Обновление пароля

 >  >  >  > Лестовка

Лестовка

Лестовка - распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, бисерную или из дермантига) ленту, сшитую в виде петли.

Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. "Богородичные лестовки". Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. 

Устройство и символика лестовки

лестовка, символика лестовки, вопрос о лестоке, лествицаУстройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три "великих" ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. "Великими" ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от "земли" до первой великой ступени - 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно - 40 ступеней. Это означает40-дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени - 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до "неба" идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных "лапостка" (лапоска, иногда - ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка - евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки - семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек - отсчет количества отмоленных лестовок - в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email