Что за норвежский зверь такой «бюнад»? Продолжение

Очень рада, что «мои» дорогие норвежские национальные костюмы понравились на Ярмарке Мастеров (прочитать первую часть можно здесь). Это действительно совершенно уникальное явление, поскольку, насколько мне известно, нигде в мире больше не ходят в народных костюмах в повседневной жизни.

норвегия

Поэтому я решила продолжить рассказ о костюмах и о «прибамбасах», как и обещала.

Но сначала отвечу на один очень хороший комментарий от Марины.

Действительно, нам, современным россиянкам, не совсем понятно, как можно покупать костюм только той местности, где прожил всю жизнь или, на худой конец, того хутора, где родился твой муж. Но у норвежек такой вопрос просто не возникает. Они живут по традициям — хотя в «прочей» своей жизни совершенно супер-современны. Норвежцы вообще не ортодоксальны и не зациклены — вспомним хотя бы, что их наследный принц женился не просто на девушке незнатных кровей, а на девушке с ребенком, рожденным вне брака, из весьма необеспеченной среды, да еще и признавшейся, что в молодости она была неидеальна. Зато теперь принцессу Метте-Марит обожает вся страна.

мода

Наследный принц , принцесса Метте-Марит, старший сын принцессы и два наследника престола 

Но вернемся к бюнадам. Лично я непременно купила бы себе вот такой костюм:

традиция

И не очень была бы рада носить вот такой (хотя и эти бюнады очень красивые):

культура

Но это я, человек с иным менталитетом, а вот уроженки носят свои черненькие платья с превеликим удовольствием и нисколько не жалуются на судьбину!

Но чего стоят вот такие красоты!

национальный костюм

бюнад

брошь

Все в национальных костюмах!

Бюнады есть у более 70% норвежек, а в последние годы резко увеличилось число мужчин, также купивших себе национальный костюм. Социологи считают это выражением своеобразного протеста против вступления Норвегии в ЕС.

По некоторым подсчетам, общий «гардероб» бюнадов в Норвегии оценивается в более чем 30 миллиардов крон (150 миллиардов рублей в грубом подсчете) и его стоимость продолжает расти.

запонки

Норвегия — удивительная страна, потому что только ее юные жители в день конфирмации предпочитают получить в подарок национальный костюм (bunad), а не бриллиантовое кольцо или «навороченный» гаджет.

норвежский костюм

Нельзя сказать, чтобы традиция ношения национального костюма была уникальной норвежской «находкой». Так национальные костюмы носят по торжественным случаям и в соседней Швеции, но там лишь 10% шведок имеют «бюнад» в своем шкафу. В Норвегии же бюнады стали почти универсальной одеждой для абсолютно всех праздников — от 17 мая до свадьбы и крестин.

Сегодня маленькие бюнадики есть даже у младенцев и маленьких детей.

история культуры

Не правда ли, сарафанчик очень похож на русский?

Barnebunad Nedre Hallingdal bak

Обратите внимание — сарафан девочки весь украшен вышивкой!

Band

Стоит такой наряд очень недешево — от 15 000 и до бесконечности. Средняя цена красивого бюнада, богато украшенного вышивкой, около 30-50 000 крон.

Тайны бюнда

У современного бюнада есть свои тайны. Если в старые добрые времена украшения делались из чистейшего олова, то сегодня — из оксидированного серебра (это серебро, покрытое оксидной пленкой, которая защищает металл от потускнения и предназначена для повышения декоративных свойств и антикоррозионных качеств серебряного изделия).

Но, как и раньше, мужчинам в Финнмарке предоставляется право выбора — они могут заказать короткие или длинные брюки к своему наряду.

А в Хардангере вообще не существует единого бюнада — каждый хутор может похвастаться своим вариантом.

Особой красотой отличались бюнады невесты, потому что к ним «прилагалась» свадебная корона.

Brudebunad fra Hallingdal

Наряд невесты из Халлингдала

 Brudekrone

Liv 

Stakk med kniplingsborder

Обратите внимание: это кружево из серебярной нити. 

В наши дни все чаще и чаще обычаи старинных свадеб с коронами стали возвращаться, что не удивительно: о таком платье и таких украшениях может мечтать любая девушка!

Прибамбасы

Бюнад для норвежцев — не просто платье, а сложный костюм. К нему непременно прилагается сумочка, туфли или сапожки для зимы, плащ, чепчик или шапочка и, конечно, совершенно потрясающие украшения.

Mansjettknapp og broderi p skjorte

Серебряные запонки и рубашка с "оригинальной" хардангер-вышивкой 

Это сёлье — броши, которые могут как очень простыми, так и супер «навороченными», с подрагивающими «висюльками», которые по-норвежски зовутся «листиками».

Festbunad Gol / Hemsedal

В сложносочиненных костюмах на определенных хуторах сёлье надевается много, я бы сказала, вертикальной гирляндой или елкой, и еще украшены ожерельем по горизонтали, которое пристегивается к лямкам сарафана:

Slv

И конечно, костюмы богато украшены вышивкой.

Broderi lue

Broderi vest p Gudbrandsdals bunad

Сам бюнад шьется из шерсти, а рубашка — из домотканого льняного полотна. Не могу сказать, чтобы рубашка была очень мягкой — она довольно плотная, но мои подруги-норвежки говорят, что она удивительно удобная в носке.

Kvinnebunad fra Hjrundfjord

Конечно, современный мир оказывает влияние и на бюнад — причем не столько на сам костюм, сколько на его хранение и «окружение». Так, например, в магазинах продаются пластиковые чехлы для бюнада — причем стоят они дороже обычных.

А вот сумочки и броши:

Veske sort 

Slv 

Veske

А вот шапочка, которая лично мне очень напоминает шапочку норвежского гнома — ниссе:

Lue til st Telemark grtrye

Завершить же статью, как и в прошлый раз хочу потрясающими ручной работы башмачками и сапожками:

Ingrid Sko 1a

Комментарии (46)
Астрис-Д 20 апреля

Интереснейшие статьи и особенно Ваши фотоматериалы к ним, огромное спасибо за доставленное удовольствие! я достаточно много времени изучала народные костюмы (не только русские, но и Европ&#x44bimage , собирала этнографические материалы по крупицам в библиотеке, а тут такая роскошь! И конечно, всегда огорчало наше не особо "неуважительное" отношение к этой теме, и все деревенское до сих пор считается "не модным". Удивительно видеть такой пример почтения к своим традициям и корням. Еще раз благодарю.

Боже ж мой ! Ну как могла пропустить эту публикацию ???!!! Отпуск виноват....Но теперь-то точно беру в избранное - любоваться, рассматривать детали и обязательно когда-нибудь использовать : пусть даже не для себя, а для очередной куклы...)))

Ирина, в я упустила Ваш комментрарий, поэтому отвечаю только сейчас. Бюнад -просто произведение искусства. И кукла, я думаю, в таком наряде - да еще ручной работы 0 будет просто шедевромimage .

Несколько раз перечитывала-пересматривала статью... Какая вышивка, броши... И обувка... Как мне нарвится эта обувка{#}Наташ, а какова примерная стоимость башмачков?

Юля, теперь знаю точно - от 1000 крон (то есть 5600 рублей) до бесконечности. Те, что похожи на мокасины, - вообще авторские, какой-то супер-пупер их знаменитой тетки-обувницы.

Там куча всяких аксесуаров - даже специальные прессованные кругляшки из трав и по-моему, какого-то дерева (можжевельника?) - от моли и прочей дряни.

Ну что же... цены соответственно обувке, у которой неснашиваемый вид))) Башмачки и сапожки примерила бы сама))

Да уж, я бы тоже нарядилась в такой костюмчик и башмачки - {#}! Будем надеяться, что и к нам вернется наша любовь к народному....

Кстати, пояса и пряжки ,подвески похожи на латышские. Каждый уважаемый себя человек в Латвии имеет национальный костюм. Стоят тоже очень дорого,практически все ткани ручной работы.Сейчас не знаю , но при Советской власти стоимость начиналась от 2 тысяч рублей.Они по традиции не очень яркие красных и синих цветов нет, т.к в эпоху владычества немцев это было запрещено.

Я думаю, что все нардные костюмы сейчас дороге - они же "ручные", как вы справедливо заметили, а броши - тоже, думаю, у всех прибалтийских народов более или менее общие - только у новрежцев они с "листочками".

Наталия, спасибо за статьи,перечитываю и наслаждаюсь.Я вообще собираю все,что касаеться истории костюма.А скажите, в некоторых нарядах ткани очень похожие на павловпосадские платки. Это что-национальные ткани?

Марина, добрый день!

Спасибо Вам за такие слова - очень приятно!

В магазинах, которые на самом деле наши ателье по пошиву костюмов, для каждого костюма есть выбор тканей. В интернет-магазине они представлены так:

Stoffprøver

Это тонкая шерсть - но все-таки потолще нашего платка. Те бюнады, где больше черного, вообще сшиты из плотной-преплотной шерсти.

И, конечно, заказчик сам выбирает ткань в тех вариантах, которые "дозволены"image , и у них практически нет бюнадов в продаже - в смысле готовых, они все шьются на заказ.

А по поводу павлопасадских платков - дейтвительно, очень похожи, причем во всех вариантах нашего платка:

Fesbunad, Krødsherad

Интересная публикация, но думаю, что им далековато до наших павлопосадских платков. А наши мастерицы уж чего только не делают с ними! Сплошные шедевры!!!{#}

Согласна, что наши мастерицы замечательные, но и норвежцы - не лыком шиты{#}.

Мастерицы наши делают современные костюмы, а новрежцы - храянт традиции и шьют по всем правилам, в этом-то и ценность традиционных костюмов.

Очень познавательно и интересно! Большое спасибо за статью!!

И Вам спасибо! Мне приятно!

шикарные костюмы, очень интересная тема! как на экскурсии побывала )))) спасибо!

И Вам спасибо - я старалсь,чтобы было интересно. Рада, если получилось!{#}

Алена 05.08.2014

Прекрасное продолжение, я в восторге!

Алена, спасибо - я таю от смущения и "приятности"{#}. Очень рада, что понравилось!

Мне кажется, если бы наш народ не сотрясали постоянные беды и войны, то любовь к национальному костюму сохранилась бы и в нашей культуре. Ведь в каждой российской губернии был свой костюм с огромным количеством атрибутов и аксессуаров, со сложной семантикой и неповторимой красотой.

А публикация очень интересная, большое спасибо!

Да-да, совершенно согласна - именно это имела в виду, публикую эту статью. очень хочется, чтобы мы тоже наконец-то раскрыли глаза и поняли, как хороша наша культура - и какие красивые у нас костюмы! Мне каежтся, надо начинать с малого - для начала просто об этом говорить.

Большое вам всем спасибо за поддуржку и добрые слова!

Спасибо Вам, Наталия, за такой прекрасный материал для размышлений!!!!

У нас костюмы традиционные, конечно, потрясающие! Но у нас нет такой компактности и однородности, как в Норвегии, у нас перемешано много национальностей, предки из разных мест перезжали, много земель, освоенных сравнительно недавно, не имеющих таких древних традиций. Это мои мысли вслух о переложении норвежского опыта на нашу действительность image Сижу просто думаю, если бы выбирать себе национальный костюм, какой национальности выбрать, из каких мест? Наверное, сразу несколько, и носить по настроению image

В Норвегии вообще уникальная ситуация, птому что она обрел свою независимость только в 1914 году, а до этого была в унии то с Данией, то со Швецией, и поэтому, как любая "молодая" нация, норвежцы очень ценят всё "свое", национальное. Так что их любовь к костюму понятна. А нам надо было бы начинать всё заново.

А вот несколько костюмов - хорошая идея, мне нравится!!!

Норвежцы, конечно, очень правы, что надо носить своё, а не то, что красивее! На подсознании, всё-равно чувствуется чужеродность. Как бы мне ни нравились кимоно или индейские наряды, носить бы их не смогла. А вот в студенческие годы шила-вышивала себе шапочку в фольклорном стиле. И была у меня шаль. И вместе получилось очень похоже на народный костюм национальности моего деда. Вот так это иногда срабатывает.

Согласна! И идея привносить в образ свое "исконнное" очень хороша - и в костюме+ и в украшениях.

Natalia Zamkovaia 02.02.2017

V 1905 godu Norvegia poluchila nezavisimost)

Красота!!! Спасибо огромное!!!

Да, очень красиво. Я первый раз, когда увидела вживую, просто рот раскрыла - совершщенно неприлично - от изумления и потрясения{#}.

#DayutovaOlga 05.08.2014

Очень интересная статья, костюмы красивейшие, все продумано до мелочей! Спасибо!

Спасибо за добрые слова - мне приятно!{#}

Александр 05.08.2014

Красивые костюмчики!

Да. прЭлестные - а в жизни еще лучше{#}.

Спасибо за продолжение, оно такое же интересное, как и первая часть - полюбовалась картинками и прочитала с большим удовольствием!

Ой, как мне приятно!!! Спасибо огромное!!!

Потрясающая подборка..Костюмы покорили..

Какие норвежцы молодцы.)Жаль у нас не так..

А костюмы и вправду,похожи очень на наши.)

И символика алатыря так же популярна,как у нас когда-то).

И многие обережные орнаменты аналогичны нашим.

А обувь просто прелестная..

Костюмы очччень красивые. А по поводу восьмиконечной звездочки - норвежцы твердо уверены, что и это - их изобретение{#}.

сарафаны-то и впрямь как русские! {#}

Спасибо, очень интересно! Тоже люблю Скандинавию, мечтаю побывать. Тем более, подруга детства живет в Стокгольме. Не Норвегия, конечно, но рядом image

Сарафаны - да, просто удивительно, но ведь норвежцы и отварную картошку считают своей национальной едой.{#}

Стокгольм - фантастически красивый город, но именно как европейская столица, а Норвегия - своей дикой красотой. А какая у них сейча архитектура.

Вся Европа наних равняется. И ничего традиционного.

Вот например, как выглядит в Осло Национальная Опера - люди прямо на крыше гуляют, сидят, а по вечерам устраивают концерты - конечно. по особым случаям.

Marina Scrap 05.08.2014

Спасибо за такие полезные и интересные статьи!

И Вам спасибо! Мне очень-очень приятно!!!

Ирина (kruna) 05.08.2014

Наталия, спасибо! Очень интересные статьи. Сначала читала первую - очень понравилось и ждала продолжения. Замечательно и познавательно! {#}

Ирина, очень рада, что понравилось. Норвегия моя страсть, а бюнады - предмет белой зависти!!! Спасибо!!!{#}

Ирина (kruna) 05.08.2014

Наталия, Вы знаете, "многодельный" красивый народный костюм любой страны всегда смотрится очень классно и круто. У каждого народа есть свои замечательные находки.

У меня от прадеда сохранилась великолепная чесучевая косоворотка с очень широкой вышитой черным крестиком геометрической каймой на рукавах, по подолу, по вороту. И я, когда училась в институте носила, порой, именно эту аутентичную косоворотку - это тоже вызывало белую зависть моих однокашников. Всего-то, богато расшитая косоворотка, всего лишь часть костюма.... но это вызывало массу комплиментов и восторгов. Хотя, одевались у нас все интересно, все-таки дизайнеры - там было сплошь самовыражение.

Я думаю, что мы, благодаря десяткам лет советской власти, оказались во многом обделены - и это очень печально. У нас нет уважения - сейчас, слава Богу, возвращается! - в полной мере уважения к собственным корням и русской культуре. Так что новрежцы для нас - замечательный пример.

А косоворотке - завидоваю-презавидоваю, как и Ваши однокашники!!! но по-хорошему!!!{#}

Kavizina Галина 05.08.2014

Наталия ,спасибо большое за интереснве и познавательные публикации !!!{#}

Галина, мне приятно! Я старалась!!! Большое спасибо{#}