Я думаю, что не ошибусь, если без опроса скажу, что на Ярмарке мастеров очень много мастеров - женщин))) И у них есть дети, которых иногда отводят в детский сад)))
- Привет! Как дела?
- Вот с сентября в детский садик идем... не знаю, как будет адаптироваться...
Знакомый диалог?
Поэтому я решила использовать свой опыт детского невролога и поделиться некоторыми знаниями и советами.
Итак, ваш ребенок идет первый раз в первый класс детский сад.
Что такое адаптация?
Под адаптацией понимают вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. У адаптации два основных критерия успешности: внешняя адекватность поведения ( способность выполнять требования среды) и внутренний комфорт ( эмоциональная удовлетворенность).
Относительно спокойно адаптация протекает у детей в возрасте 3, 5 - 4 лет. В этом возрасте ребенок выходит за рамки интересов семейного круга, его " манят неизведанные дали". Это сглаживает остроту адаптационного периода.
С приходом ребенка в детский сад, его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие рядом родителей, новые требования к поведению, новое помещение, постоянный контакт со сверстниками.
Как пожаловался мне один ребятенок:" Дома один горшок, а там унитазы, краны, полотенца..."
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.
1 группа - резко отрицательно, бурно выражают свое отношение к происходящему, громко плачут, бросаются на пол. Привыкание обычно происходит в течение 20 - 30 дней.
2 группа ( немногочисленная) - при расставании с мамой замыкаются в себе, настороженны, не притрагиваются к еде, к игрушкам. При попытках контакта молчат, отворачиваются. Увидев маму, оживают, рыдают. Адаптация 2 - 3 месяца, протекает сложно.
3 группа - коммуникабельные, контактные, общительные малыши. Вся энергия напрвлена на презентацию себя - рассказывает о семье, о доме. Длится эта идиллия 2 - 3 дня - на большее не хватает объема информации. Далее стиль поведения первой группы.
Каждый ребенок привыкает к детскому саду по - своему, но есть определенные закономерности.
- До 2 - 3 летноего возраста ребенок не испытывает сильной потребности в общении со сверстниками. Его родные - это партнеры для игры, образцы для подражания, они удовлетворяют его потребности в доброжелательном общении.
- Для детей 2 - 3 лет характерен страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения.
- Мальчики более уязвимы в плане адаптации, поскольку обычно они сильнее привязаны к матери.
-Нелегко привыкают единственные дети, привыкшие к исключительному вниманию к себе.
- Хуже всех чувствуют себя дети - флегматики. Они не успевают за темпом жизни детского сада.
Что можно посоветовать?
- Собственная уверенность в необходимости детского сада. Ребенок чувствует сомнения родителей и любые их колебания, использует для того, чтобы не расставаться с ними.
- Поговорите с ребенком о возможных трудностях в детском саду, обсудите, к кому он может обратиться за помощью.
- Учите своего малыша знакомиться с другими.
- Ребенок привыкает тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он может построить взаимоотношения. Помогите ему в этом.
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний к детскому саду. Никогда не пугайте детским садом ребенка.
- Эмоционально поддерживайте малыша. Говорите ему о вашей любви, больше обнимайте.
- По возможности придумайте системы прощальных знаков, чтобы ребенку было проще вас отпустить.
- Больше играйте в подвижные игры. В детском саду в период адаптации ребенок скован, напряжен, ему нужна разрядка.
- Можно вечером перед сном поделать теплые хвойные ванны, дать малышу выпить полстакана теплой воды с чайной ложкой меда ( если нет аллергии).
Я надеюсь, что мои советы помогут мамам - новичкам детского сада, и они смогут творить в спокойной ))) обстановке.
А у тех, у кого детки уже выросли, памятные воспоминания вызовут улыбки.
Хорошего всем настроения!