Мысли о работе

Мысли о работе | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Всем привет! Давно имею желание оформить в связный текст кое-какие мысли. В первую очередь, пожалуй, для себя, впрочем, вполне вероятно, что это может быть интересно и другим людям.

Мой отец начинал заниматься ювелирным делом ещё в Советском Союзе. Это было время абсолютного дефицита – и информации, и материалов, и инструментов. «Доставалось» все – начиная с учебника Бреполя и заканчивая финишной пастой. Да и то, что удавалось достать, было не самого лучшего качества – плохая наждачка, постоянно ломающиеся пилки, отвратительные надфили и кусачки. И это ведь даже не какое-то крутое оборудование – это самый что ни на есть банальный инструмент. Создание каждого изделия, даже самого незамысловатого, было сродни подвигу. Достал камень качественной огранки? Праздник! Добыл швейцарский напильник? На стенку, под стекло - любоваться. Но была и другая сторона проблемы. Полное отсутствие хорошей ювелирки на рынке позволяло не сильно заморачиваться с идеей, творческой задумкой и художественным значением изделия - пипл схавает. Мне один знакомый рассказывал истории, как он, живя в Москве в начале 90х и имея весьма посредственные ювелирные навыки, раз в неделю делал «какую-нибудь хрень» и её у него с руками отрывали. Даже если он несколько преувеличивал, думаю, общий смысл понятен. Не стоит думать, что я осуждаю мастеров за халутуру или покупателей за неразборчивость – это просто констатация факта. Затем ситуация стала постепенно меняться – поездки за границу, новые книги, журналы, другие источники информации. Стало понятно, что можно работать и по-другому. Покупатель стал более разборчив. Кто-то скажет – «зажрался», а я считаю, просто поумнел и ему уже не втюхаешь китайскую бусину под видом муранского стекла. После появления и широкого распространения интернета утаить что-либо стало совсем невозможно. Меня искренне удивляют люди, которым ещё можно что-то «впарить», «навешать лапшу на уши». Они либо очень ленивы, либо не хотят знать правду. И все-таки, значительную часть покупателей, особенно увлечённых, заинтересованных в том, что они приобретают, уже не обманешь. Они посмотрят мастер-класс по созданию кольца, прочтут что такое лэмпворк, и чем от фьюзинга отличается, и фиг ты им докажешь, что это такая уникальная технология, которой только я владею. Более того, они сами могут попробовать создать что-то, и, кто знает, может у них ещё и лучше вас получится.

И вот, мы находимся в ситуации, когда буквально каждый человек может сам делать украшения – ювелирку, из бисера, проволоки, стекла итд. Такой путь прошла суперэлитарная и закрытая профессия ювелира за каких-то 20 лет. Теперь, как мне кажется, на первый план выходит личность творца, его уникальный почерк, творческий подход к выполнению задач, применение новых технологий и постоянное самосовершенствование.  Ведь когда все, кто покупают твои работы могут сделать так же, не получится состряпать как мой знакомый некую хрень и впарить кому попало.  Мне кажется, задача художника, создающего украшения сейчас (ювелира или лэмпера или бисерщика - неважно), так работать, чтобы человек смотрел на твою работу и говорил – «Блин, я точно знаю, что ты делал это вот так и так. Здесь – ну, наверное, вот так. Но, блин, как? Как ты это сделал?». Это такая игра дразнилка. Ты выкладываешь в блоге «хау ай мэйд ит», поэтапно снимаешь процесс создания работы, в инете горы мастер классов. И ты как-бы говоришь – ну, попробуй, сделай. И это не самодовольство, это – честность. И когда наступает момент высшей похвалы твоей работе – её покупают, ты знаешь – все честно. Человек, приобретающий твое произведение, имеет полное представление о нём, ты показываешь от и до – как, что и почему. И если твоя работа ему настолько нравится, что он готов тебе заплатить за неё – ты достиг цели. Художник должен быть голодным – чушь. Если ты своими работами проникаешь в сердце людей – ты никогда не будешь голоден. Если твои работы никому не нужны – ты просто хреновый художник.

Все чаще у меня появляются работы, которые либо совсем не получится повторить, либо это будет работа «по мотивам». И таких украшений будет все больше. Я, наконец-то, в достаточной мере освоила гальванику, я использую 3д  фрезер и точечную сварку, разные цвета металлов сочетаю в одной работе. Но все это, поверьте, технические мелочи, потому что главное что я хочу – удивлять, радовать, дарить эмоции. Но также я стремлюсь к тому, чтобы люди, купившие мое украшение, получали не только одномоментный всплеск эмоций. Я хочу, чтобы их дети, открывшие коробку с подвеской, заплакали от нахлынувших воспоминаний о маме. Я хочу, чтобы внуки гордились этой коробочкой и показывали своим гостям – «да, так сейчас уже не делают».

Спасибо что прочли, а я пошла творить.

Анна Черных.

ювелирное искусство, анна черных, блог

лэмпворк, ювелирное дело, мысли вслух

Комментарии (10)
Eleo 10.07.2014

Анечка, желаю Вам творческих удач и прорыров! А они точно у Вас будут ибо дорогу осилит идущий и Вы безусловно из таких людей!

Прочла на одном дыхании - видно, что написано от души, также как и по работам видно - Мастер деалет именно то, что умеет лучше всего в жизни, БРАВО! это и есть великий смысл жизни - познать себя..

Аня, отлично написано! Очень точно, емко, не в бровь, а в глаз!

Аня, прекрасная статья!!! Даже, скорее, ессе! Спасибо!

У меня уже есть, что по наследству передать, благодаря Анне! С удовольствием наблюдаю за метаморфозами в вашем творчестве. У вас абсолютно неповторимый подчерк..

Анаечка, доброе утро! А на втором фото это тоже рыбка или какой-то другой кулон, есть ли у меня возможность его приобрести?

Олеся 10.07.2014

Анна, доброго Вам творческого утра))

Эту чудесную рыбку можно заказать или купить?))

Svetlana Salnikova 10.07.2014

Доброй ночи, Анна! Вы написали именно то, что на сердце у Ваших покупателей. Все что есть у меня постоянно перебирает ребенок и думает о чем-то о своем.

А какая рыбка, чудесная, волшебная из сказки. Я мечтаю о такой.....

Мария 10.07.2014
Анна, спасибо за откровенность, за Ваши мысли вслух! Ваше украшение радует каждый раз, когда я на него просто смотрю и я с радостью передам его по наследству дочке!

Анечка, Ваши работы уж точно станут семейными реликвиями! В каждой, даже самой мелкой Вашей детали есть душа и мастерство! И Вы на самом деле не перестаете удивлять! Каждый раз такое удовольствие любоваться Вашими новыми работами и мечтать о том, чтобы хоть как-то прикоснуться к Вашему творчеству... Спасибо Вам за то, что Вы есть, что есть Ваши чудесные работы и что Вы еще и даете другим пытаться сделать что-то интересное!