Славянские рубахи. Сапожковая рубаха.

Славянские рубахи. Сапожковая рубаха. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте, мои дорогие друзья!

Сегодня хочу немного рассказать об истории создания женской славянской рубахи и, в частности, сапожковой рубахи, которая представлена в моем магазине http://www.livemaster.ru/item/5908531-odezhda-slavyanskaya-sapozhkovaya-rubaha.

Много сотен лет русский человек считал рубашку одним из самых главных и важных предметов одежды. «Рубаха» — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.

С рубашкой у русского человека было связано множество примет: свою рубашку нельзя было продавать, потому что вместе с ней можно было продать своё счастье. Испортив рубаху, можно было навести порчу на её владельца. Свадебной, венчальной рубашке приписывались целебные свойства.

Крестьянские женские рубахи XVIII, XIX и даже начала XX века удивляли ценителей традиции и красоты: зачастую они украшались вышивками и были настоящими произведениями искусства.

сапожковая рубаха, славянская одежда, славяне, русская рубаха, женская рубашкаТрадиционно одежда делилась на будничную, обрядовую и праздничную. Будничные рубахи делали из простых тканей и украшали скромнее. Обрядовые рубашки шили из качественного холста или дорогих тканей, и в них дольше, чем в остальных, сохранялись архаичные крой и вышивка.

До XX века в деревнях сохранялась традиция на сборы урожая и общие покосы надевать жнивные, покосные рубахи. Костюм просватанной девушки и свадебная одежда в некоторых местах достаточно долго сохраняли древнейшую рубаху - долгорукавку.

В крестьянской среде всегда следили за модой, поэтому праздничные рубашки шили из новых дорогих тканей нередко с использованием городских элементов кроя и украшения; рукава праздничных рубашек, как правило, были очень пышными. В воскресные дни, собираясь в храм, всегда старались надеть чистую праздничную рубаху.

Русские женские рубахи были цельными и составными. Цельные рубашки шили из целых продольных, чаще четырёх, полотнищ ткани. Их называли по-разному: исцеленница, целошница (Архангельская губ.), проходная (Вологодская губ.), цельная, одностенная (Калужская, Орловская губ.). В XIX веке такие рубахи встречались нечасто, в основном как обрядовые свадебные или погребальные. Составные рубахи разделялись на верхнюю и нижнюю часть. Верхняя часть (на севере её называли «рукава», «воротушка», на юге - «станушка», «чехлик») была видна из-под сарафана или понёвы, поэтому её делали из качественной льняной или конопляной, а потом и хлопчатобумажной или шёлковой ткани. Нижнюю часть (на севере - «стан», на юге - «подстава») шили из плотного домотканого холста. Большинство рубах XIX-XX века были составными. Крой женских рубах чрезвычайно многообразен. В большинстве случаев они кроились весьма экономично, при этом почти не оставалось обрезков-отходов, так как модулем кроя являлась ширина ткани. рубаха, славянская рубаха, русский стиль, женская одежда, женский стиль

      В XIX - начале XX века был широко распространён крой рубахи, при котором в образовании ворота участвовали перед, спинка и широкие рукава. Рубашки такого кроя называют бесполиковыми. Они, как правило, шились из широких покупных тканей (кумача, коленкора, ситца и других).  Бесполиковые рубахи носили с круглыми сарафанами позднего кроя. Придумали такой крой рубахи в г.Сапожок Рязанской области, откуда и пошло название рубахи – сапожковая.

Документальных данных, которые прямо бы указывали на дату основания города Сапожка, пока не обнаружено. Трехсотлетие его было официально отмечено 22 мая 1905 г.

За дату основания города был принят 1605 г. - последний год царствования Бориса Годунова, по повелению которого якобы и был основан Сапожок. Дата, принятая за дату его основания, является довольно условной. Такой вывод делает Н. В. Любомудров в статье "Местно-географические древности в Рязанской губернии":  "Основание Сапожка приписывается царю Борису Годунову, после чего он действительно упоминается по разрядным росписям 1615 года в числе пограничных украинских укреплений. Но, вероятно, Сапожок существовал ранее и Годуновым был только возобновлен; в писцовых Сапожковских книгах 1627-1628 гг. при описании его укреплений показано, что они построены были на городище, т. е. на месте, где еще прежде того существовал город, почему и сам Сапожок называется там Сапожковским городищем".

рубашка, славянский, русский костюм, женская рубахаКто же первым придумал крой сапожковой рубахи, к сожалению, также не установлено. Но это и не важно. Важно, что такая замечательная рубашечка дошла до нашего времени и мы с удовольствием её носим! 

Ваша, СвятоСлава

Комментарии
Комментариев пока нет