Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Такие разные гранаты. Часть 4

Такие разные гранаты. Часть 4

Виды творчества:   Разные виды творчества

Гранат Малайя

Название граната Малайя происходит от созвучного слова языка суахили, означающее "переменчивый", "неверный", "покинувший семью"... Вероятно, название связано с древней традицией, существовавшей у некоторых южно-суданских племен.. Если муж хотел выгнать жену, он давал ей такой камешек... И женщина становилась свободной, о чем и сообщал окружающим ее гранатик.

Цветовая гамма: Зеленовато желтый, желтый, желтовато оранжевый, оранжевый, оранжевато красный, красный, красновато пурпурный, пурпурно красный.
Коэффициент преломления: 1,73 - 1,81
Химическая формула: [Mg,Mn]3Al2(SiO4)
Твердость: 7,0 - 7,5
Плотность: 3,65 - 4,20
Тип кристаллической структуры: Кубическая
Происхождение: Кения, Танзания, Судан, Мадагаскар.

Малайя — название, данное группе драгоценных камней из семейства гранатов. Малайя могут совпадать по цвету с другими более известными представителями гранатового семейства, но отличаются от всех остальных разновидностей гранатов по своим геммологическим характеристикам. Изначально представляющие из себя смесь спессартина и пиропа с небольшой долей гроссуляра, гранаты малайя обладают цветовой гаммой и геммологическими характеристиками, пересекающимися с соответствующими показателями гроссулярита, родолита и пиропа. Некоторые гранаты малайя способны заметно изменять цвет при переходе с дневного освещения на искуственное, что, вероятно, обьясняется присутствием следовых количеств хрома и/или ванадия.

Можно ли относить известные гранаты с сильным эффектом смены цвета к группе гранатов малайя — пока окончательно не решено. Это должно проясниться в результате исследований, проводящихся в настоящее время.

Месторождения гранатов малайя, имеющие коммерческое значение, находятся в долине Умбра в Кении, на севере Танзании, юге Судана и на юге Мадагаскара в районе Бекили. Крупные кристаллы попадаются крайне редко, и в основном сырой материал очень мелкий (до 1,0 -1,5 карат).

Гранат малайя иногда очень сложно визуально различить с одной из форм гроссуляра — гессонитом. Это возможно из-за того, что у обеих разновидностей граната может быть совершенно одинаковый цвет, а значения индекса преломления и плотности очень сильно перекрываются. Специфика идентификации граната малайя (пироп-спессартинового граната) обычно требует проведения химического анализа в тех случаях, когда при ислледовании под микроскопом не заметны типичные для гессонита включения, позволяющие исключить вариант принадлежности образца к малайям. Гранат малайя содержит значительные количества Mn и Mg со следами Fe и Ca, в то время как гроссуляр гессонит не содержит Mn и Mg, но содержит значительное колечество Ca.

Наиболее прост и эффективен метод спектрального анализа, но, к сожалению, только немногочисленные хорошо оборудованные геммологические лаборатории могут использовать для идентификации граната малайя ИК-спектрометрию и методы рентгенфлюоресцентной спектреометрии. Инструментальные рекомендации GIA: FTIR (Fourier Infrared Spectrometer) и EDXRF (Energy Dispersive X-Ray Fluorescence Spectroscopy).

гранат

гранат малайягессонитспессартин

Гранат Спессартин

Цветовая гамма: Оранжевый, желтый, коричневый
Коэффициент преломления: 1,79 - 1,81
Химическая формула: Mn3Al2(SiO4)
Твердость: 7,25
Плотность: 4,14 - 4,20
Тип кристаллической решетки: Кубическая
Происхождение: Германия, Шри Ланка, Бирма, Нигерия, Мадагаскар, Танзания, Кения, Мозамбик, Канада

Спессартин отличается исключительно высоким коэффициентом преломления света, благодаря чему он невероятно ярок и обладает великолепной игрой. Спессартит ювелирного качества всегда был и остается очень редкой формой граната. И хотя в последние несколько лет спрессартин был найден сразу в нескольких странах - в Нигерии, Кении и Мозамбике, находки его остаются очень спорадическими. Коммерческой добычи спессартина нигде в мире сейчас нет, в последние 2 года вообще нет никаких новых поступлений из Африки.

Цены на спессартин на протяжении последнего десятилетия оставались на их абсолютном историческом минимуме, но в 2010 году начали постепенно подниматься из-за истощения запасов ограненных камней и ограночного материала.

Камни весом более 2-х карат исключительно редки даже на фоне общей редкости ювелирных спессартинов..

Гессонит

Цветовая гамма: Желтый и оранжевый коричневатых тонов
Коэффициент преломления: 1,72 - 1,74
Химическая формула: Ca3Al2(SiO4)
Твердость: 7,25
Плотность: 3,65
Тип кристаллической решетки: Кубическая
Происхождение: Шри Ланка, Мексика, Бразилия, Канада, Мадагаскар.

Гессонит — ювелирно значимая разновидность минерала гроссуляра. Самая малоизвестная из используемых в ювелирном деле разновидность граната. Как минерал сам по себе не представляет редкости, но ограночного качества материал находят изредка практически только в одной шахте на Цейлоне.

Очень своебразный гранат, обладает уникальным типом аморфных микровключений, выглядящих под микроскопом как растекшаяся в камне патока. Именно это придает гессониту удивительный "стеклянный" вид. Эти же включения в значительном количестве снижают твердость гессонита, в некоторых случаях - до 6.5, и затрудняют его огранку.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Уважаемые мастера и немастера!

Вы можете задавать любые вопросы о драгоценных камнях и на геммологические темы. Убедительно прошу лишь вопросы, не связанные с конкретной публикацией, задавать в специально созданной теме в моем личном блоге.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email