Костюм новобрачной

 

1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.

 

женская одежда

 

Ткань основных полотнищ рубахи (ширина полотнища — 35 см) выполнена заготовками в виде раппортов, размер которых определялся длиной будущей рубахи — 133 см. На ткацком стане сначала изготавливалась узорная кайма подола (длиной 21 см), а потом уже ткался обычный белый холст полотняного переплетения. Узор красной тканой каймы подола состоял из узких браных дорожек и неширокой полосы закладного узора в виде цепочки белых гребенчатых ромбов. Затем раппорт повторялся. Для шитья рубахи понадобилось три полных раппорта и небольшой кусочек аналогичной заготовки размером в одну треть полотна.

 

Для рукавов, поликов, плечевых узорных нашивок заготовки были несколько иными. При сохранении единой цветовой гаммы, принципов композиционного построения орнаментов, выполненных в техниках закладного и браного ткачества, менялись только размеры заготовок и характер их орнаментальных мотивов. Узоры обогащались введением одного из важнейших символов аграрного культа древних славян — свастики, знака солнца. Принцип покроя рубахи достаточно близок рассмотренному выше крою праздничной девичьей рубахи с. Красная Дубрава (см. с. 50). Он также крайне экономичен. Передняя часть рубахи сшита из двух цельных раппортных полотнищ, в верхней части одного из которых вырезан прямоугольный фрагмент ткани; нижняя часть заворачивается по боковому сгибу назад. Спинка выполнена из одного цельного полотна и другого, составного. Полотнища собраны в частые сборки под узкую обшивку горловины. В верхней части они разрезаны для вставки косых поликов. Форма поликов, рукавов, их архаичная длина имеют прямые параллели с аналогичными деталями рубахи с. Красная Дубрава.

 

свадебное платье

 

Характерной особенностью декоративного убранства рубах юга России является использование разнообразных техник, приемов и материалов. Так, рубаху с. Вяземка украшают не только тканые узоры, но и нашивки красного узорного ситца тесьмы-вилюшки, обшивки краев подола и рукавов плотным петельчатым швом цветными нитями. Активным цветовым пятном, слегка диссонирующим с общей колористической гаммой рубахи, является нашивка, оформляющая грудной разрез. Она выполнена разноцветными хлопчатобумажными нитями в технике вышивки крестом, имеющей позднее происхождение, дополнена золотым галуном, узкой тесьмой черного и серебристого цветов, металлическими блестками. С нагрудной нашивкой гармонично сочетается шейное украшение гайтан. Он выполнен из низанных из цветного бисера двух нешироких полос с узором в виде повторяющихся косых крестов и ромбов. Они соединены полоской кумача. Внизу к гайтану подвешена медная литая двусторонняя иконка с изображением Богоматери и Св. Николая.

Понева прямого кроя состоит из трех одинаковых полотнищ домашней шерсти. По основному красному фону проходят поперечные синие полосы, по низу подола — широкая кайма со сложным орнаментом из ромбов, свастических мотивов, прямых и волнистых линий. Это так называемая распашная (не сшитая спереди) понева, которая относится к числу наиболее древних.

Узкий цветной шерстяной пояс сплетен на дощечках. Его концы соединены вместе и украшены крупным бисером темно-зеленого и золотистого цветов. На концах пояса — длинные пушистые кисти из нитей основы и золотных нитей. Уникальный крой костюма с. Вяземка, многократное использование основных славянских символов в орнаментации свидетельствуют о его древних корнях.

Женский свадебный костюм

Начало XX в. Курская губерния, Суджанский уезд

В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег.

свадьба

Сарафан-шубка имеет следующий крой: спереди — одно прямое полотнище, по боковым сторонам — два слегка скошенных; сзади — спинка, состоящая из двух прямых полотнищ, двух клиньев и двух небольших подклинков. Задние полотнища и клинья собраны в плиссированные складки под широкую планку из бархатной ткани.

На переднем полотнище посредине груди — небольшой разрез, застегивающийся на металлический крючок. Широкие лямки крепятся на груди и на середине спины. Лямки и верхняя часть сарафана украшены темно-зеленым бархатом, полосами галуна с зубчатым краем, очерченным сзади и спереди золотным шнуром. Низ подола отмечен сверкающей полосой золотистого галуна и более узкой нашивкой зеленого штофа, обрамленной золотным шнуром. Такой же галун нашит двумя продольными линиями по центру переднего полотнища и по диагонали в нижней части, образуя вместе с украшениями на подоле два одинаковых треугольника. Для того, чтобы дорогой наряд выглядел объемнее, а также служил дольше, его с изнанки полностью дублировали плотной холщовой тканью.

К сарафану невеста надевала составную, прямого покроя рубаху. Ее верхняя часть сшита из двух полотнищ белой фабричной ткани и небольших прямоугольных вставок по бокам, с разрезом посредине груди, завязывающимся на ленту. Нижняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ домотканого конопляного полотна — «замашки». Передние и задние полотнища, средняя часть рукавов собраны в частые сборки под широкий отложной воротник. Пышные прямые рукава из тончайшей кисеи собраны в сборки под неширокие манжеты, украшенные по краям оборочками. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. Дороговизна тонких покупных тканей вынуждала крестьянок изготавливать из самых дорогих тканей только видимые детали — прежде всего, рукава.

Отдельно следует остановиться на воротнике. Он имеет прямоугольную форму, достаточно широкий (12 см), отложной. Воротник вообще не был характерен для русской народной рубахи, в том числе и для рубахи южного региона России.

Исследователи традиционного народного костюма Н.П. Гринкова и И.А Попова считают, что подобный воротник восходит к высокому стоячему воротнику-«козырю», являвшемуся деталью одежды русских служилых людей, Переселившихся в эти места из Москвы в XVI—XVII вв.

 

 

По-видимому, со временем воротник из высокого стоячего постепенно трансформировался в широкий отложной и стал элементом крестьянской рубахи XIX —начала XX вв.

К наряду полагался шелковый передник-«завеска» лилового цвета.

Его шили из длинного прямого полотнища ткани, присобранного в сборки на груди под неширокую планку. Подол передника украшен полоской галуна с фестончатым краем и двумя полосами белого кружева. Зигзагообразная строчка, выполненная цветными шелковыми нитями, отмечает грудную планку передника. Золотистого цвета шелковый пояс, длиной более двух с половиной метров, с белым хлопчатобумажным кружевом на концах гармонично дополнял сложившийся комплекс свадебного костюма. С сарафаном-шубкой молодая надевала кокошник, расшитый золотными нитями, состоящий из кички-волосника, собственно кокошника, позатыльня и шелкового платка. Состоятельные невесты к свадебному костюму приобретали ожерелья, низанные из круглых перламутровых зерен, часто дополненные серебряными монетами, и серебряные серьги. Для свадебной одежды этого региона характерны декоративность, контрастные, часто неожиданные сочетания цветов. Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветные полоски. Головной убор дополнялся букетами бумажных цветов, лентами. В целом такой наряд выглядел необычайно красочно и даже экзотично.

Комментарии
Комментариев пока нет