А ты разбираешься в моде?

Вопрос о том, что сегодня модно интересует практически все человечество со времен Римской империи уже более двух тысяч лет. А какой ответ можно дать на него сегодня?

мода, искусство

Еще пятьдесят лет назад на этот вопрос можно было запросто найти ответ, рекомендуя определенную цветовую гамму, советуя модную длину юбки, высоту каблука, фактуру ткани, прическу, цвет губной помады и т.д. Тогда был своеобразный конкретный перечень того, что модно, то есть определенные формы. Форма – это начальный уровень отношения к моде. Он был единственным до 1970 – х годов.

Принято считать, что в ХХ веке, а именно в 1950-е – 1960-е года, мода достигла своего апогея, высшего расцвета. На самом деле, в этот период был абсолютизирован самый начальный уровень моды – форма. Модельерам в то время удавалось невозможное, ставить практически всех людей в очереди за «модными формами», который в тот момент считались самыми трендовыми. Лучшими и самыми важными чертами в моде считалась новизна и изменчивость, что отображает фраза Жанна Кокто: «Моде можно простить все, ибо она умирает такой молодой».

Если ты хочешь выглядеть модно, у тебя должно быть все замечательно: длина, цвет, модный покрой… В то время не было других критериев по которым оценивали внешний облик, а самым лучшим комплиментом были слова: «У Вас потрясающий портной». На то время, все самые лучшее портные должны были обладать информацией о самых модных фасонах из Парижа. Ведь именно во Франции творили самые известные метры – Сен-Лоран, Диор, Шанель, а тысячи никому неизвестных портных во всем мире создавали для своих клиентов что-то близкое к высоким парижским стандартам. Все подзаголовки модных журналов того времени были о модных моделях и эскизах, а книги с названием «50 новых фасонов платья», например, были бестселлерами. Это время не случайно называют «Золотым веком высокой моды». И не зря, ведь ни в какое другое время кутюрье не становились такими известными, клиенты – такими послушными, а мода такой понятной и чистой.

Если полистать старые семейные альбомы и найти фотографию, например, выпускниц училища 1967 года, то можно заметить, что абсолютно все юные модницы одеты одинаково. Почти на всех кримпленовые платья выше колена, лаковые туфельки на каблуке 5 см. с носком формы каре. Почти у всех на голове так называемая «бабетта», широкая черная стрелка на глазах и яркая перламутровая помада на губах. И только для 4-5 девушек это действительно подходит, а остальных можно назвать жертвами моды, так как стильные на то время формы им не совсем подходили.

образ, театр

 «Диктатура» моды, которая присутствовала на то время, насаждала некую дискриминацию, хотя с другой стороны создавала иллюзию равенства. Модные формы - это были не просто картинки в известных журналах, а скорее были предписанием обязательным для исполнения. Все должны были следовать модным формам и ты, и твоя сестра и даже твоя учительница.

Теперь вернемся в ХХІ век. Что модно сегодня? Да абсолютно все. Для того, чтобы убедится в этом, возьмем, к примеру, длину юбки. Раньше длина платья или юбки считалась барометром моды. Что касается нынешней моды, модно ли сейчас носить мини? Конечно да, ведь без мини-юбки не обходится никакое диско. А что насчет макси? А что насчет юбки, которая едва прикрывает колено? Это ведь классика, она всегда была и останется. Что можно сказать и про миди, ведь юбки такого фасона идеальны для романтического свидания. Не будем рассматривать все варианты длины юбок, ведь какую не затронь – все они модны в наше время, если к ним правильно подобрать обувь и аксессуары. В наше время, модную длину женщина узнает перед своим зеркалом, а не из глянцевых журналов.

имидж дизайнер, стиль

Что касается современной «вседозволенности», то она формировалось на протяжении долгих лет. В 20-е годы была очень модной длина по колено не только на юбки, пальто и костюмы, но даже на свадебные и вечерние платья. В 30-х годах такая длина считается старомодной и появляется миди. В 60-е модно носить мини, а в 70-е опять миди, которое называют «ретро». И когда круг замкнулся, так как каждая длина уже была в моде, в середине 90-х дизайнеры приходят к  одному правильному решению – что каждая длина по-своему модная и оригинальная. За последние 100 лет каждая длина была модной, поэтому на данный момент не существует четких ориентиров на длину.

Индивидуальность

Если открыть журнал Burda Moden 1970-х годов, то мы точно найдем слова приветствия от главного редактора и такие слова «Дорогие женщины! Прежде чем искать выкройки в этом журнале, вам следует выбрать свой стиль. Сегодня в моде такие стили:….». После этого был перечень всех модных на тот момент тенденций. Каждый стиль – это совокупность конкретных форм. Например, элегантный стиль – это прямая юбка, жакет, туфли-лодочки, стрижка «паж». Романтический стиль – это воланы, кружева, шифоновое платье, босоножки, завитые локоны до плеч.

Но главное не это, а то, что женщина имела право на выбор того, что ей нравилось, даже если выбирать приходилось всего между четырьмя-пятью вариантами. Таким образом, стиль стал вторым в списке описывающем отношение моды и человека.

имиджмейкер

Однако правильное отношение к моде у людей появилась не из-за журналов или портных, а благодаря широко распространённых на то время субкультур, что появились в Америке и Европе. Байкеры, теддибойз, стиляги, битники, хиппи – именно они отвоевали свое право на индивидуальность не только в стили жизни, но и в одежде. Именно благодаря этим молодым людям, в 50-е и 60-е года появилась мода или как ее называли масс-медиа – антимода.

любовь фартушная

краснодар

москва

Но сами представители уличной моды не считали свой прикид модным. Длинные волосы, кожаная куртка, «битые» джинсы – это все было скорее революционным стилем, знаками протеста против стандартов жизни, буржуазных родителей. Люди смогли самостоятельно выбирать свой стиль, который в то время был аналогичен выбору отправиться на баррикады.

Модная индустрия быстро использовала эту ситуацию для своих целей, сделав таким образом «стиль» главной категорией моды в 70-х годах. На смену модным в то время бестселлерам с выкройками, пришли издания, которые демонстрировали модный стиль. Возможно успех Энне Бурды тоже заключался в умении разговаривать со своими читателями на языке стиля. Главными производителями стильной одежды, вместо портных стали фирмы, что производили готовую одежду, а дизайнеры из Парижа начали называть себя не кутюрье, а стилистами. С тех времен и главный комплимент стал звучать по-другому: «У вас хороший стиль!». Теперь уже одеваться со вкусом означало уметь правильно сочетать вещи, выдерживать стиль. Героиня фильма «Служебный роман», Верочка, сказала «Сейчас важна такая вещь, как комбинаторность». Самыми важными критериями стиля стала чистота и законченность. Следовало помнить, например, что сумка с длинным ремешком подходит исключительно к брюкам, но не к английскому костюму, а джинсы нелепо смотрятся с пиджаком, зато красиво с кожаной курткой, также как нелепо надеть спортивную обувь к романтическому платью. Эклектика, или другими словами, смешивание стилей считалась высшей точкой безвкусицы и была также недопустима, как старомодность.

имидж студия

Если раньше необходимо было угнаться за новыми модными формами, то теперь важно уследить за сменой стилей. Два - три сезона и уже на смену «фолку» приходит «ориент», «сафари» меняется на «джоггинг». В то время, стили менялись также быстро как формы.

Но какие стили модны в наше время? Ответ очень простой – все. С ними произошло то же что и с модными формами. Все стили вернулись и активно используются: от фолка до афро, от минимализма до гламура, от хиппи до рейва, а также все ретростилизации с прошлого века до 1980-х. Современная мода использует около ста стилей и мотивов, которые использует современная мода. Некие из них могут приобрести большую коммерческую остроту в пик сезона, другие могут ненадолго уйти «в тень», но все они остаются актуальными сегодня. Но главной идеей с 70-х годов есть то, что всю одежду можно смешивать, вариантов как выглядеть стильно есть очень много.

Борьба за возможность альтернативы, началась со времен хиппи еще 40 лет назад и наконец-то завершилась. Теперь вместо четких директив от сезона к сезону осталось лишь право на индивидуальность. Но добившись свободы, она стала для нас  хаосом, так как существует проблема выбора из такого большого диапазона...

Современный взгляд на имидж...

Но то что мы поспешно назвали хаосом стало переходом к новому порядку. Уже к 1990 годам мы доросли до самого высшего отношения к моде. Этот третий уровень отношения называется ИМИДЖ. В переводе с английского имидж означает «образ».

«У вас стильный имидж» - самая высшая похвала для современной модницы. Но это не просто мода, а умение быть неповторимой. Ведь если мы говорим об имидже, мы подразумеваем не только красивый ухоженный вид, прическу, обувь, одежду и аксессуары, но и самого человека и его умение себя преподнести. В имидже важно все: походка, голос, манера правильно себя вести, социальный статус и отношение к жизни.

творчество

Заметьте как сильно изменились иллюстрации в модных журналах. Вместо уже давно надоевших статичных фото с заголовками, например, «Модные костюмы на осень», теперь размещают имиджевые фото.

Разбираться в нынешней моде совсем не просто. Сегодня необходимо владеть всеми теми тремя уровнями отношения к моде, следить за модными формами, ориентироваться в стильных имиджах, следить за актуальными стилями. Игнорировать коммерческую моду – это конечно же не правильно, но становить рабом тоже не верно.

Конечно же, некоторые стили и формы становятся актуальными в определенный сезон, а в дамских журналах можем встретить заголовки типа «Если у Вас есть мини-юбка – выбросьте ее», « В этом сезоне модно носить миди» и т.д. Не считайте этот призыв директивой, а постарайтесь воспринять это как коммерческое предложение.

Отвечая на главной вопрос, «что же сегодня в моде?», с уверенностью утверждаем, что главное – это индивидуальность, в моде то, что Вам идет, в моде Вы сами.

С вами, как всегда я, Любовь Фартушная, имидж-дизайнер, эксперт модной индустрии, кандидат педагогических наук.

Комментарии (28)
Beads + 05.08.2014

Содержательная статья, спасибо!

Всем приветик! Девочки начинаю цикл статей "Дизайнеры двух рубежей".{#} Встречайте сегодня Мэри Куант (MaryQuant)

Алена 03.08.2014

И всё таки я хочу еще раз поблагодарить Любу за статью, мне очень понравилось :)

Irina (DUSHEVNOEMILO) 03.08.2014

Спасибо большое! Отличная статья! Прекрасно, легко читается!

В любой модной тенденции можно найти для каждой женщины нечто модное и индивидуальное одновременно! Всю жизнь так делаю! А в школьные годы всегда была первой модницей! Шила себе и подругам! Сейчас все больше брендовые банальности...и дресс-код.{#}

И вам всем спасибочки!

Всем хорошего настроения!

Спасибо!

Спасибо!Очень было интересно почитать!{#}

Люба, мне ваша публикация понравилась! Думаю, что после "развала " высокой моды, наступит крах массового производства одежды, как таковой. А что,можно пофантазировать? Выбрал любую форму,стиль- "кнопочку нажал" и-получите! А кому имидж новый , для работы, или ещё зачем - другую кнопочку. А?

Да и такое вполне может быть! Мы же сейчас создаем имидж людям, а потом вполне роботы смогут все, но там нет души.... {#} Надеюсь хоть до стирания в различии полов, на нашем веку не дойдет{#}

интересная статья {#} я моде никогда не следовала, всегда то что идёт и нравится самой. ну а по поводу моды в моём направлении рукоделия, то она вечна и очень востребована {#}{#}

Девочки, спасибочки вам! Очень приятно, когда бываешь полезен!{#} Я очень люблю свою работу, она мне заменяет всё...и хобби...и отдых... Все статьи мои авторские, из собственного опыта, вывода и анализа.{#}

Всегда с жалостью смотрела на "жертв моды" - вроде и не идет что-то человеку, или очень неудобно, но надо же по моде одеться! Никогда вслепую не следовала моде)))

Hm-home 02.08.2014

Хе хе )) сколько бальзама на женские душевные раны, даже если это не так - все равно это стоило написать ))) хорошо читается, спасибо...

Antiquite 02.08.2014

Читала с удовольствием и прямо обрадовалась, когда в конце увидела подпись и поняла, что текст оригинальный! Спасибо!

Совершенно согласна с Norgi. Мода - рекомендации. Им можно следовать или просто иметь в виду, используя пару элементов в своём гардеробе. Гораздо важнее научиться понимать и находить гармонию в облике из того, что у вас уже уже есть.

То есть - быть стильной. Это целая наука...Ей нужно учиться долгое время.

И отличники здесь не все, к сожалению...

Norgi 02.08.2014

"Есть особый шик - не следовать моде".

Поэтому просто ношу и делаю то, что нравится. Острой необходимости разбираться в моде (или там в кластерном анализе) нет, и прекрасно. Не в этом счастье.

Ирина Шварц 02.08.2014

Я ей не следую:)){#}

Lisunya Muraska 02.08.2014

Спасибо за статью. Статья очень хорошо написана. Интересно было прочитать.{#}

Спасибо за прекрасную статью с глубоким анализом и замечательными рекомендациями :-)
FA 02.08.2014

Спасибо большое, Любовь, за интересную публикацию! {#}

"Людмила Прокофьевна - хипстер" спасибо за утренний позитив, хожу улыбаюсь)))

А платьице синенькое с четвёртой картинки очень даже ничего {#}

Marina Scrap 02.08.2014
Спасибо, прочла легко и с интересом) Сразу видно, что писал эксперт!
SatoriInna 02.08.2014

Отличная статья! Читается очень легко, интересно. Сама же я люблю многообразие, что-то из разных "эпох",так сказать) Терпеть не могу все ультрамодное и обожаю вечное. Но безоговорочно мне идут только вещи в стиле 50-ых! Вот просто всёвсёвсё!!! 50-ые я люблю горячо и нежно, а муж - нет) Просто терпеть не может)

Любовь, спасибо! Прекрасно написано! Давно уже поняла, что модно всё, что идёт, главное найти своё. Из Вашей статьи поняла почему. И про уровни моды - интересная идея, В голове появляется вопрос - а какая ступень следующая? :)

И Вам спасибо! А следущая ступень, пока не известна, все что было модно, уже было всё! Интересно, было бы узнать, что о нас будут говорить в 22 веке). Это если Вы об этом{#}. А если о ближайшем десятилетии, уже готовлю тенденции, думаю осенью допишу.

Kavizina Галина 02.08.2014

Любава,спасибо !{#}

Спасибо!

Великолепный анализ! С удовольствием почитала и теперь в моей голове относительно моды установился мир и покой) Давно уже ношу то, что мне нравится и идет, но где-то внутри все равно грыз червячок, что не слежу за модой и не совсем в курсе "чего сейчас носют". А теперь все в порядке - я в струе!{#}