Радость в красках

  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Живопись

икона

(Ангелы русского севера)

Радость... Не в силах я описать это слово, его значение, смысл. Вероятно, человеку это не под силу. Много раз, в многих вариантах я себе ее описывал, но безуспешно. Я чувствую лишь состояние. Этим она и измеряется.

живопись

(Оранта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери,.)

Так уж сложилось в моей жизни,  практически все начинания я приучился соизмерять с этим состоянием. И вы знаете, это хороший дает стержень. Как-то по-особому все начинает складываться. Радость, она тоже со временем трансформируется и возвышается, становясь прозрачной и едва уловимой. Только уголки губ ее слегка фиксируют, ну и ритм сердца духовного безусловно.

рисование

(работа автора)

Когда я соприкоснулся с иконой, а затем и стал сам писать, то ясно понял, что это целая вселенная, древняя и прекрасная, требующая познания своих орбитальных систем и кистью, и сердцем.

богородица

(Армянская миниатюра — национальная миниатюрная живопись средневековой Армении)

Я думаю, что понимание места иконы в жизни христиан происходит ровно с осознанием и самого христианства. Сначала я делал первые шаги - смотрел, читал, общался, копировал, очень много рисовал, а потом Милостивый наш Создатель подарил мне замечательную встречу с учителем, наставником и добрым другом - иконописцем Виктором Бендеревым. О Викторе я могу говорить бесконечно! Он светящийся радостью, прекрасный,  вдохновенный человек. О, как много людей он вдохновил свой радостью, покорил своей добротой, знанием и заботой! Именно он передал мне самое главное в иконе - светящуюся радость. Это крайне сложно выразить словами, она  просто и непринужденно родилась в моей душе. Я всецело отдал себя в его руки и принял эстафету, не побоюсь так назвать - "светлой иконы".

Как известно, у икон есть свой довольно строгий  канон в отношении цвета, формы и композиции. Связан он, непосредственно, с многовековой  историей развития иконописи, с богословием христианства, "сердцевиной" учения. Поэтому он строг и непреложен. Как и догматы вероучения. Мы, иконописцы, следуем и принимаем в свою душу этот прекрасный аскетический канон, не как сухое правило, а как духовный строй, фундамент, на котором , посредством молитвы и письма, будет воплощен тот или иной  художественный образ. Канон как бы определяет форму будущей иконы, а вот заполнение ее - работа мастера и, разумеется,  Бога. Виктор часто говорит, что как человек молится, так и пишет, так и живет. От жизни самого иконописца и зависит икона.

Итак, человек призван иметь радость по словам Господа: " Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Гл.15:11) Также и икона призвана являть духовную красоту и возвышенную радость, очищенную от мирской примитивности. В этом мы видим главную  свою задачу в  иконописании на данный момент. В этом я чувствую уникальность своих работ.

монастырь

(Византийская мозаика)

Господь дает и силы и понимание, как достигать такой цели  технически. Не огульно, напропалую, а черпая знание из иконописных подлинников древности. Меня, как иконописца, сильно вдохновляют бесценные дошедшие до нас росписи храма Вознесения Господня в сербском монастыре Милешево.православие

Монастырь Милешево – один из самых известных сербских монастырей. Он находится недалеко от города Приеполе в юго-западной Сербии.  Жемчужиной храма Вознесения Господня и всего монастырского комплекса Милешево является средневековая сербская живопись 13 века. Предполагается, что самые ранние и древние фрески в соборном храме были написаны в 1220-х годах предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем, находится на южной стене храма.

 история искусства 

Прекрасный ангел, облаченный в белое одеяние, с широко расставленными крыльями сидит на большом камне. На его лице кротость и смирение. Сидя на пустом гробе Господнем, Белый Ангел как бы возвещает вечную истину о Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. Высочайшая художественность, красота и совершенство изображения Белого Ангела вселяет истинную надежду. «Белый ангел» является символом всего сербского Православия.

Какие прекрасные росписи! Как они обогащают духовный мир иконописца! И смотря на эти образы, я уже не могу писать "темные лики", я вижу Путь и Жизнь, а Истина Христа, таинственно и триедино соединит все в одно устремление - изменить себя ради Любви Христовой...Икона- это проповедь красоты.

(Византийская мозаика)

Как  Божественная Литургия пропитана Духом Божьим, так и икона оживает во время освящения, становится сосудом благодатным, соединяя душу человека с Богом. Получается, что все мы призваны  радостью наполнить все краски нашей совместной жизни...

(Художник Фикос Антониос (Греция). Святой праведный Мелхиседек)

Комментарии (10)

Какие внимательные и умные глаза у Белого Ангела! И на других сербских фресках тоже - просто завораживает.

Спасибо!

Огромное спасибо за чудесную публикацию!

Спаси Господи мои дорогие друзья за столь теплые отклики! Мне как иконописцу крайне важно делиться не только самим творчеством, но, коль есть сейчас возможность, процессами внутренними, ведь они важны не менее. Все должно быть в равновесии и Слово и Образ!!! Буду, по мере сил и возможностей, делиться! Мир Вам{#}

Olga (hobby-patch) 10.07.2014

Бог в помощь! Спаси, Господи!

Спасибо большое за то, что вы передаете личностные ощущения от процесса иконописи!

СПАСИБО!

Спасибо!

Спасибо ! Как приятно и радостно читать такое спокойное и красивое повествование !

Спасибо!

Nadja Anikanova 10.07.2014

Автор статьи проникнут идей Божественного, а это самое главное в иконописи. Проникновенный текст, умиротворяющие картины, иконы. Остается прекрасное впечатление от публикации. Благодарю!