Ребенок не выговаривает некоторые звуки. Почему?
Сегодня мы поговорим о дислалии и дизартрии у детей.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смещениях тех или иных звуков. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из - за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из - за дефектов самого артикуляционного аппарата. Нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи, но при травмирующих ситуациях могут появиться в любом возрасте.
Дизартрия - нарушение звукопроизношения вследствии недостаточной иннервации речевого аппарата из -за поражения ЦНС. Это более серьезное нарушение речи по сравнению с дислалией.
Но бывает так, что ребенок не произносит сразу несколько звуков. Как в этом случае отличить дислалию от дизартрии?
При дислалии страдает артикуляции только согласных звуков, закрепление согласных звуков не вызывает затруднений, нет нарушений темпо - ритмической организации речи.
При дизартрии возможно неясное произношение гласных звуков с легким носовым оттенком, изолированно звуки могут быть сохранены, а речевом потоке произносится искаженно, неясно. Процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи. Характерно нарушение темпа речи ( замедленный или ускоренный). Дыхание поверхностное - речь на вдохе, укорочен фонационный выдох.
Если у ребенка есть нарушения речи, он не выговаривает некоторые звуки, то следует обратить внимание на следующие симптомы:
Обшая моторика - дети неловкие, быстро устают при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Это особенно становится заметным на физкультурных и музыкальных занятиях в детском саду, где дети отстают в темпе и ритме движений.
Мелкая моторика - дети поздно и с трудом обладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф... На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки напряжены, не любят рисовать. Особенно заметна неловкость рук при работе с пластиллином, при занятиях аппликацией. Также могут быть трудности пространственного расположения элементов при занятии аппликацией.
Со слов мам, многие дети до 5 - 6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
В школьном возрасте в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками - плохой подчерк, медленный темп письма, "зеркальное" письмо, замена букв. Ребенок может делать ошибки при чтении, причем характерна вариабельность - одно и то же слово может прочесть верно и неверно.
Если ваш ребенок - школьник постоянно делает повторяющиеся ошибки при чтении и письме, эти ошибки носят стойкий характер, то не ругайте его за это, а, прежде всего, проконсультируйтесь со специалистом по поводу нарушения речи.