Обновление пароля

 >  >  >  > Заготавливаем иван-чай.

Заготавливаем иван-чай.

Заготавливаем иван-чай. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В прошлом году я впервые попробовала заготовить этот русский чай. Нашла в интернете мастер-класс по заготовке иван-чая и сделала все как «доктор прописал». Но…, получилось не совсем то, что хотелось. Цвет заваренного чая был слабеньким и напоминал почти белый чай. На мое счастье на очередной ярмарке мне встретился продавец этого чая. Тут же и наливали на пробу стаканчик чайку. Вот это был именно ОН! Я сразу стала выведывать секрет приготовления напитка. Оказалось все просто. И я поделюсь с вами. Конечно, я позже тоже нашла и этот рецепт и нового для многих я не расскажу. Но просто мне захотелось напомнить, что вы еще не опоздали – сбор чая продолжается до августа. А тем более с нынешним запоздалым летом вопрос еще актуален.

     Копорский чай – традиционный русский чай, который готовится из кипрея узколистного. В позапрошлых веках Россия снабжала иван-чаем всю Европу.

   Этот чай – уникальный напиток, богатый флавоноидами, дубильными веществами, пектином, органическими кислотами и витаминами. По количеству микроэлементов он «обгонит» все остальные напитки!

  Копорский чай имеет довольно богатую историю. Так как китайский чай появился в России лишь в начале ХVII века и стоил на то время очень дорого, ему нашли альтернативу, а именно «Иван-чай», который по вкусу напоминал субтропический чай. Основным местом заготовки этого чая стало селенье Копорье (под Санкт-Петербургом), поэтому напиток «Иван-чай» стали называть Копорским чаем. Позже этот напиток стал неотъемлемой частью российского экспорта и за границей получил название «Русский чай». Во многих странах Копорский чай отодвинул индийский на второе место. Производство Копорского чая прекратилось из-за того, что Ост-Индийская чайная компания, финансовое могущество которой было подорвано, обвинила русских в том, что их чай вреден для здоровья из-за белой глины, которой его перетирают! Таким образом, конкурент был убран, а Копорье было разорено. К счастью, на этом всё не закончилось! Копорский чай был воспроизведен по старым рецептам.

Иван-чай дарит нам:

  • Профилактику злокачественных и доброкачественных новообразований;
  • Усиливает потенцию;
  • Эффективен при заболеваниях мочеполовой системы (мощная профилактика простатита);
  • Рубцует язвы желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • Повышает иммунитет к респираторно-вирусным инфекциям;
  • Профилактику кариеса;
  • Улучшает состав крови;
  • Уменьшает интоксикацию организма;
  • Снимает пищевые и алкогольные отравления;
  • Восстанавливает силы при истощении;
  • Применяют при камнях в печени, почках и болезнях селезенки;
  • Укрепляет корни волос;
  • Витамина «С» в «Иван-чае» в 6,5 раз больше, чем в лимоне;
  • Устраняет головную боль;
  • Нормализует давление.

   Иван-чай не содержит кофеин, противопоказанный многим людям, щавелевую кислоту. Вследствие этого чай, приготовленный из этого растения, не нарушает обмена веществ.

    Сбор проводят во время цветения (обычно листья и нераспустившиеся бутоны заготовляют отдельно). 

   Ну что, поехали за иван-чаем?

иван-чай

  Выбираем красивую полянку и приступаем к сбору листьев. Обхватываем ствол растения одной рукой под соцветием и придерживаем его, а второй рукой скользя вниз по стволу, собираем листочки. Совсем до основания собирать листья не нужно, верхние будут полезнее и сочнее. 

мастер-класс

чай

  Можно собрать и цветочки для большего аромата. Но сушить их будем отдельно и потом добавим в готовый чай. 

русский чай

Дома промываем листочки.

кулинария

копорский чай

Выкладываем их на сухую ткань  и слегка просушиваем от влаги в тени в хорошо проветриваемом месте. 

 Во многих мастер-классах пишут о ручной обработке листьев – скручивание в трубочки. Так я и делала первый раз. Но по этому методу мой чай не удался. А вот как мне посоветовали – прокрутила я его через мясорубку. И процесс прошел удачно. 

  После прокручивания, чай выкладываем в эмалированную посуду слоем 2-3 см. Накрываем влажной тканью и оставляем при температуре около 25-28 градусов на часов от 5 до 10 для ферментации. Время определите сами опытным путем. Я периодически листья ворошила. На своем опыте скажу, что при передержке у меня чай стал липнуть к рукам – пришлось добрую порцию выбросить. Сначала листья имеют запах свежескошенной травы. Но после ферментации запах меняется на цветочно-фруктовый. Если ферментация прошла неудачно, листья приобретают запах дешевого чая. Так что, будьте внимательны.

После того как листья приобрели фруктовый аромат, выкладываем их на противень и при 100 градусах сушим в течении минут сорока. Это прогревание до горячего состояния необходимо для ускорения ферментации, при которой часть нерастворимых неэкстрагируемых веществ растительной ткани превращаются в растворимые и легкоусваиваемые. Это те вещества, которые дают вкус, запах и цвет чая. (Так пишут знающие люди). 

После сорока минут томления включаем средний огонь и, постоянно помешивая деревянной лопаточкой, доводим лист до сухого состояния. Аккуратно ! Не сожгите. А то чай палёным будет.

 Вот здесь видна разница в цвете уже высушенного чая и еще сырого.

Наш чай практически готов. Хранение: как и настоящий чай, копорский требует плотной упаковки при хранении - лучше всего в стеклянных банках с полиэтиленовыми крышками. Товарной кондиции копорский чай достигает примерно через месяц хранения, а в дальнейшем его свойства, как и у настоящего чая, ещё больше улучшаются. Высушенные цветки также дают прекрасный напиток.

По внешнему виду - это обычный черный крупнолистовой чай, однако с приятным своеобразным запахом. При заваривании Иван-чай даёт хороший цвет и приятный запах, а при увеличении дозировки приобретает интенсивный цвет и терпкость наподобии привычного чая.

Что интересно, заварка Иван-чая не окрашивает зубную эмаль, да и вообще удачно сделанный иван-чай гораздо вкуснее индийского или цейлонского. По свойству напиток иван-чая занимает как бы промежуточное положение между чёрным и зелёным по крепости и целебности. А если в этот чай добавить цветы, сушеные ягоды и плоды, то цены ему не будет ! 

 При заваривании иван-чая я добавляю сухие листья мяты и мелисы. Запах!!!!  А главное – польза!  Приятного чаепития!

  На просторах интернета конечно много разных мастер-классов по приготовлению иван-чая и с разными нюансами. Ну а я описала способ, который попробовала сама. Желаю всем здоровья!

   Кстати, чем вы моете посуду на даче? Хочу напомнить бабушкин способ. Добавляем порошок горчицы в воду и не нужно никакой химии, обезжиривает получше  Fairy  даже в холодной воде и действует как обеззараживающее средство.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email