Как человек, к стеклу неравнодушный, я не могла пройти мимо того стеклянного великолепия, которое создали всего два человека — Леопольд Блашка и его сын Рудольф. В их работах соединились лэмпворк, скульптура, ювелирное дело, а еще наука в чистом виде. Вот, конспект того, что мне удалось узнать об этих удивительных мастерах.
Леопольд и, само собой разумеетеся, его сын были потомственными стеклодувами. Леопольд Блашка родился в 1822г. в Северной Богемии, куда перебрались его родители - стеклодувы, долгое время жившие и работавшие в Венеции. Только вслушайтесь! Богемия.. Венеция...! В общем, Леопольд воспользовался шансом, данным ему при рождении на все 200%. В юношеские годы он обучался ювелирному делу, ну а стеклодувное мастерство, видимо, постигал еще в детской кроватке. :) Затем он стал уже самостоятельно изготавливать стеклянные ажурные украшения и глаза для набивных чучел.
А в это время в Европе бушевала научная революция, вернее Эволюция, которую начал Ч.Дарвин, путешествуя вокруг света на корабле "Биггль". Леопольд, который серьезно увлекался естествознанием, не остался равнодушным к научному и системному постижению мира. И в конце 1850-х годов, вооружившись ботаническими книгами с иллюстрациями натуралистов, он начинает создавать модели экзотических цветов, максимально точно приближенных к оригиналу, удачно сочетая ювелирное мастерство с талантом стеклодува. Синтез науки и искусства! Вскоре поступил и первый заказ. Леопольду предложили изготовить 100 стеклянных орхидей для коллекции некоего аристократа Камиля де Роана из древнего госпитальерского рода.
В 1853 году Леопольд Блашка отправляется в долгое путешествие по Атлантическому океану к берегам Америки. По дороге он, реализуя свою страсть к науке, зарисовывает морских обитателей, которых ему вылавливали матросы. И не только зарисовывает , но и препарирует, серьезно изучая внутреннее строение (всем охнувшим сейчас защитникам животных скажу - Леонардо ДаВинчи, Микеланджелло и другие изучали строение человеческого тела и животных не по картинкам в энциклопедиях). В итоге научные изыскания принесли свои плоды. Леопольд создал из стекла коллекцию беспозвоночных. Гидроиды, медузы, морские лилии, полипы, осьминоги, моллюски — каждое существо воссоздано художником с предельной точностью, в мельчайших деталях внешнего строения. Эта серия заложила основы его дальнейшего успеха и дела всей его жизни. Вскоре директор Дрезденского музея естественной истории попросил Блашку изготовить для него несколько морских анемон (актиний).
А в 1876 году поступил еще один большой заказ из Лондона — от музея, ныне известного как Музей естественной истории.
В 1880 году к делу Леопольда присоединился его сын — Рудольф (1857—1939). Они вместе отливали морских беспозвоночных, от которых публика приходила в неизменный восторг.
Впрочем, Рудольф не уступал отцу и в научном энтузиазме. Он принялся изучать флору Центральной Германии, водных обитателей Северного, Балтийского и Средиземного морей. Много позже, будучи уже очень состоятельным человеком, он стал приобретать живых морских беспозвоночных и селить их в специально оборудованном аквариуме в своей дрезденской мастерской. Теперь Блашка могли работать с натуры. К 1888 году каталог работ дрезденских стеклодувов включал более 700 единиц хранения!
Одним из важных поворотных моментов в развитии семейной мастерской Блашка стало изготовление Рудольфом ещё в 1880 году 131 экспоната беспозвоночных для Музея естественной истории в Бостоне. Однажды эти произведения увидел там профессор ботаники Линкольн Гудейл. Он высоко оценил качество предметов и вдохновился идеей создания образцов из такого же материала для Ботанического музея Гарвардского университета. И в 1886 году Гудейл приехал в Дрезден и уговорил обоих мастеров работать исключительно для Гарварда. Проведя дополнительные исследования в области ботаники, а также попутно изобретая новые виды стекла, к 1890 году Блашка окончательно переключились на выполнение Гарвардского заказа, подписав с Университетом эксклюзивный контракт.
До 1937 года Блашка успели сделать более 3 000 моделей 164 различных видов растений. И сейчас ученые из многих стран стремятся в Гарвард, чтобы увидеть это уникальное собрание, в экспонатах которого нет ни единой морфологической ошибки!
Кое-что известно о том, каким образом создавались такие бесценные работы. "Биологическое моделирование» начиналось с подробных зарисовок на бумаге (большинство из них хранится теперь в Музее стекла американского города Корнинга). Затем, используя горелку-лампу, мастера выдували или формировали различные части будущей модели из прозрачного и цветного стекла. Затем части моделей соединяли клеем или сплавляли, обработав термически. Тонкими медными проволочками прикрепляли к телу щупальца, усики, жабры, или тычинки и лепестки в цветах. Иногда применяли бумагу и воск. Блашка были настолько внимательны к деталям, что воспроизводили даже степень прозрачности медуз, толщину покровов и их текстуру (в основном за счет разной степени окраски материала).
Ну а теперь о грустном. Увлеченно работая вместе, отец и сын не брали учеников. И весь их опыт канул в лету. В настоящий момент никто не может с такой же достоверностью и точностью воспроизвести их работы. Думаю, что и состав стекла, с помощью которого они делали свои чудеса, тоже потерян. Для тех, кто никогда не задумывался - стекло бывает очень разным и по химическому составу и по физическим свойствам (мягкоплавкое, тугоплавкое, с разными коэффициентами расширения и т.д.). И многие технологии были утрачены. Так, например, секретом остается состав и сособ получения уникального по красоте небесно-синего цвета стекла готических витражей Шартрского Собора.
Кроме утраченных секретов мастерства, время не пощадило и саму уникальную коллекцию. Во время Второй Мировой Войны Бомба попала прямо в их мастерскую. К тому же были разрушены Дрезденский королевский зоологический музей, где хранилась большая часть их работ.
Ну а теперь, утерли слезы (все же очень много работ сохранилось!), улыбнулись и начали разглядывать волшебство, застывшее в стекле!