С чего начинаются бусики или эссе о совместном творчестве в борьбе противоположностей

С завидной регулярностью на нашей любимой Ярмарке Мастеров появляются полезные статьи о том, как найти свою «изюминку» и с чего начать жизнь на ЯМ, о поиске вдохновения и ловле идей. К сожалению, эти материалы нередко изобилуют бурными комментариями о «плагиате» и конкуренции на грани войны.

Настал момент, когда после двухлетнего литературного молчания появилась возможность изложить собственное видение этих вопросов, основанное на сугубо личном опыте, а не на обобщении чужого мнения. Поговорим о том, с чего начать свой творческий путь и не заблудиться по дороге, а также о плюсах и минусах путешествия в компании.

Надо сказать, что эта публикация, как и предыдущие, написана в идейном соавторстве с Altania. И предупрежу, текст содержит непростительно много букв (краткость никогда не была моей сестрой), а также много фотографий, в том числе «из раннего».

- Добрый день! Могу ли я приобрести у Вас колье «A» и гарнитур «Б» в другом Вашем магазине?»

- Добрый! Колье «А» - Ваше, а по поводу гарнитура «Б» обратитесь, пожалуйста, к мастеру соответствующего магазина.

- А они разве разные???

- Да. Мы – разные. Но вышлем одной посылкой.

бижутерия своими руками

Мы разные. Но, как это ни удивительно, даже после нескольких лет активного пребывания на ЯМ многие здешние обитатели считают нас одним лицом. Вначале мы слегка подыгрывали для усиления интриги, когда надоело, стали активно персонифицировать ники Tatonka и Altania. Но всё равно получаем ироничные ответы, мол, мы-то знаем, это хитрый коммерческий ход, держать два магазина, отличная шутка!

Кроме шуток! Начнём с краткой автобиографии. Что поделать, излишняя скромность - не та черта, которая нас украшает, а до собственных биографов мы пока не доросли.

Автобиография

Тут, действительно, у нас много общего: обе - Татьяны, физ.-мат. школы, дипломы МИФИ, математики, программисты, научные сотрудники в крупнейшем оборонном НИИ, не любим быть в тени во всех смыслах этого слова, предпочитаем яркие цвета, много внимания уделяем своему гардеробу, неизлечимые шопоголички, неисправимые гурманы, руки растут из правильного места, фантазии с избытком, рукодельничаем с детства, страстные «хомяки», обладаем врождённой вредностью, обусловленной национальностями (разными).

К непринципиальным различиям отнесём десятилетнюю разницу в возрасте и разницу в пару размеров одежды при сходных пропорциях. Принципиальные же отличия проявятся по ходу дальнейшего изложения.

Кстати!

Altania – простое сокращение от AlexeevaTatianaNikolaevna.

Tatonka – моё давнее прозвище, полученное от друзей-альпинистов за пристрастие к рюкзакам и фонарикам одноимённой фирмы. Как выяснилось позже, крайне неудачное название для магазина бижутерии с точки зрения любого поисковика.

История

Году эдак в 2008 Татьяну окончательно утомили квадратные метры вышитых крестиком картин и ворох хитровязанных кофточек. К шитью мы заметно охладели, открыв прелести интернет-шоппинга в заморских магазинах. По правде говоря, его освоила Татьяна, я лишь радостно поддержала, тем более что жизнь на чемоданах в родительской квартире по причине затянувшегося ремонта в собственной совершенно не располагала к вдумчивому шитью нарядов для себя любимой. Кроить на полу, выгоняя вечно линяющего кота из-под выкроек, - удовольствие не для слабонервных!

Так на чём я остановилась? Ага. Однажды после примерки свежеполученного летнего трикотажного платья Татьяна почувствовала острейшую необходимость украсить его скучную американскую однотонность бусинками и бисером, кои незамедлительно были приобретены в походе по рукодельным магазинам славного Днепропетровска, города детства. Дело то было в отпуске. И хомяк был в отпуске и оторвался на всю катушку. Домой Татьяна вернулась с пакетами бусин и фурнитуры. И понеслось…

бижутерия

Моим же страстным увлечением того времени был дизайн собственной квартиры. В начале лихих 90-х профессия архитектора, на которую я нацеливалась после окончания художки, казалась совершенно бесперспективной. Я бросила рисовать гипсовые головы и подналегла на математику с физикой, гарантирующие кусок хлеба с хорошим слоем масла в специфических условиях моего города. Итак, возвращаясь к квартире, я точно представляла интерьер своей мечты. Мечта была нарисована в пакете ArchiCAD, освоенном с помощью метода «научного тыка». После виртуальных были снесены и заново построены реальные стены, и начался бесконечный этап воплощения мечты в жизнь.

бисероплетение

Пока, наслаждаясь свободой выбора, я почти еженедельно моталась в Нижний за 180 км, «посмотреть плиточку в ещё одном магазине» и с рулеткой исследовала диваны, доступные во флоке «зеленое яблоко», Татьяна с упоением осваивала сборку украшений. Мне регулярно доставались то бусики, то серёжки, то целый бисерный жгут! И жемчуг! Чешский! Подвесочки-бабочки! Бусинки с цветочками внутриии…!!!

бисерное колье

Однажды в книжном каталоге мне попалась переводная книжка Донателлы Чиотти по сборке бижутерии, которую и подарила Татьяне. О, какими уникальными и совершенными нам тогда казались украшения из неё!

Вдохновлённая успехом предыдущего подарка, я заказала «Плетёные бусины» О. Болтенковой. Открыла книгу и ахнула от изумления: неземная красота! К моему величайшему огорчению, на Татьяну плетёные бусины не произвели никакого впечатления.

Книжка так и осталась у меня, но это уже совсем другая история.

Другая история

Заканчивался 2009 год. В свободное от работы время я продолжала кататься по строительным магазинам области, ругалась с отделочниками, отстирывала одежду от штукатурки, в общем, вела весьма активную жизнь современной женщины, далёкую от мещанских рукоделий при свечах и полноценного сна. И в какой-то момент свалилась. По пути из поликлиники, наверное, под воздействием высокой температуры, тормознула у швейного магазина. Ловя остатки сознания, набрала наобум чешского бисера, уже из машины вернулась за мононитью и иглами, чтобы было чем себя занять на больничном. И понеслось…

На больничном я так и не выспалась. Но зато с гордостью продемонстрировала Татьяне горсть ярко-синих бусин разного размера. Принцип плетения при ближайшем рассмотрении оказался очень увлекательным, и я погрузилась в удовольствие придумывать бусины собственного дизайна.

Окончательную сборку бус на тросик произвела Татьяна. До сих пор иногда их надеваю.

фотографии

Теперь по ночам, как заведённая, я плела бусины. Научилась оплетать бисером шарики. Догадайтесь сами, по какому МК! Подсказка: по МК этого же автора Татьяна училась вязать жгуты.

идеи

Татьяна увлеклась придумыванием орнаментов для бисерных жгутов, в которые нарядилась почти вся женская половина коллектива в институте, возведя их в ранг местного бренда. При этом километры жгутов появлялись в строго установленное время и без ущерба для сна.

творчество

Если Вам суждено заняться тем или иным видом творчества, то рано или поздно назреет причина, когда не «войти в эту дверь» Вы уже не сможете. Но у каждого своя собственная точка отсчёта и своя траектория полёта, если мы говорим именно о творчестве. Наверное, можно ограничиться лишь желанием «делать бусики, как Маша», и даже, вполне вероятно, к её уровню удастся приблизиться, но «Маша» за это же время уйдёт далеко вперёд.

Этап накопления ресурсов, идей, клиентуры

2009-2010 стали годами торжества наших хомяков. Как «ответственная» за интернет-шоппинг, Татьяна освоила ещё и e-bay, поэтому в ближайшем хозяйственном магазинчике начались систематические перебои с пластиковыми коробками с ячейками, в которые мы раскладывали килограммы китайской фурнитуры всех цветов и видов. Наши радостные ночные вопли по поводу очередного выигранного лота китайских «сваровски» с удовольствием разделяли соседи, позитивно стуча в батарею. Что ещё нужно женщине для счастья? Эти килограммы металла, китайского стекла и дешевых камней как олицетворение памятника Хомяку и сейчас с нами, хотя кое-что из той фурнитуры до сих пор весьма успешно используется.

Именно те обширные накопления позволили собирать бусики, ограничиваясь лишь возможностями собственной фантазии, а не недостатком необходимых компонент. Было полезно попробовать многое, чтобы понять, к чему больше лежат душа и руки.

В это время мы перепробовали самую разную сборку, ревностно разглядывая, что у кого придумалось. Не дай Бог, идеи оказывались схожими, или идею, которую ты ещё только вынашиваешь, вдруг видишь уже материализованной. Мы азартно спорили по поводам «это лучше сделать так, а не так!», доказывали друг другу, что «я сделаю это же лучше!». Я объявила себя специалистом по сочетанию цветов и по композиции. Художественная школа всё-таки! Татьяна же считала своим «коньком» свободу от любых канонов: «я в художках не училась, что хочу, то и пою!».

В общем, было не только весело, но и интересно придумывать всё новые и новые бусики.

творческий процесс

Теперь поясню, в чём же для нас сладость интернет-покупок. Мы невыездные за границу. Совсем-совсем. Работа такая. Поэтому радость от обладания «брендовыми шмотками» по адекватным ценам можем получить только таким извращённым способом. А бусы под каждое новое платье или кофточку ставят красивую точку в ярком образе интересной женщины.

Излишки же бус и серёжек довольно успешно расходятся в институте среди коллег и подруг.

Отмечу, что на данном этапе продажа украшений не была самоцелью. Когда идеи «так и прут», новые бусики рождаются на свет в количествах, значительно превышающих личные потребности. Многое раздаривалось, но чаще продавалось, чему были и есть три основные причины:

  1. Для одних людей, подарок, если он стал системой, обесценивает вложенный в него труд (про стоимость материалов здесь не говорим), это нередко приводит к потребительскому отношению к дарителю, что эмоционально неприятно.
  2. Другим же людям приятнее и понятнее заплатить денежку за понравившуюся вещь, чем получить её в подарок, особенно если он без повода, чтобы не чувствовать себя обязанными.
  3. С другой стороны, интересно придумать и сделать такое украшение, за которое не пожалеют денежку, ведь «на халяву и уксус сладкий».

Если Татьяне эти моменты были очевидны, то я смогла понять и принять их не сразу. Несколько сотен за первые проданные, а не подаренные бусы жгли руки, взывая к моей алчной натуре и бессовестной душе… Но, как обнаружилось позже, заметно более ощутимые душевные терзания приносили продажи по ценам, заниженным по неопытности.

Как это было. Бисерные нити

В числе Татьяниных шедевров того времени было и такое колье, ставшее подарком на день рождения её коллеге. Ниточка к ниточке черный бисер набран на коннекторы. Чтобы все бисерные нити получились одинаковой длины, коннекторы прикалывались к дивану. Надеть колье можно вниз бисером или вниз жгутом:

бисер

Вот ещё одно колье Татьяны, где бисерные нити, опять же одной длины, прикрепляются непосредственно к бисерному жгуту. Задачу увеличение диаметра жгута Татьяна тогда решила увеличением размера бисера:

В августе 2010 года Татьяна традиционно отправилась загорать в Крым, не выпуская из рук крючок. Если Вы в конце лета наблюдали на восточных пляжах Коктебеля даму, вяжущую бисерный жгут, то 9 из 10, что это она.

А я, уже вернувшись из месячного похода по Камчатке, накинулась на заскучавший бисер.

От плетёных бусин подустала, турецкими жгутами были осчастливлены все подруги, включая маминых. Результатом очередных ночных бдений стали вот такие бусики. Пока это именно бусы, на колье никак не тянут. Правда, смешные?

Повторяться с вязаными жгутами мне не хотелось принципиально, поэтому очень кстати пришлись запасы китайских «сваровски»:

Здесь впервые опробовано использование не одного вида бисера в нитях, а смеси нескольких цветов бисера и рубки. Плюс идея градуировки длины бисерных нитей, возникшая из духа противоречия: из принципа не буду набирать все нити одинаковой длины!

Конструкция вызвала интерес у зрителей, и несколько экземпляров «осели» у подруг:

Следующей итерацией весной 2011 года стали бисерные нити с градуировкой длины, набранные на коннекторы. Татьяна сваяла целую серию, успешно разошедшуюся в институте, что подтвердило активный интерес к колье с градуированными бисерными нитями, набранными из разноцветных миксов:

Осенью 2011 года я попыталась использовать в колье натуральные и не очень камни, а бисерную смесь (микс) подобрать в тон камню, повторяя при наборе бисера его рисунок:

Надо заметить, в тот момент Татьяна скептически восприняла эту идею. Её больше занимали варианты дополнения бисерно-бусинного колье вязаными жгутами. Получилось колье-трансформер с бисерными нитями. Апофеозом признаю комплект «Самовар», имеющий бесчисленное количество вариантов ношения:

Предвосхитив реализацию моих замыслов, Татьяна выдала колье, где бисерные нити дополнены нитями бусин:

В какой-то момент у меня под рукой не оказалось подходящих шапочек, и придумалось заменить их бусинами с большой дыркой:

Сейчас я скажу крамольную, как, наверное, многим покажется, мысль. Новые идеи, если и летают в воздухе, то не ловятся просто «за хвост».

В моей картине мира они прорастают, как растения из семечка в земле, медленно и трудно. Из подготовленной и удобренной почвы проклёвывается хилый росток, и, если о нём заботиться, выпалывая вокруг сорняки, вовремя поливая и прищипывая лишнее, возможно, я смогу получить красивый цветок.

Ещё один путь – ждать озарения…

Колье с бисерными нитями прошли долгий путь, прежде чем приняли свой современный вид. Это результат негласного соревнования «придумай новенькое» и взаимовлияния, предмет регулярных споров и повод, как это ни грустно, для имевших место обид.

Да-да, Вы не ослышались! Помню, какую обиду я испытала в тот момент, когда Татьяна продемонстрировала мне градуированные бисерные нити, да ещё и из микса: пустила в тираж МОЮ идею! Были моменты, когда мы хватались за ножницы, по несколько дней не разговаривали…

Но разум восторжествовал. Только в комбинации наши «идейки» дали результат, коммерчески успешную идею «колье с бисерными нитями».

Кстати, название «бисерные нити» мы придумали в противовес традиционному «низки бисера» для более точного обозначения этого элемента конструкции.

А нас не выгонят??? Путь на Ярмарку Мастеров

К лету 2011 накопилось некоторое количество непроданных на работе украшений, и Татьяна выдвинула совершенно безумную по своей наглости идею: открыть магазин на Ярмарке Мастеров. Ты что! Мы? В интернете?!! Да никто у нас ничего не купит! Там же МАСТЕРА! Это тебе не хухры-мухры! Очень сомневались, стоит ли вообще «позориться». Но куда это всё девать, вопрошала Татьяна, показывая на бисерный ворох? А мне хорошо, у меня же меньше! Но мы же смелые! Ага-ага…

Потом осознали, что бусы надо не только сфотографировать аж в шести ракурсах, но и придумать для них завлекательное описание. Эту задачу я восприняла с азартом: и с фотошопом дружу, и с литературой. Я же фотограф! Ну и что, что мой жанр – горный пейзаж. В школе стихи писала? Справимся!

Мы пересмотрели множество фотографий украшений на Ярмарке, пытаясь понять, какие фото нам нравятся или не нравятся и почему. Решили, что моё знание основ композиции и Татьянино отсутствие комплексов помогут нам сделать не самые плохие кадры.

Пока Татьяна штудировала в журнале ЯМ статьи о продажах, я примерялась своим объективом к бусикам. Вспомнила всё, что когда-либо читала о предметной съёмке. Пришёл лайт-бокс с ebay. Результаты первых фотосессий с искусственным освещением оказались ужасными. В итоге, наша фотостудия переехала на дачу ближе к солнцу и цветам.

Это было замечательное лето! Всегда был повод увильнуть от прополки и прочих дачных неинтересностей. Складывали композиции из бус и живых цветов, приспособили белые коробочки для придания фотографии объёма. Поначалу я всё фотографировала и фотошопила сама, пока и Татьяна не освоила эти премудрости. Первые фотографии были наивны, но как мы ими тогда гордились!

Совместные фотосессии - вот ещё одна причина, почему нас путают.

Открываем магазин

Мы планировали общий магазин. Такие мелочи, как именно делить оплату карты даже не обсуждали. Принципиальным был вопрос общей концепции, которая у каждого магазина должна быть единой и узнаваемой, как это вычитала Татьяна. При этом для каждой из нас было очень важно сохранить свою индивидуальность. Решили сначала выложить Татьянины работы, посмотреть, «как пойдёт», тем более что я скоро собиралась в отпуск.

И вот настал торжественный момент. Татьяна оплатила карту на 25 работ, и мы сели заполнять профиль, правила и прочие необходимые атрибуты магазина. Спорили из-за каждой запятой, о том, по-русски звучит фраза или нет. Проблемой для нас стал квадратик, вырезающий на превьюшку лишь часть исходной фотографии. Да, надо этот фактор учитывать при съёмке главного фото… Выкладывание первой работы отметили шампанским.

Прошел месяц. Я успела съездить в альплагерь и вернуться. Продаж нет. И вдруг звонок от Татьяны: «УРА!!! У меня купили бисерные нити со жгутом!» Это событие мы отмечали, как день рождения. С шампанским и икрой.

Анна из Питера, открывшая дорогу к продажам на Ярмарке не одному новичку, огромное Вам человеческое спасибо!

В конце августа Татьяна по традиции отбыла в Коктебель. Я ваяла бисерные нити и ждала её возвращения, предвкушая выкладывание и моих работ в магазин. Но этого не случилось. Поразмыслив под шум прибоя, Татьяна решила оставить магазин в личном владении, с чем я категорически не хотела соглашаться. Если бы Вы знали, сколько аргументов мы привели друг другу!

А причина взаимного непонимания была в следующем. Я существо коллективное. Очень часто мне просто и приятно сделать что-нибудь для другого, в то время как лично для себя я даже напрягаться бы не стала по этому же вопросу. Татьяна же позиционирует себя как существо индивидуальное, мол, даже если что-то сама не смогу, то просить никого не буду: «Зависимость – тяжкое бремя, поэтому лучше рассчитывать только на себя».

Здесь могла бы стоять точка во всей этой истории. Но, наверное, с возрастом приходит понимание, что поссориться с человеком навсегда очень просто, и рядом с тобой останется пустота с одной стороны. Мы пережили и этот конфликт.

В октябре были наши последние в 2011 году фотосессии на даче. В частности, только совместными усилиями четырёх рук могла получиться вот такая фотография:

Второй магазин

Свой магазин я открыла в январе 2012 года. Радость первой коллекции с моей работой, тревожное ожидание продаж… И вот также, примерно через месяц, в пятницу вечером я смотрю и не верю своим глазам: в разделе «Продажи» светится число 2. ДВА! Два сразу!!! С бисерными нитями! В моём собственном магазине! Тут я просто обязана опять поблагодарить Анну из Питера! После небольшой переписки она оформила и третью покупку. Как я была тогда собой горда!

Не помню, отмечали ли мы с Татьяной это событие шампанским, но к вопросу об общем магазине уже не возвращались никогда.

Опыт показал, что два отдельных магазина – это наиболее правильное решение в нашем случае, когда имеет место не только вопиющая разница характеров и взглядов на жизнь, но и потребность ощущать и подчёркивать свою индивидуальность, и, как следствие, свой стиль. Искренне верю, что эксплуатация именно своего видения прекрасного является одной из основ успешности всего предприятия.

Дальше - больше

Бисер набирается, продажи идут, веселимся от того, что все воспринимают нас единой личностью, отмечая при этом разницу в стилистике украшений.

У Татьяны упор на жгуты с бисером, на разнообразные трансформеры, где бисерные нити, как правило, выступают элементом украшения, даже не всегда главным. Сшибает цветом и всё тем же отсутствием комплексов «что хочу, то и пою».

У меня бисерные нити – это самоценная, основная декоративная часть колье. Я набираю их то с плавным переходом цвета, на что у Татьяны ни в жизнь терпения не хватит, то имитируя рисунок камня. С цветом стараюсь обходиться более деликатно.

Главное – не останавливаться. Соревнование новых идей продолжается:

Немного занудства

Постепенно в головах наступала ясность. Да, наши украшения покупают и в реале, и на Ярмарке. И цены понемногу поднимаем, и карты на большее число работ оплачиваем.

Но в «реале» больше востребована «сборка», особенно из камней. В «виртуале» же ценят оригинальность идеи и масштабность бисерных проектов. Именно поэтому в наших магазинах на ЯМ практически отсутствуют просто сборные украшения.

При этом в «реале», как правило, происхождение фурнитуры никого не интересует (за исключением швенз), а в «виртуале» этот фактор может стать решающим. Такую тенденцию мы объясняем большей искушённостью покупателей на Ярмарке Мастеров.

Свою «нишу» на ЯМ мы определили на границе между сборными украшениями и бисероплетением как «сборку с бисером».

Появилось понимание и относительно целевых групп, на которые следует ориентироваться. Несмотря на некоторое количество общих покупателей, наши ЦГ сильно отличаются. Полагаем, что это следствие таки разного возраста, разного характера, разного отношения к жизни. Если своих покупателей в целом я могу характеризовать как «эмоциональных», Татьянина своих – как «деловых». В этом можно убедиться, почитав наши отзывы.

Момент, когда доход от продаж сравнялся с затратами на приобретение материалов, совпал с почти полным исчерпанием ресурсов свободного места в шкафах с заветными «коробочками». Неимоверным усилием воли Хомяк был посажен на жёсткую диету, но его меню стало более изысканным.

Мы попробовали жутко дорогую, как тогда казалось, корейскую фурнитуру, а затем и американскую, и израильскую. Число пластиковых коробочек в шкафу возросло, но не намного. Это был осознанный переход от количества к качеству, приятным следствием которого стало появление новых покупателей.

Это было весело

Как мне кажется, появление первых украшений с бисерными нитями вызвало у многих недоумение: как и с чем ЭТО носить? Широко известны классические бисерные колье из низок одной длины, аккуратно лежащие вокруг шеи. А здесь пучки бисера, жгуты, бусины, камни… Да ещё и бисер намешан разноцветный! Нет, не понятно!

Для популяризации украшений с бисерными нитями мы провели ряд фотосессий с фотогеничными подругами-коллегами. Работа в качестве fashion-фотографа и стилиста оказалась не просто увлекательной и полезной, но каждая фотосессия превращалась в фееричное действо и несла море позитива.

Однажды, в 2012 году, после многочасового щёлканья затвором, разглядывая с Татьяной и Валей-моделью свежие кадры, я пошутила, что вот возьму и напишу про наши незатейливые фото-опыты!

Шутка так бы и осталась шуткой, если бы на ЯМ не случился конкурс публикаций. Поначалу идея казалось даже абсурдной. Кому будет интересна писанина новичка Ярмарки Мастеров? Но тем более удивительным оказалось внимание Сообщества к нашей публикации. И уж совершенно невероятным – результат...

Симптомы популярности

В какой-то момент мы начали задумываться, даже озадачиваться, почему не встречаем в Каталоге колье с бисерными нитями от других Мастеров, в то время как некоторые блестящие, на наш взгляд, идеи и модели других авторов активно тиражируются. Неинтересная идея? Слишком просто? Слишком сложно?

Однако постепенно колье с комбинацией бисер+бусины и бисер+жгут стали появляться. Скажу честно, поначалу наблюдать за этими процессами было довольно любопытно. Неприятные эмоции, если и возникали, то быстро трансформировались в положительные, так как после конструктивного анализа стали очевидны собственные плюсы и достижения, которые мы даже не осознавали.

И вообще, можно польстить себе тем, что известных мэтров и популярные бренды тоже с удовольствием копируют. Значит, есть в наших бисерных нитях вкусная «изюминка», такие колье интересны и желанны.

Ещё немного занудства

Со временем отношение к заимствованию наших идей установилось как довольно благодушное, особенно в тех случаях, когда имеет место, действительно, оригинальный дизайн.

А отношение к повторам наших работ -  тема не столь занимательная по сравнению с эволюцией собственных принципов отношения к чужому авторству. Так что же нам удалось «нажить непосильным трудом» чувств и мыслей в процессе регулярных дискуссий друг с другом?

  1. Следует разделять понятия «повтор работы» (именно повтор оригинального изделия из таких же или аналогичных материалов) и «заимствование идеи» (повтор формы и особенностей конструкции изделия из других материалов и/или в своём цветовом решении).
  2. Если работу легко повторить «от и до», то это, как минимум, просто скучно. А тратить время на скучные вещи нет никакого смысла, ведь жизнь так коротка...
  3. Возможно, в попытке повтора технологически и идеологически сложной работы можно найти какой-то смысл. Например, если первичен интерес по разгадыванию технологии изготовления, расшифровке схемы, подбору материалов –  эдакое спортивное хакерство, как самостоятельный вид досуга. Но в сферу наших интересов это развлечение не входит.
  4. Повторы чужой работы или заимствование идеи крайне неэтичны, если изделие предназначено для продажи. Автор потратил кучу времени на оттачивание идеи, возможно, испортил гору материалов, пока достиг желаемого результата. И те, и другие издержки заложены в цену соответствующей работы. Повтор работы или тиражирование идеи увеличивают предложение, тем самым снижая цену. Закон рынка. У Татьяны на этот счёт взгляд несколько иной: «Я не могу рассуждать об этичности этого вопроса. О том, насколько этично украсть кусок хлеба, может судить только человек, побывавший на грани голодной смерти».
  5. Случай, когда, на наш взгляд, допустимо попытаться воспользоваться чужой авторской идеей, это изготовление изделия в единичном экземпляре для себя любимой. Но не для продажи и не для похвастушек в интернете.

Все мы учились понемногу…

А как же этап обучения, когда, как говорят, принято копировать чужие работы? Лично я сильно сомневаюсь в пользе полного копирования, во всяком случае, в области бижутерии. Ведь хорошее украшение это, в первую очередь, оригинальный дизайн, и лишь во вторую – техника исполнения. Дизайн – это результат полёта фантазии, её развитию чужие работы не помогут. Техника же отрабатывается на образцах.

В нашем арсенале имеется целая полка самых разных книг по сборке украшений и бисероплетению, почетное место занимают 6 томов Creative beading от Bead&Button. Книги бумажные, не электронные копии. Часто ли мы ими пользуемся? Не помню, когда последний раз открывала. Хотя, конечно, на начальном этапе основные приёмы бисероплетения и сборки изучались и по книжкам.

По собственному опыту, единственное колье, сплетенное когда-то целиком по схеме из Creative beading, получилось хоть и очень похожим на картинку, но с точки зрения обучения не дало мне ничего. И «Плетеные бусины» были полезны именно для освоения самого принципа изготовления таких бусин. Да, одни из своих бус, пусть и с изменениями, я плела «по книжке». Но это было так скучно…

Для развития фантазии могу порекомендовать следующий способ: длительное время не смотреть никакие чужие работы ни в книжках, ни в интернете. Для того чтобы в голове появились собственные идеи, надо освободить для них место от чужих. До и после открытия магазина я несколько месяцев не заходила в каталог украшений, не разглядывала работы в коллекциях. Поверьте, это работает!

Закругляемся с буквами

Так зачем же дамам, весьма успешным в качестве научных сотрудников, вся эта возня с бусиками? Доходы от основной работе позволяют вести вполне респектабельную по меркам провинциального городка жизнь. Они же дают возможность не считать каждый доллар при покупке материалов. Поэтому, в первую очередь, бижутерия - это увлекательное времяпровождение, способ самовыражения и самоукрашения. Также бисер благотворно влияет на организм: отвлекает от дурных мыслей, успокаивает нервную систему и, как утверждает Татьяна, снижает давление.

Татьяна: «Распорядок дня и планирование предстоящих дел чудесным образом экономят время и позволяют все успеть и никуда не опоздать». Но эту премудрость я никак не могу освоить. Так и сижу по ночам с бисером…

И вообще, как можно заснуть, когда нас ждут такие волшебные шкафчики, забитые сокровищами?!

Когда обнаружилось, что плоды досуга в виде украшений не только радостно принимаются в качестве подарка подругами и коллегами, но и с удовольствием ими же покупаются, появился азарт, угадать, что же будет пользоваться большим спросом. Радость от самого факта продажи превалировала над прозой жизни, что эти несколько сотен чуть-чуть уменьшат потери, нанесенные безжалостным Хомяком.

Тот же азарт привёл нас и на Ярмарку Мастеров. В реале покупают, но это в основном знакомые дамы. А купят ли незнакомые? Да и ещё и по фотографии? Переход к виртуальным продажам был изначально проверкой себя любимых, чего наши бисерно-бусинные экзерсисы стоят на самом деле.

И только после того, как сформировалась ясная картина, что, из чего и для кого мы делаем, где и за сколько это продаём, увлекательный досуг стал приносить доход, который уже нельзя не замечать.

А что касается эмоциональной стороны, то лучше всего её передают, например, такие фразы из отзывов любимых покупателей:

- Вживую колье ещё лучше, чем на фотографии, картинка не передаёт всей прелести струящегося бисерного потока.

- Никогда не думала, что буду носить бисер, но увидела Ваши колье и «загорелась» бисером!

Находясь в плену шаблонов научно-исследовательских отчётов, не могу не попытаться завершить этот литературный «труд» выводами:

  1.       Большой женский коллектив, готовый в моральном и материальном плане «поглощать» бижутерию в практически неограниченных количествах, – это, в каком-то смысле, везение. Но работа в большом НИИ требует немалых усилий.
  2.       Много материалов – это свобода творчества, за которую нельзя не платить. При этом покупка материалов в интернет-магазинах сразу на двоих позволяет не только экономить на доставке, но и получать больший ассортимент за те же деньги.
  3.       Вдвоем придумывается в три раза больше. Или в пять?
  4.       Нет ничего невозможного для женщины с высшим техническим образованием, будь то нанизывание бусинок, в которые ни одна иголка не лезет, или изготовление коробочек для украшений.
  5.       С точки зрения сохранения индивидуальности полезно не только найти свою «нишу», но и суметь не занять чужую. При схожести многих элементов в наших колье есть и ряд таких, которые используются только кем-то одной из нас. Например, я не вяжу жгуты именно по этой причине, хотя технологию освоила.
  6.       Конкуренция – двигатель прогресса.
  7.       По возможности мы стараемся активно участвовать в жизни ЯМ. Например, год назад в качестве фотографа и модели с азартом приняли участие в фотоконкурсе «В стиле Handmade». Не пропускаем и конкурсы подарков. Татьяна регулярно выпускает мастер-классы, в том числе и по темам, далёким от бижутерии. К сожалению, из-за собственного перфекционизма я никак не закончу мастер-класс по бисерным нитям, фотографии для которого пока не устраивают качеством. Чувствую, дело закончится покупкой объектива для макро-съёмки...

Благодарны всем, кто нашёл силы и время дочитать эссе до конца!

И будем крайне признательны за Ваш голос и комментарии!

С уважением,

Татьяна Шемякина aka Tatonka

Татьяна Алексеева aka Altania

Комментарии (151)
Татьяны, добрый день! Заглянула в Вашу статью и тАк увлекала она меня! Очень интересный творческий путь, спасибо, что поделились опытом!:-) Радости и успехов во всем!!!:-)
Tatonka, Татьяна 03.09.2015

Дарья, спасибо! Приятно! :)

Вам желаем творческих успехов и процветания на ЯМ! :)

Татьяны, с большим удовольствием познакомилась с вашим творчеством. Очень интересно было читать, как все начиналось, и отрадно видеть до каких высот вы доросли! Вы - настоящие Мастера! Я всегда с большим восхищением смотрю на ваши работы!

Спасибо за красоту, что вы дарите миру! :)

Tatonka, Татьяна 28.01.2015

Александра, спасибо на добром слове! Очень приятно, что наша история оказалась интересной.

Вам желаю творческих успехов и процветания магазину! :)

Zenera My Dreams 22.01.2015

Интересно и живо написано,с удовольствием прочла и для себя нашла немало полезного.Спасибо:)

Tatonka, Татьяна 23.01.2015

Рада, что материал получился ещё и полезным :)

Спасибо большое за отзыв!

Любовь 22.01.2015

По ссылке попала на Вашу статью. Люблю легкий юмор! С ним и много буков читается легко. Большая работа проделана для этой статьи, много времени затрачено, заслуживает уважения. Я сейчас такие статьи глотаю оптом- новичек на ЯМ. У разных авторов много полезного взяла для себя. Все надо уметь и писать и шить и продавать, и фоткать( тут у меня вообще ужас, только мобилка, цвет не передает элементарно)А то,что что -то повторяем друг у друга- так ведь на одной планете живем, инет везде...НО! Обратите внимание у всех в магазинах написано повторение не возможно- а почему 1- скучно, нет азарта,2-материаллы разные у всех.3- конкуренция, ассы они и в Африке ассы, свое надо что-то..

Мои подруги мне говорят : добавь рюши, поменяй роллы на розы. возьми атласные ленты- ты ж хочешь продажи , это продается... Я говорю - да, хочу, но мне нудно. я хочу только такие аккуратненькие, не большие работы, мне они в кайф, я балдею от лоскуточков. и подбора всего этого в единое целое.. И еще к коже присматриваюсь , идеи есть, но боюсь кто-то их уже воплотил. наверное.. .мои роллы...

Спасибо, что делитесь мастера тут на ЯМ !

Tatonka, Татьяна 22.01.2015

Любовь, спасибо за отзыв! image

"Точный повтор невозможен" - во многих случаях это подстраховка, что изделие на заказ будет чуть-чуть отличаться от образца на фото, и это может послужить покупателю поводом отказаться от покупки или написать негативный отзыв. С другой стороны, пункт 1 тоже имеет место. У меня основание в отказе повторов состоит именно в отсутствии материалов для второй точно такой же работы. Ну, и скучно, конечно, делать одно и то же, даже если есть материалы подходящие.

Ваши броши очень любопытные, приятно лаконичные. Думаю, найдут свою аудиторию image И, если есть ещё свои идеи, то надо их воплощать в жизнь как можно быстрее, чтобы они остались именно Вашими image Это опыт!

Любовь, творческих и коммерческих Вам успехов! image

Любовь 22.01.2015

Спасибо, я прислушиваюсь ко всем советам тут, и не унываю! Ведь в основном я делаю для успокоения свои работы , отзывы мне тоже интересны -со стороны виднее!

Lili 15.12.2014

Это я о том, что в мире уже все придумано (где-то выше упоминался вопрос о сочетании жгута с низками) http://www.liveinternet.ru/users/4674362/post256643613/

Показать еще