Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Про наш любимый трикотаж

Про наш любимый трикотаж

Виды творчества:   Вязание > Машинное вязание
Шитье > Кройка и шитье
Про наш любимый трикотаж | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В наши дни трикотаж и ручной, и машинной вязки остаётся очень популярным и мало чем заменимым. В то время, как машинному вязанию от роду две-три сотни лет, ручное вязание применяется человечеством на протяжении вот уже нескольких тысяч лет. Где и как это ремесло появилось до сих пор остается загадкой. Некоторые считают, что вязание началась с того момента, когда первобытный человек сделал себе сеть из корней растений. Другие считают, что первооткрывателями вязания было арабские кочевники, которые принесли это ремесло в Европу. Третьи думают, что это искусство возникло в Персии. Но независимо от того, где появилось вязание, оно явилось прародителем ткачества. Принято считать, что вначале вязание было вовсе не женским занятием, но точно этот факт никто установить не может.  

история

«Вяжущая девушка», Адольф-Вильям Бугро, 1869

Слово «трикотаж» имеет французское происхождение (от французского слова «tricoter», которое в переводе обозначает — вязать) и это не случайно — Франция считается родиной всего, что связано с модой и красотой. Именно оттуда распространилась по всей Европе мода на женский трикотаж из джерси: элегантные костюмы, жакеты и платья.

Справка

Трикотаж — это полотно, которое получают путем переплетения нитей с использованием петель. От обычного тканого полотна он отличается тем, что в тканом полотне обязательно присутствуют нити основы и утка, а трикотажное полотно состоит из петель, переплетенных между собой разнообразными способами. Трикотаж вяжут как с помощью различных машин и приспособлений, так и вручную. В отличие от тканого полотна, нити в трикотаже очень подвижны, поэтому трикотажное полотно очень легко тянется, меняет форму и размер, не мнется и хорошо пропускает воздух.

Эволюция трикотажа

Можно с уверенность сказать, что производство трикотажных полотен имеет давнюю и богатейшую историю. Точно датировать возникновение первых трикотажный вещей — задача сложная. Трикотаж не очень долго сохраняется, это не керамика или стекло, поэтому найти что-то уцелевшее при раскопках крайне сложно. По одной из версий, первые трикотажные изделия появились в Египте. Найденный там трикотаж — ровесник пирамид (кстати, благодаря пирамидам и сохранился), датируется III–I вв. до н.э. Это были детские египетские чулки, учитывающие форму сандалий с ремешком после большого пальца, который вязался отдельно, как на варежках. Они изготовлены в так называемой технике Nlebinding (в переводе с датского «связывание иглой») — безузлового плетения с помощью одной иглы и крученой нити. В то время иглы были либо деревянными, либо костяными. За несколько столетий было создано много версий техники Nlebinding, некоторые из которых выглядят как современное вязание. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом. Другая версия повествует о появлении трикотажа совсем на другом крае земли — в Перу.  Уже в те времена носки и чулки вязались так, чтобы хорошо облегать ноги или, по крайней мере, ступни. Первые упоминания о вязаных свитерах найдены в текстах книг XVII-го века. Вязались они только простыми лицевыми петлями. Вязание с применением изнаночных петель стало появляться с середины XVI-го века.

история производства

В средние века вязание находилось под контролем гильдий ремесленников. Вязаную одежду носили богатые люди. С XVI века вязание начало распространяться повсеместно. В эпоху английской королевы Елизаветы в Великобритании были созданы школы вязания. Вязаные чулки стали доступны для бедных слоев населения. Их стали экспортировать в Германию, Голландию и Испанию. В это время мужчины стали носить короткие чулки, что диктовала мода того времени. Самым старым в трикотажной промышленности Англии признано вязальное производство в Дейле (территории в северной Англии), зародившееся в конце XVI века. Информация об этом, в то время еще кустарном производстве, сохранилась в Музее Хос в Уэнслидэйле (местности в северном Йоркшире).

Вязание имеет важное значение в истории Шотландии. В течение XVII-XVIII веков целые семьи были вовлечены в производство вязаной одежды. Рыбаки шотландских островов, где появилось сложное двухцветное вязание файр-исл (fair isle), любили носить свитера. Первый пример этого вязания с замысловатыми узорами, как полагают, появился около 1850-го года. По другой версии, вязание файр-исл появилось в 1588 году, когда испанский корабль разбился у этих островов и команда корабля передала местным жителям новый для них способ вязания. Принц Уэльский носил такой свитер в 1921 году.
В рыбацких свитерах с аранских островов Ирландии тоже использовалась техника файр-исл, в ней определенный орнамент вяжется несколькими цветными нитями. В вязании свитеров использовали и узоры с косами. Во времена французских наполеоновских войн женщины собрались вместе, чтобы вязать носки и варежки для солдат. Эта практика продолжилась и в годы Первой и Второй мировых войн. Многие кружевные узоры, используемые по сей день, имеют французские названия.
В различных частях мира возникали свои виды вязания. Немецкое вязание также имеет давнюю историю. Особенностью некоторых видов немецкого вязания является использование четырех или пять игл. Картина, изображающая вяжущую Мадонну с ангелами, написанная около 1390 года мюнхенским художником (Meister Bertram von Minden (1345-1415), «Визит Ангелов»), также свидетельствует о долгом существовании ремесла вязания.
С приходом промышленной революции были изобретены вязальные машины, и машинное вязание вскоре взяло верх над ручным. Ручное вязание было не способно конкурировать с механическим, и из искусства и ремесла превратилось в обычное домашнее хобби.

Первые вязальные машины

Появление первой вязальной машины овеяно трогательной, романтичной историей. Помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок, чтобы облегчить нелегкий труд своей возлюбленной, которая была вязальщицей. Произошло это в 1589 году. В Европе изготовление вязаных вещей получило широкое развитие в 15-16 в., когда вязание было не только частью домашней работы, но быстро становилось в умелых руках доходной отраслью производства. В 1755 году, некий Кранн изобрел машину работающую с несколькими параллельно расположенными нитями, а еще через полвека была изобретена машина работающая с круглыми «катушками».  

Особым спросом среди аристократии пользовались чулки, введенные в моду сначала при английском дворе Елизаветы I и получившие затем широкое применение по всей Европе. Производство трикотажной одежды начало развиваться во Франции, Великобритании и Германии в конце 18 – начале 19 вв.

«Золотой век» трикотажа

Впервые в высшем обществе о трикотаже заговорили в 70-е годы 19 века, когда английская дама из высшего общества Лили Лэнгри стала носить костюмы, изготовленные из джерси, трикотажного полотна, названного в честь места его происхождения — острова Джерси. Однако светской львице не удалось стать законодательницей мод, и трикотаж не прижился в высшем свете. Общество не сразу приняло трикотаж, как «благородную» ткань, триумф трикотажа произошёл несколько позже, когда на вещи удивительной мягкости и отличного внешнего вида обратила внимание итальянский модельер Эльза Скьяпарелли. Именно с неё началось продвижение трикотажа в мир моды. 

вязаный

Но поистине модным трикотаж стал с руки знаменитой Габриэль Шанель. Трикотажная одежда (платья, джемперы, кардиганы, юбки), которую Шанель создала на основе спортивной мужской одежды, стала классикой моды 20 века. Трикотаж появился в коллекциях Шанель в «английский период» ее жизни — во второй половине 1920-х гг., во время ее романа с герцогом Вестминстерским. Сама она предпочитала носить простой мужской джемпер с фланелевыми брюками и множеством украшений.

Коко Шанель  Коко Шанель

Прошедшее столетие было поистине «золотым веком» трикотажа. С тех пор трикотаж уверенно шагает по самым престижным подиумам мира и по сей день остается на пике популярности.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email