусь до более приличной техники, которая  давно уже  есть, лежит-дожидается.  Просто боюсь ее. Поэтому фотографии иногда  весьма удручают, настолько мне не нравятся. 

По большей  части  мои фотографии   - да, простые.  Вещь на нейтральном фоне. Тут дело принципа. Мне кажется, главная задача  - показать  возможно подробнее   собственно вещь,  обязательно общий вид, ясно -  детали, какие-то нюансы. Именно это, а  не красивый фон вокруг…  И покупатель должен видеть именно работу, именно работу «прикидывать» к себе.  А не сопутствующую атмосферу.  Ведь в результате он получит не предложенный мною антураж,  а конкретные бусы, к примеру. Я тоже кое-что покупаю в Интернете. И отсутствие подробностей, ясности общей картины на фотографиях при выборе  вещи  для меня  из разряда "в минус". 

Но иногда мой фотоаппарат просто не «видит» картинку. Если это что-то очень мелкое или очень контрастное, например. Почти всегда   у меня  проблемы с фотографированием жемчуга. Очень не любит «позировать»  шелк. В  этих случаях приходится добавлять в кадр что-то еще. Не знаю законов фотографии, но это помогает.  Иногда дополнительные предметы в кадре бывают нужны для того, чтобы лучше показать работу,  разложить, развесить, подчеркнуть  ее физику  -  жесткость формы или мягкую, струящуюся природу.

Фотографировать бисер у меня просто не получается. Именно эти фотографии – самые неудачные, совершенно не передающие  очарования бисерных вышивок. Так люблю металлизированный бисер, радужный бисер, бисер с  «бензиновым» эффектом, бисер с внутренним золочением и серебрением,  тонкие, почти неуловимые  переходы цвета.  Всё это на моих фотографиях, увы, пропадает.

Отдельная тема – цветопередача.  Мало того,  что мои  фотографии  подчас действительно  искажают цвет (и исправить это  я, увы,бессильна.  Бирюзово-зеленый,  например,  у меня  неизменно   выглядит голубоватым).  Добавляются еще особенности цветопередачи мониторов.  И моего,  и моих гостей.   Стараюсь в спорных случаях поточнее  описывать цвет словами.  И полагаюсь на доверие читающих.    В особенности всё сказанное касается зелено-синей гаммы цветов.

Во всём есть  свои минусы  и плюсы.  С одной стороны,  покупательницы не бывают разочарованы. Слова «это лучше чем на фотографии» слышу частенько, хотя  и  невеликое утешение.  С другой стороны, дурные снимки просто искажают вещи, а  мои работы не слишком часто попадают в коллекции – полагаю, именно по причине скучности и непрофессиональности фотографий.  Так жаль((

Простое осознание того факта, что мои гостьи  выбирают,  руководствуясь  почти исключительно  «картинкой», конечно, заставляет относиться к этой теме очень серьезно.  Иногда я  встречаю замечательные  фотографии, представляющиеся мне просто идеальными. Тот  самый   «просто  фон»  и прекрасно отснятые на нем вещи – ясно, красиво, с правильным освещением.  Без лишних «ароматизаторов».  Но вот делать такие снимки  пока не научилась((( Может быть, и не научусь никогда. Не дано.

 Как Вы относитесь к работе на заказ?

У работы на заказ есть свои плюсы и минусы.  Минусы понятны сразу – это некоторая зависимость,  лишние обязательства. Но есть и кое-что, частенько радующее.   Прежде всего, иногда такая работа заставляет искать совершенно новое для себя. И приводит к приятным неожиданностям. И потом , если всё получилось, остается очень хорошее чувство от того, что исполнила чью-то маленькую мечту.  Но заказы я принимаю очень  выборочно. 

Исключение – почти  никогда не отказываю моим  постоянным покупательницам.  Но тут – особая история.   Постоянные покупательницы и заказчицы для меня  –  высшая   каста, «священные коровы»)))))))))  Думаю,  это поймет каждый.  Ведь это не просто те, кто однажды выбрал для себя сделанную мной вещичку. Это –  вернувшиеся,   т.е. полюбившие то, что я сделала. Иначе не пришли бы. А потому - самые любимые))))

И есть тип заказов, которые не принимаю никогда. "Пусть будут красные бусины, как в этой ... Вашей работе. И еще желтые как здесь...и еще вот  хочу такую штучечку  в середине, а сбоку  ...  и т.д."   Всё это не ко мне. Неинтересно.

Пожалуй, едва ли не самое главное при работе на заказ - доверие. Взаимное. А потому стараюсь не работать на заказ без этой составляющей. Предложить то, что мне кажется красивым, - да, обязательно нужно. Максимально подробно объяснить. Но там, где надо убеждать или агитировать - не ко мне. 

Иногда, делая вещичку на заказ, я предлагаю на выбор варианты. И мне очень нравятся   поистине мудрые  женщины с фразой "делайте на свой  вкус". Такие заказы неизменно успешны.  Да, слова эти приятны. Но дело вовсе не в них, не в этом самом "вкусе". Вся штука в том, что тому, кто  держит материал в своих собственных руках, крутит-вертит всё это, элементарно легче понять - как лучше. 

Вы делаете повторения своих работ?

Да, я   в принципе не против повторения работ. Если есть материалы, если есть время и  желание  – почему бы и нет.  Есть  вещи, которые  так  люблю, что  получаю почти физическое удовольствие от работы над ними.  Но надо понимать, что  кое-что невозможно повторить совершенно точно – даже при наличии полного комплекта  абсолютно  таких  же  материалов. Кроме того, часто, повторяя работу,  находишь что-то совершенно новое, такое, что даже в голову не приходило в первый раз – и в смысле идей, и в техническом смысле.    И   получаются не повторения, а варианты. То, что называется «по мотивам». Вообще, умение сделать достойный повтор своей же собственной работы для меня - вопрос принципа. Ну что же я такое, если не в состоянии сотворить  еще раз пусть даже очень удачную вещь... Даже если есть нужда заменить кой-какие материалы.  

Ну  и есть  какая-то мера, конечно.  Была у меня одна очень, очень любимая работа. Повторяла я ее в  весьма  разных вариациях раз пять.  И поняла – больше не хочу.  Даже убрала с «витрины», чтобы не было соблазнов. Хотя частенько оставляю в магазине невозможные к повторению, но любимые вещи.

А можно ли увидеть и купить Ваши работы "живьем" - на ярмарках, выставках-продажах?

Нет.  Ни в каких ярмарках и выставках-продажах я никогда не участвую. Прежде всего,  это требует изрядного времени и немалых сил. Ни тем, ни другим не располагаю. И, кроме того, участие в  подобных  мероприятиях имеет смысл, когда есть достаточно много готовых работ.  Мне это не удается. Обычно набирается в пределах десятка, редко – чуть больше.

Поэтому всё только в Интернете. Понимаю, что покупать украшения  «по картинке» сложно.  Но что поделаешь…   Могу дать маленький, но дельный  совет. Подчас  бывает трудно представить себе украшение,  даже имея перед собой вполне приличную фотографию   и точное обозначение размеров.  Всё равно масштаб визуально плохо ощущается, хочется «потрогать»)).   В этих случаях очень хороший способ – нарисовать украшение на бумаге в натуральную величину.   Просто  от руки, карандашом.  Достаточно схематично, но непременно точно  соблюдая указанные размеры (общая длина, размер центрального элемента, каких-то отдельных бусин  и т.д.) и общую соразмерность частей.  Проще всего сделать такое на листочке "в клеточку".  Это  очень помогает, поверьте.

Ваша фотография на страничке - аватар. Милая собачка. Но Вы уверены, что это правильный выбор? Наверное, было бы уместнее  Ваше лицо.

Прежде всего,  это мое любимое существо.  А   человек, который чаще всего заглядывает на мою страничку,  я сама. Вечно надо что-то  делать -  убрать работу, загрузить  новую работу, подправить текст,  ответить на письма. И мне нравится смотреть на эту славную  мордашку.  Кроме того,  эта  картинка  как-то  прижилась.  Менять ее не стоит, думаю.

В  одной из книг моих любимых Стругацких  есть  придуманный ими  совершенно   замечательный народец, говорящий о себе  «мы не любопытны». Понимать это можно двояко, но  я  вот  тоже  - «не  любопытна»)))))

И потом…  Какую бы дивную фотографию я не поместила,   работы, наверное,  говорят всё же больше… Так мне кажется.

Вы никогда не отвечаете на записи в своей гостиной на Ярмарке Мастеров. Почему?

Это не так. Я непременно отвечаю, но лично. А на страничке гостиной не делаю этого по  простой  причине. Поскольку я  не работаю по системе оформления покупок-продаж  на  ЯМ   (о причинах пишу в профиле), то и не имею отзывов. Гостиная выполняет именно эту функцию – там оставляют отзывы мои покупательницы, если имеют на то желание.  И потому  стараюсь не загромождать ее своими ответами. Чтобы  можно было  прочесть именно отклики покупательниц, не отвлекаясь на мои  комментарии.

Кстати говоря, такой вот отзыв в гостиной – вовсе не обязательная часть  «взаимоотношений».  Мы все – очень разные.  Далеко не каждый склонен выражать эмоции публично.  Вообще, степень   того, что называют  privacy, вещь сугубо индивидуальная.  Это нормально и абсолютно понятно.  Если есть желание – да, конечно.  И я всегда этому рада.  Не буду лукавить,  мне безумно приятно каждое теплое слово. И немножко похвастаться тоже люблю))     Но в принципе сам факт выбора  моей  вещи –  уже  отклик, голосование «за».  Как говорят математики,  «необходимо и достаточно».   

У меня немало постоянных заказчиц, которые никогда не пишут в гостиной.  Но приходят снова и снова.  Это ли не лучший отзыв? Ну да, не публичный. Что ж… Меня вообще довольно давно занимает мысль об обманчивости представления Интернета как способа общаться «со всеми» (всяческого рода шумные форумы и обсуждения, конечно, исключаем).  Когда я представляю новую работу  и пишу о ней какие-то слова  или когда публикую   заметочку  в блоге...  -   может возникнуть ощущение обращения к  очень широкому кругу, ко «всем». Но  в сущности – это обращение к одному-единственному человеку, который сидит у своего монитора и читает эти слова.  Т.е.  общение  очень  личное,  тет-а-тет)) 

Иногда жизнь даёт отклики  в совсем  уж  необычной форме))))   Была у меня одна работа –  такие «марокканские» бусы .  И так случилось, что «поехали» они на отдых именно в Марокко.   И  исчезли из номера в отеле – единственная вещь  из всей кучки украшений.  Конечно, хозяйка расстроилась, а  я при первой возможности сделала повтор. Ну  вот тоже  -  в известном смысле   лестный отзыв.   «Свистнули»  именно мою работу и  именно там))) 

Вы даете мастер-классы? Или, может быть, занимаетесь обучением?

Довольно часто меня спрашивают об обучении. И обращаются с подобными просьбами. И, к моему сожалению, приходится отказывать. Очень неудобно себя при этом чувствую.   Но  заниматься  обучением  могут  люди, которые имеют для этого время, навыки.   Боюсь, не могу всем этим похвастать.  Да и в Интернете можно найти мастер-класс практически на любую тему. Было бы желание…  Когда спрашивают о каких-то конкретных, непонятных технических деталях  –  я всегда готова ответить.  А вот дать мастер-класс... Пока – нет.  Но все может быть… Наверное, было бы очень интересно  поделать  что-то  с детьми))

А Вы носите свои украшения?

Да, конечно.  Звучит,  может быть,  нескромно, но,  кажется,  они очень и очень неплохи.  И в моем магазинчике на ЯМ представлены в том числе  кой-какие  вещички, которые я изначально делала для себя. 

Комментарии
Комментариев пока нет