Всем знакомый натюрморт

  • Рубрика: Занимательные истории
  • Виды творчества: Живопись

Сегодня я хотела бы написать о художнике, авторе этого знаменитого натюрморта.

В советское время он был очень популярным — везде и часто можно было увидеть его репродукцию.

А написал его русский (и белорусский) художник Иван Фомич Хруцкий. Вот и натюрморт:

натюрморт

"Цветы и плоды", написанный в 1839 г.

И вот мне захотелось рассказать об этом художнике.

фрукты

Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий  родился 27 января 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда, Витебской губернии.

Отец будущего художника, Фома Иванович Хруцкий, был греко-католическим священником. Первоначальное художественное образование Иван Трофимович получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году Хруцкий переезжает в Петербург, где берет уроки живописи у английского живописца Дж. Доу, одновременно посещая Академию художеств вольноприходящим учеником.

В 1830-х годах Иван Трофимович поступает в Академию художеств. Преподавателями у него были известные русские художники К.П. Брюллов, М.Н. Воробьёв, А.Г. Варнек, Ф.А. Бруни.

Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики.

В историю русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами — эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х гг. — период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний.

цветы

"Натюрморт с птичкой" 1832 г.

От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов.

живопись маслом

"Плоды и свеча" 1839 г.

"Цветы и фрукты"

"Натюрморт с грибами"

"Плоды." Фрагмент

Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.

Вскоре натюрморты, вышедшие из-под кисти художника Ивана Хруцкого, украшают салоны и гостиные столичной публики. И это притом что жанр натюрморта был уже в упадке, Хруцкий возвращает на них моду и становится ее законодателем.

Ему приходится делать по 6 — 7 повторений каждого натюрморта, настолько они становятся популярными. Так к нему приходят первые деньги и первое признание.

"Битая дичь, овощи и грибы", 1854г.

"Мясо и овощи" 1842.

За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду — малую серебряную медаль Академии художеств. И это в 26 лет!

Через два года у него уже малая золотая медаль. Оставалось получить большую золотую медаль, чтобы сбылась мечта любого русского художника того времени. Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет. Академия художеств составляла для художников программу, написанные по ней работы они должны были присылать на родину. Именно так в Италию попал Александр Иванов, который 20 лет писал там «Явление Христа народу». Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться.

В 1839 году униатская церковь оказалась под запретом и отец художника — священник Фома Хруцкий оказался без прихода, он умирает.

Остается мать и пятеро младших братьев и сестер Ивана. Он должен взять все заботы о семье.

Прощай, Италия!

В 29 лет Иван добивается звания академика Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». Это звание давало дворянство, причем не только личное, но и потомственное.

Младших братьев он забрал в Петербург, где были сестры и мать, неизвестно. Возможно, жили по родственникам. Хруцкий работает очень много.

За три года он написал 21 портрет, то есть каждые 2 — 3 месяца. Сегодня таких людей называют трудоголиками.

Причем пишет он сильных мира сего, вроде городского головы Петербурга или издателя Пушкина и Лермонтова — Ильи Глазунова. Ему очень нужны деньги.

И вот в 1844 году, в 34 года, он покупает под Полоцком землю.

Хруцкий строит дом на берегу озера по собственному проекту, разбивает сад, что тогда считалось роскошью. Художник и тут налаживает связи - пишет портреты предводителей дворянства Витебской губернии, Полоцкой губернии, Лепельского уезда…

Через год женится на соседке Анне-Катарине Бембновской.

Он активно занимается хозяйством, хотя и продолжает писать портреты детей и свои любимые плоды, грибы и овощи. Но известно крайне мало работ того периода.

"Портрет неизвестной", 1843.

"Портрет неизвестной с цветами и фруктами", 1838.

"Портрет молодой женщины с корзиной"

"Портрет мальчика в соломенной шляпе", 1830-е годы.

"Портрет неизвестной", середина1830 г.

Последние двадцать лет жизни Иван Хруцкий провел в полном забвении. Он, наверное, даже не узнал, что его натюрморт на одном из аукционов в Москве купил для своей галереи сам Третьяков. А попасть к Третьякову означало признание несомненного художественного достоинства картины.

Картины Ивана Фомича находятся в музеях и России и Белоруссии.

Комментарии (9)
Nadja Anikanova 11.08.2014

Прекрасные натюрморты. Вечная тема - окружающие нам предметы, выписанные в академической манере. Нравится!

Спасибо! Очень люблю этого художника...))

Ой:) - репродукция именно этой заглавной картины "Цветы и фрукты" украшала кухню моих родителей долгие годы (не одно десятилетие), пока совсем не выцвела... Такая ностальгия... И часто казалось, что эти груши и персики реальные, а пионы источают запах июня... Спасибо, Irene, что напомнили!

Закрыто 11.08.2014

Анна, а я собственно и решила написать именно про этот натюрморт!

Это - картина моего детства!{#}

Репродукция ее тоже висела у нас дома и я в 3-5 лет выучила ее наизусть до мельчайших деталей! Ни один искусствовед так тщательно не рассматривает картину, как детский взгяд ребенка!

Спасибо! Люблю такие академические натюрморты, это прекрасные образцы для обучения и подражания!

Тоже очень люблю этот натюрморт и многие другие работы этого замечательного художника!{#}

Irene, спасибо за публикацию!{#}

спасибо! обожаю эту работу
даже сама копировала
теперь любимая картина украшет мой дом

Закрыто 11.08.2014

Ой, эта ваша копия? Просто великолепно!{#}А может быть еще фото вашей репродукции покажете нам?

Очень люблю натюрморты Хруцкого, тоже делала копию заглавного натюрморта, когда училась в художке, но не всей картины, а центральной части с вазой. Лилия, у Вас здорово получилось!