Магический реализм Хоппера

В современном мире, с его суматошным,  быстрым темпом, мы уже привыкли к изображениям, которые как мышеловки для глаз – созданы по всем правилам психологии и маркетинга. Они притягивают взгляд, сразу привлекают внимание, действуют сразу же - как сильный наркотик – это и реклама, и репортерские фотографии. И в этом потоке можно пропустить и просто не заметить, посчитать пресными и пустыми изображения иного рода. Они возможно не так красивы и уж точно не вызывают мгновенных типовых безусловных эмоций, в отличие от первых, но именно они – настоящие и живые.

эдвард хоппер

Свое неповторимое видение мира в картинах создал художник Эдвард Хоппер. Картины Хоппера – это отстраненный взгляд на повседневность, взгляд откуда-то сверху, со стороны, взгляд скучающего и безумно одинокого случайного прохожего. Огромные пустые пространства, равнодушные поверхности  стен, незаконченные жесты, все очень философично,  кинематографично и немного меланхолично. Вся его живопись пронизана атмосферой пустоты.

На картинах Хоппера с первого поверхностного взгляда вроде бы отсутствуют все внешние атрибуты, способные привлечь внимание зрителя – ни тебе сложной композиции, ни какой-нибудь невероятной цветовой гаммы. Его картины можно даже назвать скучными, монотонными, однообразными, очень лаконичными. Однако загадка его картин в том, что стоит начать их рассматривать – и они начинают тебя завораживать и надолго потом оставляют в задумчивости. Тончайшим образом согласованы цвета окружающих зданий, неба, случайные жесты случайных прохожих, отсутствие лишних деталей и некоторое нарушение композиции дает огромный полет фантазии.

Картины Хоппера как кривое зеркало, в осколках которого отражается вся Америка. Он изображает обыденность, серый и скучный мир, но он не «выписывает» этот мир до деталей, а как бы намекает, что существует иная реальность, которую невозможно выразить доступными живописи  художественными средствами. И эта недосказанность заставляет домысливать сюжет самостоятельно. Композиция в его картинах крайне минималистична, а статичные сцены, лишенные действия, вызывают ощущение легкой тревоги – застывшего времени, подлежащего уничтожению, как в «Лангольерах» Стивена Кинга.

Люди, изображенные на полотнах Хоппера, как правило, неподвижны, задумчивы, грустны, смотрят куда-то в сторону, думают о своем и как будто ждут чего-то. Таинственное ожидание важного события, которое так и не происходит.Гробовая тишина практически безлюдных пространств, окраины и пустыри, «линчевские»  ночные интерьеры, заброшенные дома, «хичкоковские» здания в викторианском стиле, «джармушевские» статичные зарисовки города – все это как метафора постоянных и безрезультатных поисков чего-то. Это похоже на спектакль, который мы смотрим не сначала и вряд ли увидим финал. В лучшем случае – одно из действий. Никудышные актеры и бездарнейший режиссер. Как будто мы сквозь щелку подглядываем за чьей-то жизнью, в которой пока ничего не происходит. Ну а разве в обычной реальной жизни часто что-то происходит?..

картины

магический реализм

Комментарии
Комментариев пока нет