Обновление пароля

 >  >  >  > Нарушение речи у детей.

Нарушение речи у детей.

Нарушение речи у детей. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Начало здесь - http://www.livemaster.ru/topic/861465-skazhi-ba-i-dam-tebe-konfetu?vr=1&inside=1

В последние годы родители часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире (распространенность по разным данным составляет от 10 до 30 %). У мальчиков речевые нарушения встречаются чаще, чем у девочек.

В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации, сказываются на общем формировании личности. Как писал великий психолог Лев Семенович Выготский : «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство слова и мысли»

К числу причин патологии речи причисляют  внутриутробную патологию, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее выраженные дефекты речи возникают при нарушении развития плода от 4 нед. до 4 мес. беременности. Вследствие поражения речевых зон коры головного мозга может возникнуть отсутствие или грубое недоразвитие речи.  Родовая травма и асфиксия во время родов могут вызвать расстройства иннервации речевого аппарата.  Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоциональной сферы,  соматическая ослабленность, недоношенность могут стать причиной задержки темпов речевого развития.

Прежде чем говорить о нарушении речи, давайте вспомним строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух частей - центральной и периферической.

Центральная часть

- речеслуховой анализатор ( центр Вернике) расположен в височной зоне, отвечает за сложный процесс понимания речи.

- речедвигательный анализатор ( центр Брока), расположен в лобной зоне, обеспечивает моторную часть речи ( говорение).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

- дыхательного ( грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей)

- голосового ( гортань с находящимися в ней голосовыми связками)

- артикуляционного ( язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое т твердое небо, альвеолы. Язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными структурами).

К дефектам речи относятся нарушения голосообразования, темпа и плавности речи, звукопроизношения и интонации.

Нарушение голосообразования называется «дисфония». При дисфонии происходит нарушение звучности голоса, он становится слабым, хриплым, вибрирующим. Шепотная речь сохраняется. Нередко дисфония обусловлена воспалением гортани – ларингитом и может быть в любом возрасте.

Темп речи может быть патологически замедлен, когда процессы торможения в центральной нервной системе преобладают над процессами возбуждения. При этом сильно растягиваются гласные, речь становится нечеткой. Встречается патологически быстрая речь, при которой в секунду произносится 20 – 30 звуков ( при норме 9 – 14 звуков). Такую стремительную речь трудно понять, даже когда не изменено звукопроизношение. Нарушения темпа речи влияют на плавность речи, ритм и интонационную выразительность. Часто у детей с нарушением темпа речи бывают нарушение внимания, памяти, мышления.

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата называется дислалией. При дислалии страдает обычно артикуляция согласных звуков. Проявляется это в заменах, искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата, который представлен верхней и нижней челюстью, твердым и мягким небом, языком, губами и альвеолами зубов. Такие нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи, но при травмирующих ситуациях могут появиться в любом возрасте.

Когда родители говорят о нарушении речевого развития ребенка, то часто имеют в виду задержку темпов развития речи и нарушение звукопроизношения. Но искажение слоговой структуры речи является одним из характерных симптомов нарушения речевого развития, который сохраняется у детей в течение долгого времени и отличается большой стойкостью. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается гораздо дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.

Виды нарушений слоговой структуры речи:

1. Нарушение количества слогов

- сокращение или пропуск слогов ( моток - молоток). Слоги могут опускаться в начале слова, в середине или не договариваться до конца.

- увеличение количества слогов за счет добавления гласной ( тарава - трава).

2. Нарушение последовательности слогов в слове

- перестановка слогов в слове (деворе - дерево)

- перестановка звуков соседних слогов ( гебемот - бегемот).

Число слогов не нарушается, но слоговый состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога

- превращение закрытого слога в открытый ( капута - капуста)

- вставка согласных в слог ( лимонт - лимон).

4.Уподобление одного слога другому ( пипитан - капитан).

5.Персевирация - застревание на одном слоге в слове (пананама - панама).

6.Контаминация - соединение двух слов ( холодильница - холодильник, хлебница).

Слоговая структура речи формируется у ребенка постепенно, но с 2,5 - 3 -летнего возраста она нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. Обратите на это внимание.

Вопрос, который волнует многих родителей - может ли ребенок с задержкой темпа развития речи начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения?

Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Чаще всего это происходит летом, когда ребенок получает большое количество новых впечатлений, а его организм крепнет.

Однако многим детям нужен "пусковой толчок". Таким стимулом могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для срыва речи – в 1-2 года, в 3 года и в 6 -7 лет.

Речевые нарушения могут сочетаться с нарушением крупной и мелкой моторики, с нарушениями внимания, памяти и мышления.

На что стоит обратить внимание родителям 5 – 6 –летних детей?

Может ли устойчиво стоять Ваш ребенок на одной ноге?

Может ли подражать при имитации движений – как идет солдат, как летит птица?

Успевает ли за другими детьми на физкультурных и музыкальных занятиях в детском саду?

Может ли расстегнуть и застегнуть пуговицы, завязать шнурки?

Любит ли рисовать, играть в конструктор, собирать пазлы?

Нет ли трудностей пространственного расположения элементов на занятиях по аппликации и работе с пластилином?

Может ли без посторонней помощи выполнить задание по подражанию, например, «замок» ( сложить кисти вместе, переплетая пальцы), «колечки» ( поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец)?

Может ли по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и прочих?

Может ли выразительно читать стихи?

В дошкольном периоде закладывается фундамент речевого развития ребенка. Именно в это время коррекция и лечение (в случае необходимости) наиболее безболезнены для ребенка (и его самооценки) и наиболее эффективны.

Продолжение следует...

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email