Как правильно зарегистрироваться в качестве ИП

Как правильно зарегистрироваться в качестве ИП | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Много публикаций уже написано о том, что выбрать: ООО или ИП, можно ли работать без регистрации и т.д.

А вот если вы все же решили стать индивидуальным предпринимателем (ИП), как действовать? Как правильно открыть ИП?

Недавно я столкнулась с подобными вопросами, пришлось перевернуть море нормативных документов, разъяснений и законов и сегодня хочу поделиться с вами этими знаниями.

В большинстве экономически развитых стран физические лица, намеревающиеся приобрести статус предпринимателя (коммерсанта), получают его после процедуры государственной регистрации. Обычно она осуществляется путем внесения соответствующих сведений о лице в специальные государственные регистры - торговые реестры (в Германии, Франции, Японии и др.). В то же время в некоторых государствах, например, в Великобритании, регистрация индивидуальных предпринимателей в организации, ведущей торговый реестр, не является обязательной. Здесь учет граждан-коммерсантов осуществляется налоговыми органами для целей налогообложения. Законодательство Финляндии также не требует регистрации индивидуальных предпринимателей в торговом реестре.

Для того чтобы легально заниматься предпринимательской деятельностью на территории России, физическому лицу нужно пройти процедуру государственной регистрации и стать индивидуальным предпринимателем.

Из этой публикации вы узнаете:

1. Какие существуют способы регистрации индивидуального предпринимателя.

2. Какие документы потребуются.

3. В какой момент предпринимателю нужно подать уведомление о применении УСН или ЕНВД.

Порядок регистрации в качестве предпринимателя един для всех. Поэтому этот материал полезен и вам.

авторская публикация 2014

Вариант 1. Вы заполняете заявление на бумаге и подаете документы в налоговую инспекцию.

Выбор кода деятельности. Если вы решили заполнить все документы на бумаге, то для начала вам нужно определиться с видом деятельности, которым планируете заниматься. Полный список видов деятельности, разрешенных на территории РФ, указан в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, который утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст. Именно из этого документа Вам и нужно выбрать код того вида деятельности, которым будете заниматься, и желательно не один.

Почему на первоначальном этапе нужно ответственно подойти к выбору кодов ОКВЭД ?

Дело в том, что если вы уже зарегистрировались как предприниматель, осуществляющий, например, деятельность в области продажи имущества, то в дальнейшем, решив, предположим, сдавать помещения в аренду, вы снова будете вынуждены обращаться в инспекцию, чтобы внести изменения в ЕГРИП, предварительно заполнив форму № Р24001, заверив ее у нотариуса и оплатив его услуги, если не намерены подавать заявление лично в инспекцию. Все это прописано в ст. 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Отмечу, что госпошлину за государственную регистрацию изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, платить не нужно. Она взимается только за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Заполнение заявления. Следующим шагом будет заполнение заявления о регистрации индивидуального предпринимателя по форме № Р21001. Она утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ и применяется с 4 июля 2013 г. (Письмо ФНС России от 21.06.2013 № ПА-4-6/11289@). Это новая форма, которая не содержит "технических" разделов, таких как "организационно-правовая форма", "количество видов экономической деятельности" и т.п. Кроме того, в ней Вам не придется проставлять галочки и черточки (прочерки).

Бланк заявления можно взять в налоговой инспекции по месту жительства либо скачать на сайте ФНС

Заполнить заявление можно вручную или напечатать текст на компьютере, главное, чтобы не было ошибок и исправлений.

Уплата госпошлины. После того как бумаги заполнены, нужно уплатить государственную пошлину за регистрацию индивидуального предпринимателя. Величина пошлины с 2013 г. равна 800 руб. (пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Реквизиты для уплаты так же можно узнать в Вашей районной инспекции по месту жительства.

Сдача документов в инспекцию. Заполнив заявление и приложив к нему квитанцию об уплате госпошлины, можно обращаться в налоговую службу по месту жительства. Помимо заявления и квитанции об уплате госпошлины, Вам понадобятся:

- копия паспорта (все страницы);

- копия ИНН (если вы еще не получили ИНН, лучше сделать это перед подачей документов, чтобы не затягивать процедуру).

Обратите внимание! Если вы лично подаете заявление о регистрации индивидуального предпринимателя, то заверять его у нотариуса не нужно. Если же заявление подается через представителя, то потребуется нотариальное удостоверение.

Работник налоговой службы должен выдать вам расписку о том, что он принял документы.

Обычно регистрация занимает пять дней, после чего вы получите свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а также выписку из Единого госреестра предпринимателей.

За документами лучше съездить самостоятельно либо направить представителя, иначе налоговая служба перешлет вам бумаги по почте, а это дополнительные затраты времени.

Подача заявления о применении УСН или ЕНВД. После того как вы зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя, вам нужно в течение 30 календарных дней подать уведомление о переходе на УСН в ту же налоговую инспекцию по месту жительства (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Либо подать заявление о переходе уплату единого налога в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения. С 1 января 2013 г. переход на уплату единого налога на вмененный доход осуществляется на добровольной основе.

Обратите внимание: срок в 5-дневный и 30-дневный срок будет отсчитываться с того дня, как вас поставили на учет в качестве предпринимателя. Если указанное время пропустить, автоматически будет считаться, что вы применяете общий режим налогообложения, то есть исчисляете и уплачиваете НДФЛ, НДС и т.п. (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 и ст. 346.28 НК РФ, ).

Форма заявления о переходе на УСН утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Причем уведомление о переходе на УСН нужно заполнить в двух экземплярах.

Форма заявления № ЕНВД-2 о переходе на ЕНВД утверждена Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@)

На заметку. Когда в регистрации индивидуального предпринимателя могут отказать.

Отказать в регистрации предпринимателя инспекция может, если представленные вами документы заполнены неправильно или с опечатками. Также причинами могут быть не полностью собранный пакет документов либо тот факт, что вы обратились в налоговую инспекцию не по месту жительства. Также основанием для отказа в регистрации может стать судимость или банкротство, случившееся менее одного года назад (п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ).

Вариант 2. Вы регистрируете свой бизнес через сайт налоговой службы

На сайте Федеральной налоговой службы работает сервис "Регистрация индивидуальных предпринимателей". Данный сервис доступен пользователям всех субъектов РФ. Применять его несложно, достаточно поочередно заполнять графы. Сервис состоит из четырех разделов: "Идентификация", "Заполнение заявления", "Оплата госпошлины" и "Подтверждение платежа".

Оформите заявку и заполните анкету. Сначала в разделе "Идентификация" заполните базовые данные - ИНН (если вы не знаете своего ИНН, то нажмите "Узнать ИНН"), полное Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные и адрес электронной почты. Далее перед вами появится сообщение, что заявка принята и требуется время для ее рассмотрения. Примерно через 10 секунд после появления данного сообщения вас перенаправят в следующий раздел - "Заполнение заявления". Здесь вам нужно проверить правильность всех своих данных (Ф.И.О., ИНН, место рождения и т.д.), а также написать место жительства по прописке. После этого следует отметить виды деятельности, которыми вы планируете заниматься.

Уплатите госпошлину. Следующий раздел сервиса "Оплата госпошлины", ее размер также 800 руб.

Уплатить госпошлину можно по банковской карте (список банков, которые предоставляют такую возможность, указан в данном разделе) либо распечатать готовую квитанцию со всеми реквизитами и уплатить через любой банк, обратившись туда лично. Еще госпошлину можно уплатить со счета своего мобильного телефона с помощью систем онлайновых платежей.

Заключительный раздел сервиса - "Подтверждение платежа". Как только вы уплатите госпошлину, нужно ввести данные платежа и завершить оформление заявки на регистрацию индивидуального предпринимателя в режиме онлайн. Обратите внимание: если вы идете уплачивать госпошлину в банк, не закрывайте окно регистрации на компьютере, чтобы не потерять все данные, иначе придется набирать все заново.

В течение пяти рабочих дней после всех указанных действий вам на почту придет извещение о том, что заявка оформлена. А также придет уведомление о том, когда вам следует посетить вашу налоговую инспекцию для завершения регистрации в качестве предпринимателя.

Посетите налоговую инспекцию. Теперь идите в свою инспекцию за документами - свидетельством о государственной регистрации предпринимателя и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). При себе нужно иметь квитанцию об уплате госпошлины (копию и оригинал), паспорт (копию и оригинал).

Не забудьте уведомить налоговую инспекцию о выбранной Вами системе налогообложения.

Какой вариант предпочтительнее выбирать Вам.

К рассмотренным выше вариантам можно добавить еще один - регистрацию индивидуального предпринимателя с помощью компаний, которые заполняют и отправляют все документы за вас. Каким из предложенных способов воспользоваться, решать вам. У каждого есть свои плюсы и минусы.

Например, если заполнять заявку через сайт Федеральной налоговой службы, не потребуется обращаться к нотариусу, нет необходимости заполнять заявление о регистрации на бумаге, можно не ходить самому в банк, а уплатить госпошлину с помощью системы онлайновых платежей. Все максимально упрощено, автоматизировано и быстро.

Также при регистрации через сайт не нужно искать в справочных системах коды ОКВЭД. Поскольку они выбираются в процессе заполнения заявления на сайте Федеральной налоговой службы: программа сама выдает список номеров и описания видов деятельности. Вам достаточно лишь сделать свой выбор при помощи галочки. При этом сервис сам попросит вас указать основной вид деятельности. И далее основная деятельность будет выделяться жирным шрифтом. Правда, при регистрации через сайт ФНС нельзя исключать возможные технические неполадки и сбои в системе, из-за которых подача документов может затянуться.

А подавая документы на регистрацию в налоговую инспекцию, можно быть спокойным, что они точно приняты и об этом есть отметка инспектора. Но нужно быть внимательным, заполняя заявление, и не допускать ошибок и исправлений в нем.

 полезные советы

Ну вот, теперь Вы индивидуальный предприниматель, но это еще не все!

ИП обязан платить годовые фиксированные взносы в ПФР, независимо от того, ведет он деятельность или нет.

С 1 января 2014 г. изменен порядок определения фиксированного размера пенсионных взносов для предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР самозанятыми гражданами за себя, теперь определяется в зависимости от того, превысила ли величина доходов пороговую сумму в 300 тыс. руб.

Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо перечислить фиксированный платеж (п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2014 г. его размер составляет 17 328 руб. 48 коп. Расчет платежа: МРОТ (действующий на начало 2014 г.) x 12 x 26 процентов,

где:

МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ) с 1 января 2014 г. МРОТ составляет 5554 руб. в месяц;

26 процентов - тариф пенсионных взносов, установленный п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Если доходы плательщика взносов за расчетный период превысят 300 тыс. руб., то в ПФР необходимо будет перечислить указанный фиксированный платеж плюс 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Обратим внимание, что общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя плательщиками, доход которых превышает 300 000 руб., ограничена предельной величиной. Она рассчитывается исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются взносы, и тарифа, указанного в п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (26 процентов). Это предусмотрено п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. В 2014 г. указанная предельная величина составляет 138 627 руб. 84 коп. (в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ) с 1 января 2014 г. МРОТ составляет 5554 руб. в месяц).

До 1 января 2014 г. фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых предпринимателями, адвокатами и нотариусами, определялся исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. Данная сумма не менялась в зависимости от величины полученного дохода. Так, за 2013 г. такие лица должны были уплатить в ПФР за себя 32 479 руб. 20 коп.

Следует отметить, что фиксированный платеж, как и ранее, перечисляется не позднее 31 декабря текущего расчетного периода. Сумму взносов, исчисленную с дохода, превышающего 300 тыс. руб., необходимо будет уплатить не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Она направляется на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размерах, которые определяются пропорционально тарифам, установленным п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (п. 2.3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Размер дохода плательщика взносов будет определяться по правилам Налогового кодекса РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности следует суммировать. Данные правила установлены ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Необходимо отметить, что органы ПФР будут сопоставлять величину поступивших от предпринимателей и иных самозанятых лиц платежей с величиной их дохода. Информацию о доходах в ПФР будут передавать налоговые органы. Это касается как сведений, содержащихся в налоговых декларациях указанных лиц, так и данных, выявленных в рамках мероприятий налогового контроля. Соответствующие обязанности налоговых органов предусмотрены ч. 9 и 10 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Если суммы поступивших платежей пенсионных взносов не будут соответствовать сведениям о доходах, то есть будут уплачены в меньшем размере, чем следует, то органы ПФР направят таким самозанятым лицам требование об уплате недоимки, пеней и штрафов (ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Если же плательщик взносов не представит налоговую отчетность в инспекцию до окончания расчетного периода, и в связи с этим у органов ПФР не будет информации о доходах такого лица, то взносы за соответствующий расчетный период будут взысканы в фиксированном размере - исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного размера МРОТ и страхового тарифа.

Если Вы используете наемный труд.

Индивидуальные предприниматели самостоятельно регистрируются в качестве страхователей только в следующих случаях:

- в территориальном отделении ПФР - если заключили с физическим лицом трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), а также авторский договор.

- в территориальном отделении ФСС РФ - только если заключили с работником трудовой договор.

Обратите внимание!

В ФСС РФ предприниматель одновременно регистрируется в качестве страхователя по двум видам обязательного социального страхования

- на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Для регистрации вам необходимо в установленный срок подать в орган ПФР или ФСС РФ по месту своего жительства соответствующее заявление с приложением необходимых документов.

Рассмотрим подробнее, как это сделать по каждому из фондов.

1. Регистрация в отделении ПФР по месту жительства.

Срок подачи заявления - в течение 30 дней со дня заключения трудового (гражданско-правового, авторского) договора с первым работником .

См. образец заполнения заявления о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

К заявлению нужно приложить копии:

- свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или лицензии на осуществление определенных видов деятельности;

- документов, удостоверяющих личность и подтверждающих регистрацию по месту жительства (например, копию паспорта);

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- документов, подтверждающих наличие у предпринимателя наемных работников (копию трудового (гражданско-правового, авторского) договора с физическим лицом).

2. Регистрация в отделении ФСС РФ по месту жительства.

Срок подачи заявления - не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым работником

Форма заявления содержится в Приложении N 2 к Административному регламенту ФСС РФ, утвержденному Приказом Минтруда России от 25.10.2013 N 574н ,саму форму и образец заполнения  также можно в территориальном отделении ФСС.

При подаче заявления необходимо предъявить паспорт и представить копии :

- свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- трудовых книжек нанятых работников.

Обращаю ваше внимание на то, что в последующем при принятии новых работников регистрироваться в фондах уже не нужно.

Не позднее пяти дней с момента получения от вас документов органы ПФР и ФСС РФ вас зарегистрируют, о чем сообщат вам уведомлениями о регистрации. В уведомлениях будет указан ваш регистрационный номер в соответствующем фонде.

 полезная информация

Ну вот собственно и все. Благодарю за внимание. Надеюсь, что мои знания пригодятся и вам!

Комментарии (90)

Большое спасибо! Очень важный для меня материал!

Статья хорошая, информативная. Наверняка многим поможет сориентироваться и принять верное решение.

Но думаю, что многим больше помогла бы информация о налогах на доход физлица.

Lena Lehmann 25.06.2014

Благодарю автора за статью. Было бы здорово, если бы ещё продолжили налогооблажением, чтоб прям вообще в курсе быть. И отдельное спасибо всем прокомментировавшим - много нужной и интересной информации дополнительно получила. :)

Всем творческих успехов! :)

Да зарекалась бабка...

В 90г.г. имела честь быть причастной к этому или тому НК. И что от него осталось?Откройте его и под каждой статьей в каждом пункте "в редакции ФЗ от..."Так что поделиться знаниями по этому вопросу практически не возможно, это даже с погодой не сравнить,переменчив слишком.{#}

Да, очень верно подмечено. Государство-то наше первый обдиратель.

Загадка 25.06.2014

Спасибо за коментарий Lena Lehmann . {#} Я подумаю и обязательно сделаю еще 1-2 публикации по налогообложению УСН и ЕНВД

Спасибо за статью, очень много полезной информации... Но, эх, почитали бы комментарии налоговые инспекторыimage )) А квартиры здесь нелегально сдает кто нибудь? image ))) А если без шуток, то лично я для себя решила ООО, все мои знакомые из ИПэшников с позапрошлого года нововведений, перешли в ООО, может и дороже чуть в оформлении начальном, а ответственность на Ваше имущество при случае(а случается разное, может арендовали помещение в каком то центре, а по Вашей вине, пожар или еще что то ге дай Бог-квартиру продавать свою будете, чтобы расплатиться?) А все остальное по отчетностям практически одинаково, ну чеки нужно пробивать, если про штрафы, так зачем это все затеивать, если не пробивать их image Ну уставной капитал нужен -положите на счет 10000 руб и используйте его на покупку чего либо image )

мдя... судя по некоторым комментариям люди наши не привыкли честно платить налоги)) предпочитают укрыться в норке и сделать вид, что ничем не занимаются...

автору статьи большое спасибо за статью, очень полезно и для общего развития и для дела) особенно порадовало, что в ПФР теперь можно платить меньше!

Спасибо за статью! Очень актуально. Сейчас как раз прощитываю +/- ИП и ООО и подумываю о постановке на учет в центре занятости для получения суммы на открытие

Старая Мельница! В Центре занятости узнайте про специальные программы на открытие и развитие бизнеса для отдельных категорий граждан. По этой программе, под бизнес-план могут дать субсидию до 500 тыс.рублей на оборудование для бизнеса. Посмотрите и здесь dnpp.mos.ru/subsidies-for-first-time-entrepreneurs.php

Спасибо большое за совет! Буду изучать image
ВинтажЪ 23.07.2014

нет...уже отменили субсидию 500 тыс.

я только приехала из центра занятости---сказали "можно расчитывать максимально на 10.000 ---при открытии ООО"

Екатерина, не сешите с ИП.А малый бизнес при ООО это завлекаловка.Если вы не арендуете помешение у москомимущества, то все остальные преференции просто "ПШИК".

Было время юр адресом ООО можно было иметь домашний адрес, сей час не знаю.Счет в приличном банке откроют только после проверки Вашего нахождения по месту регистрации,обязанность у них такая.

В общем нюансов много.Считайте деньги и время.Так как налоговые вычеты для ИП и ООО при УСНО примерно одинаковые,бух. отчетность и фонды тоже.Ответственность разная.{#}

И если Вы не бухгалтер то еще плюсуйте на эти услуги,т.к. в Мск легче нанять когото, чем самому вникать во все ежегодные изменения и дополнения,тратить время в электронных очередях и уходить не счем.Например в ПФ на время отчетности принимают стажеров-волонтеров,они только штампик ставят и вностя в базу данные(если файл открылся), через две-три недели приходите и узнаете что отчетность не принята, и понеслось...

Открывала месяц, закрывала полгода. Прокляла все на свете.

Присоединяюсь.Отвечаете всем имуществом.А у ИП кроме личного имущества ничего и нет.Еще закон о наследстве почитайте и не забудте закон о банкротстве физ лиц.

Кассовый аппарат не нуженДорого и неудобно если у вас не розница в магазине.Есть бланки строгой отчетности,для разовых продаж удобней.

ОКВЭД выбираем по максимуму.

Например 18.2 Производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды.Т е войдут все подгруппы.18.21,18.22 и т.д,

Материал отличный.Но есть нюансы для регионов.В Мск заявление об УСНО подается одновременно с регистрацией 46 ИФНС.На учет в фонды ставит сама налоговая, а вот получать документы в фондах придется отдельно.

Ведение бух отчетности обязательно.Т.е. если раньше подавалась только декларация по УСНО, то теперь и еще бухгалтерскую отчетность вменят.НДС с этого года только в электронном виде.А это электронная подпись со всеми вытекающими.

С работниками из ПФ не вылезете.Ежеквартально.В Мск они отчет принимают,потом проверяют, а потом у Вас начинается самое интересное исравление каких-то ошибок с пршлого столетия:)А без них текущий не принимается.

С 1986г. все страньше и страньше, как говаривала Алиса.

И не спешите открывать ИП.Правильно пишут, ликвидировать замучаетесь.

Для тех ИП, кто реализует свою продукцию через интернет-магазины ( в том числе на ЯМ), работа через зарегистрированный ККМ обязательна. Полный бухгалтерский учет ( баланс, различные регистраы и т.п.) для ИП вести не обязательно, ведется Книга учета доходов и расходов, можно ее вести в электронном виде и в конце года распечатывать, сейчас даже в налоговой ее отмечать не надо. НДС ИП не платят. И зачем ИП электронная подпись не понимаю и первый раз об этом слышу. Работаю как ИП 4 год.

Есть такая пословица - кто хочет, тот ищет способы, а кто не хочет, тот ищет причины.

ККТ обойдется при покупке минимум 12000 рублей. Потом через 13 месяцев она блокируется и надо менять ЭКЛЗ.Это ещё каждый год 8000 рублей. Ещё обязаны заключить договор на техобслуживание аппарата + ещё 300 р. ежемесячно.ОНО ВАМ НАДО?! Можно использвать Бланки строгой отчётности. Одна книжка на 100 покупок. Стоит 100 рублей.

Бланк строгой отчетности для ИП запрещено использовать при реализации товаров, только при оказании услуг..

Так Вы же делаете в основном САМИ изделия, а не перепродаёте!Это считается производством и окзанием бытовых услуг. БСО однозначно. Налоговая никаких претензий предъявлять не будет.А если оплатите патент, то вообще ни ККт,ни БСО , ни бухгалтерского учёта НЕ НАДО.Но патент не выгоден конечно, его сумму на взносы в фонды не уменьшишь.

Если заявили ЕНВД, то ККТ не надо использовать. Только выдаёте товарный чек,и то если потребует покупатель.

У Вас УСНО.А есть кто на ОСНО, то они НДС сдают.Электронка по НДС это первая ласточка,прилетят и вороны.Налоговики сами запутались. ст. 334 НК. независимо от режима налогообложения, налоговая учетная политика для ИП обязательна. И ПОШЛО И ПОЕХАЛО,

Если у Вас разовые продажи то ККМ не оправдывает себя.Слишком накладно.

Бланк строгой отчетности для ИП – официальный документ, который заменяет кассовы чек для индивидуального предпринимателя или организации, которые оказывают услуги населению. Итолько в случае получения наличных денег.{#}

Загадка 25.06.2014

Надежда (naidelin) А при чем тут ст. 334 НК РФ ? Данная статья относится к Главе 26 НК Налог на добычу полезных ископаемых а не к ОСНО и УСН

Народ! В избранное забираете - так хоть лайки ставьте, а то конкурс, а вы молча утаскиваете. Нехорошо-с.

Прежде чем открываться обдумайте сто раз! В 46 налоговой в Москве напр открыться можно за одну минуту, а вот закрыться вам просто так никто не даст, пока все задолженности и пр не заплатите, с бегунком набегаетесь. Когда пенсионный был 3 копейки я тоже рукой махнула и уехала из страны не закрывшись, потом в 2008 случился кризис и бизнес мой совсем заглох, а потом в 2010 пенсионный подняли до 36000 в год и пришлось срочно все дела оставлять и лететь в Москву срочно закрываться, задолженности и пени за неск месяцев нововведений выросли как на дрожжах, и по времени, пришлось 3 недели только этим заниматься.
Загадка 24.06.2014

Когда есть полезная информация можно все + и- обдумать и сделать правильный выбор.

Lisunya Muraska 24.06.2014

Большое спасибо, что нашли время поделиться с нами информацией.{#}

Полезная статья, спасибо! Все четко и по делу! {#}

Спасибо, что делитесь ценной информацией и опытом!!! Хорошая статья!

Helen 24.06.2014

у ИП есть еще один существенный минус .

это то, что ИП отвечает по обязательствам, долгам и пр. всем своим имуществом ,в.т.ч. и личным имуществом (квартира, авто и пр.).

я бы лучше открыла ООО с упрощенкой 6 %.

есть доход - есть налоги, взносы и пр.

нет дохода - нулевые декларации.

есть, конечно и там свои минусы, но я бы ИП не открыла.

Загадка 24.06.2014

ООО тяжелее и дороже регистрировать.

ООО обязано соблюдать «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ», утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П . Наличная выручка должна сдаваться в банк, хранить ее на предприятии можно только в определенных пределах, установленных Вашим банком. Отсюда вытекает следующий минус – Вы не можете распоряжаться этой наличной выручкой просто так, по своему усмотрению. Эта выручка принадлежит не Вам, а организации. Превратить ее в свою собственность Вы можете только совершив определенные действия.

ООО обязано вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность. ИП вправе не вести бухучет, а только Книгу доходов и расходов.

На ООО, в отдельных случаях, налагаются в разы большие штрафы. Например, за непробитие чека ККМ на организацию могут наложить штраф до 40 тыс. руб., а на ИП – только до 4 тыс. руб.

ООО обязано иметь печать и расчетный счет в банке. ИП может обойтись без печати и счета, или использовать для расчетов банковский вклад (сберкнижку, карту).

Но в любом случае право выбора за каждым индивидуально.

Helen 24.06.2014

да, конечно.

это сугубо моё мнение.

просто надо всё просчитать и понять, что будет лучше и оптимальнее лично для тебя.

а для этого нужно полностью владеть информацией.

Да ООО дороже и сложнее, но в случае чего всегда можно отделаться простым банкротством, а ИП за долги могут все ЛИЧНОЕ имущество / дача,квартира, гараж, машина/ забрать. Почитайте в интернете как люди попадают с ИП

ПРОСТЫМ БАНКРОТСТВОМ вы не отделаетесь! Процедура банкротства стоит минимум 30000 рублей в месяц (зарплата арбитражного управляющего) по закону. Процедура длится минимум 1 год. Так что считайте. Даже альтернативная ликвидация обойдётся Вам минимум 50000 рублей.

Мой Чудо Дом 25.06.2014
Может на родственников самых ближайших оформить имущество, на родителей например или детей.

Очень нужная и полезная статья! {#} Спасибо огромное! Все разложено по полочкам, четко. Я думаю, когда рукоделие перерастает в маленький бизнес и уже есть стабильный доход от продаж (а не от случая к случаю), то надо регистрировать ИП.

Спасибо еще раз! В избранное и перечитывать, выделять...

Ой, ЁЁЁЁЁЁЁ!!!!!!! {#} Даже читать трудно, представляю , как это выглядит в натуре! {#}

Спасибо огромное! В избранное однозначно и изучать с карандашом в руке, фиксируя все и обдумывая!!!!!{#}

О важности Вашей статьи говорит то, что комментов 62, а в избраннрое забрали - 103!!!{#}

Загадка 24.06.2014

Спасибо!

Автору большое спасибо за статью! Ну ооочень актуально! Утащила в избранное. Буду изучать. В своё время понадеялась на наемных специалистов - открыла чёрт знает что в итоге. То не подала, сё не подала. Теперь придется самой во всем разбираться.

И совершенно согласна со словами: "Как приятно ощущать себя человеком, живущим по закону и по совести".{#}

Статья не плохая, только сдавать документы для регистрации нужно не по месту жительства, а в регистрационный центр ИФНС, и если заявление на регистрацию заполняется в ручную, его нужно заполнять гелевой ручкой черного цвета . Это не маловажная информация, которая может избавить от лишней беготни. Опять же я не увидела объяснения о выборе налоговых режимов. Ведь не все виды деятельности подходят под вмененный налог. И прежде чем сделать этот выбор, необходимо просчитать какой режим выгоден именно для конкретного человека.

И вот еще что. Если вы стоите на учете в Центре занятости и изъявите желание зарегистрировать ИП, то все расходы по регистрации ИП вам оплатят. Т.е. вы можете заключить договор с фирмой и сама никуда не бегать. Это так в Москве, как в других городах узнавайте в Центрах занятости.

Загадка 24.06.2014

Не везде есть регистрационные центры ИФНС, как правило это отдел по регистрации и учету налогоплательщиков в вашей инспекции. А разьяснения по выбору налогового режима не входят в рамки данной публикации, т.к у каждого из нас свои особенности и нюансы, да и эта тема очень емкая и переписывать тут из Налогового кодекса все виды деятельности подподающие под ЕНВД (да еще с расшифровкой коэффициентов-дефляторов К2 по каждому виду деятельности и каждому населенному пункту РФ) не вижу возможности и смысла.

Загадка 24.06.2014

Регистрация физического лица как индивидуального предпринимателя осуществляется налоговым органом по месту регистрации (прописки) физического лица. А вот как плательщик ЕНВД ИП обязан стать на учет в той ИФНС на территории которой он осуществляет данную деятельность (п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ)

Сейчас в каждом областном центре создан регистрационный центр ИФНС и регистрация проиходит именно там, а потом уже документы рассылаются в ИНФС по Вашему месту жительства/регистрации. Так что не надо сыпать статьями из налогового кодекса, если Вы этого не знаете.

Irina&K° 25.06.2014

Но документы на регистрацию Вы подаёте по месту прописки (регистрации). Не ехать же в областной центр для подачи документов))

Огромное спасибо за Ваш труд!!!

Свели все воедино, отличная шпаргалка!!! И никакого ненужного эмоционирования - за это отдельное спасибо!!!

Загадка 24.06.2014

Благодарю! {#}{#}

Можно вопрос? Где и как еще нужно регистрироваться после ИП? Каким образом на себя оформляется медицинский полис? Каким образом происходят отчисления в пенсионный фонд, налоговую и на медицинскую страховку? Банковский счет отдельный нужно заводить? я полный ноль в этом

Могу ответить на несколько вопросов.

1. Расчетный счет предпринимателю иметь не обязательно, если он вам не нужет для работы. Я использую зарегистрированную ККМ, которую необходимо зарегистрировать в Налоговой и заключить договор с обслуживающей организацией. Раз в год менять память.

2. Я выбрала упрощенку, 6:% от выручки (проще считать),сумма налога уменьшается на мои платежи в ПФ. В отдельные кварталы ( я плачу ежеквартально) суммы налога вообще не возникает.

3. Реквизиты для оплаты беру в ПФ ежегодно,т.к. постоянно меняются то КБК , то еще что-то.

Конечно, это дополнительная работа все эти отчеты и оплаты, но я составила график и вывесила на видное место . Трудностей никаких, главное не забыть.

Как приятно ощущать себя человеком, живущим по закону и по совести.

Согласны!

ЕСЛИ ваш доход (чистая прибыль)менее 100. 000 рублей и Вы работаете еще где-то, то открывать не резон.

Отчисления в ПФ,налоговую, мед страх + ККМ с обслуживанием+обслуживание банковского счета (ежемесячные списания комиссии за операции)+ составление отчетности если вы не умеет то либо платите или учитесь, а это время.

Была ИП.(сидела с детьми,не работала,шила дома).Зарабатывала "на булавки",не больше 50.000 в год.Но в многодетной семье и это хорошо. Сначала налоги были приемлемыми,но постепенно стали повышаться.В налоговой -9 процентов от заработанного или 15 от дохода.Но это ничего.В пенсионном фонде вообще обнаглели.Прислали мне задолженность за 2013 г. -32.000 +пени.За 2012 - 16.000.В-общем заплатила я около 80.000(см. доход) и еще должна 5.000 пени.Тут же закрыла ИП.Это удовольствие для действительно Больших доходов.

Екатерина! А почему во время не платили в ПФ, это же ваш пенсионный стаж и будущая пенсия.

Hm-home 24.06.2014

А потому, что в нашем государстве могут нарисовать налоги на ровном месте, например как в 13м году нарисовали 36 тыс обязаловки и привет... ИП из неризиновой может и не заметили, а в райцентрах и областях это треть годового дохода... поэтому в 13м закрылась такая куча ИП шников, что ужасть.. вот и получилось, что человек оформивший ИП и не следивший за налоговыми обязательствами (с детьми был занят, например, надеялся, что раз поступлений нет то и налогов немного) внезапно обнаруживал, что должен государству на ровном месте...

поэтому открытие ИП - тот еще риск...

и да, забыли еще упомянуть, хендмейдер который скромно торгует своими поделками никому не нужен, а вот он же, но сначало оформивший ИП, а потом закрывший - уже может привлечь внимание ибо занимался коммерцией, вдруг вчерную все еще торгует...

Ну и про будующую пенсию - совсем смешно, достаточно глянуть на очереди пенсионеров на почте, которые по 3-4 суток там дежурят в ожидании денег копеек в кассе...

Загадка 24.06.2014

"36 тысяч обязаловки" как Вы пишите это не НАЛОГИ! а размер фиксированного взноса на обязательное пенсионное страхование действовавший до 1 января 2014 г. и не 36 000 а 32 479 руб. 20 коп.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

А если Вы оформили ИП, заведомо не собираясь заниматься предпринимательством, лишь для формирования стажа для пенсии, то тут уж извините, Вы сами виноваты. Пенсионный стаж в РФ сейчас формируется в том случае, если Вы платите пенсионные взносы (либо их за Вас платит работодатель). Незнание законов не освобождает от ответственности.

Мой Чудо Дом 25.06.2014
Вот недавно была озвучена инициатива, чтобы те кто шьет или стрижет или еще что дома создает платили бы символическую сумму в казну, типа патента и работали бы таким образом легально. Но соль в том, чтобы всплыли все "нелегально" работающие и проверить их на доходы. И не докажешь,что не работаешь, умения они ведь не исчезают. Так и будут караулить, только покажись )))
Загадка 24.06.2014

Екатерина! Налоги это налоги! А взносы на обязательное пенсионное страхование это взносы в ПФ РФ, и к налогам они не имеют отношения! Не путайте!!!! ФНС и ПФР разные ведомства.

Hm-home 24.06.2014

Это вы не путайте =) Были деньги - нету денег, а какая из госконтор их получила - дело десятое... в нашей стране каждые 50 лет меняют налоговое законодательство, так что бы постаревшие за время предыдущих налоговых схем вновь оказались у разбитого корыта, поэтому никто еще так и не увидел кровно заработанных...

ЗЫ вспомнились : Из обсуждения отмены накопительной части пенсии на Хабре:
Just123i: А что за «лотерея» с софинансированием, не подскажете?
edwardspec: Вы дарите государству 12 тысяч, а за это оно само себе дарит 12 тысяч. Видите, как выгодно. (с)

ЗЗЫ и да, скатывание ответов в плоскость - вы сами виноваты - очень помогли тысячам людей, которые внезапно стали должны 36 тыс просто так...

ЗЗЗЫ Я не говорю - не регистрируйте ИП никогда, я говорю - это дополнительные риски и вполне ощутимые издержки. Если вы не готовы к ним или не до конца разобрались с минусами ИП - не ломитесь оформлять, может выйти боком.

Загадка 24.06.2014

Да Бога ради! Не платите Вы эти 36000. Если Вам безразличны названия и смысл "госконтор" то о чем можно говорить? Взносы в ПФР это Ваша будущая пенсия и пенсионный стаж. Нет взносов - нет стажа и пенсия будет минимальная.

А за софинансирование ,если Вам интересно, пойдите в отделение ПФР и узнайте. Хотя с такими рассуждениями "Вы дарите государству 12 тысяч, а за это оно само себе дарит 12 тысяч. Видите, как выгодно" Вам я думаю это ни к чему. Все равно вы негативно ко всему настроены. Повторюсь еще раз - незнание законов не освобождает от ответственности! Если Вы открыли ИП и преспокойно сели дома, считая что все: стаж идет, деятельности нет, подавать декларации нулевые не обязательно, Вы не правы. От обязанности подавать даже нулевые декларации Вас как ИП никто не освобождал и расчеты с пенсионным тоже никто не отменял.

Hm-home 24.06.2014

Да причем тут стаж? на кой черт он мне нужен?

Открыл ИП, до тех пор пока ваша годовая прибыль ниже 36 тысяч - вы работаете в убыток, и толку мне с той пенсии если ребенок хочет есть сейчас? И уж имея 36 тыс*20 лет я обеспечу свою старость куда лучше, чем государство... даже тупо положив их в банк - на выходе получите ту же пенсию(+проценты до пенсионного возраста),и после смерти дети ваши эти деньги из банка получат, а в случае пенсии эти деньги "простят"...

Загадка 24.06.2014

Дело Ваше. Сейчас Вы говорите: " Да причем тут стаж? на кой черт он мне нужен?" а потом, когда придет время пенсии Вы будете думать по другому и ходить и трепать нервы работникам ПФР потому, что минимальная социальная пенсия Вас не устроит "Государство мне обязано платить больше!" А с чего???????

Можно накопить деньги в банке. Но где гарантия что комерческий банк не лопнет к тому времени.

Helen 24.06.2014

а представьте, что к моменту выхода на пенсию," случится" новая пенсионная реформа ?

которая с помощью каких-нибудь уменьшающих коэффициэнтов сведет все пенсионные накопления к минимуму?

будет еще обидней.

Hm-home 24.06.2014

а так оно и будет, к бабке не ходи =)

Рассказывают по радио , что теперича будут пенсионные "баллы". То есть отдаешь ты деньги , а начисляют баллы.

Потом ,видимо, на сковородку обменяем или на этого, котенка в кружке..

Hm-home 24.06.2014

Вы серьезно? Коммерческий банк не один, деньги бывают не только в рублях, накопленные деньги можно использовать на покупку комнаты, а в старости сдавать ее в аренду, даже пусть 16 тыс(деньги в ПФР в 14м году) пущенные на образование ребенка через 20 лет дадут гораздо больший бонус по сравнению с гос. пенсией...

Поэтому... если регистрация ИП не является необходимостью/не принесут дополнительный доход и ваши доходы сопоставимы с налогами/взносами - стоит подумать, а так ли оно нужно...

Извините, а Вы случайно не работник пенсионного фонда?

Загадка 25.06.2014

Нет, я к пенсионному фонду не имею отношения. Ну разве что как обычный бухгалтер.

А на фига открывать ИП если ваша прибыль будет заведомо ниже 36 тысяч В ГОД?!!!! О чем надо думать?!

ИП - постоянный бизнес, а не хобби. А бизнес предполагает постоянный доход. А доход предполагает налоги и взносы в ПФ.

Загадка 25.06.2014

В том-то все и дело. У нас люди сначала откроют ИП, и потом задумываются : "А чем бы таким заняться? А может и ничем, пусть ИП существует на всякий случай, потом когда-нибудь пригодится. Вот только потом, когда начинает предъявлять требования пенсионный и налоговая начинают возмущаться. Не принято у нас все сначала узнать, разобраться, с карандашом и листом бумаги просчитать и решить стоит или нет заморачиваться.

Мой Чудо Дом 25.06.2014
Открывая ИП люди просто хотят спать спокойно, работать по-правильному, но сумма взносов Пфр действительно не маленькая,если продается небольшой и недорогой товар и продажи не так часты. Может имело бы смысл сделать взносы зависимыми от дохода, пропорциональными что-ли.

Уважаемая Загадка, я понимаю что Вы выложили эту статью для конкурса, но человеку не разбирающемуся в бух. учете, сложно правильно оценить ситуацию. Вы например ни написали, что если вдруг человек зарегистрировавшийся в качестве ИП, не приведи Господь, забудет подать декларацию или подаст но не в срок, то штраф будет 1000 руб, даже в том случае если это нулевая декларация. Вот Вы здесь рассуждаете, что налоги и взносы в пенсионный фонд, это совершенно разные вещи. Но извините, а какая разница в этом предпринимателю? Ведь платить надо обязательно, а если Вы не будете платить, то Вашу задолженность посчитают, обложат пенями и передадут на взыскание судебным приставам и если у Вас нечем платить, то взыщут за счет имущества. И не надо здесь распаляться по поводу пенсионных отчислений и заботы о стаже. Я 7 лет была предпринимателем, и извините знаю всю изнанку этого. За то что я приняла работника, заплатила за него налоги и подала отчетность, но не успела подать сообщение о работнике. Меня в ФСС хотели оштрафовать на 20000 руб, но я отвоевала этот штраф, т.к. уже 18 лет работаю глав. бухом, и заплатила 5000 руб. В пенсионном фонде у нас оказались люди понимающие и все обошлось благополучно. А по поводу стажа хочу сказать, вот что, если Вы заболеете, это Ваши проблемы, если уйдете в декрет, будут вести расчет пособия исходя из минималки (как неработающим женщинам). И за все то время что я была ИП, прибавка к пенсии составит только 12 руб в год. Если бы я не была в свое время такой глупой и честной, и складывала налоги в банку, сейчас набралась бы значительная сумма. Так что прежде чем так рьяно отстаивать, то о чем Вы мало имеете представления, задумайтесь о том что налоговая система у КАРАТЕЛЬНАЯ. И нужно прежде сто раз подумать, если Вы решили открыть ИП.

claYarn 25.06.2014

Эти выплаты позиционируют как заботу об ИП, а то как же они, бедняжки, без больничных и пенсий... А мне например непонятно, почему я должна обязательно платить в эти фонды, если у меня есть официальная работа, с которой на больничные-пенсии и так отлисляется всё, что положено. Если бы надо было платить только налог, я бы зарегистрировалась даже с нынешними небольшими доходами и спала спокойно, как в той рекламе.

ВОООТ ОНО.З А Д А В И Л И . ОТ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ,ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ДО ИП.С 1986г еще с перестройки прошла ВСЕ.ЗАКРЫЛА.ОНО МНЕ НАДО КОРМИТЬ КОГО-ТО.А ПЕНСИЯ БУДЕТ ПО СТАРОСТИ.Год рождения до 1967.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

Публикация хорошая!Материал изложен доступно,понятно и логично.И если вы по профессии не юрист, то хотела бы отметить,что статья написана юридически грамотно.А уж пригодится она кому - нубудь или нет, каждый решает сам.Вы никого не агитируете этой статьей и это хотелось бы отметить.Немало читала "пугалок " на сайтах рукоделия о необходимости оформлять свои отношения с государством)))А ваша статья как шкаргалочка для тех кто решитьпо своей инициативе эти отношения оформить)Спасибо за публикацию!

Загадка 24.06.2014

Благодарю за отзыв. Да, я не агитирую а рассказываю как сделать все правильно и грамотно. Можно конечно воспользоваться услугами аудиторских фирм - все за тебя сделают, только приди заплати и получи документы. Но! Это дополнительные расходы, которых можно избежать.

{#}Я не юрист, но по образованию я бухгалтер-экономист.{#}

Спасибо за подробную информацию, очень полезная публикация.

VERGA (kuprinakseniya) 24.06.2014

Спасибо. Актуально.

Olga-art-flower 24.06.2014

Спасибо за публикацию, спасибо за труд, который вы проделали, что бы собрать все воедино!!!

Оно Вам надо ?!!! {#}

Загадка 24.06.2014

Надо. Зачастую мы действуем в слепую и все наши ошибки от незнания законов, а также своих прав и обязанностей. Если Вам Юлия это не надо, то другим возможно информация пригодится, ведь открывают (или не открывают) ИП не только те кто на ЯМ.

Ага , конечно !!! Жила я себе преспокойненько , ни во что не дула ... На тебе , ИП оформила . Теперь на мне долг висит , что мне за год не заработать , и письма из суда пачками . А так всё зашибись , все довольны и счастливы ! Главное - всё по закону !

Когда ж Вы поумнеете , люди ?!!! Только дураки учатся на своих ошибках .

А я и не отрицаю , да , полная дура !

Юлия, поделитесь, пожалуйста, в личку, что у Вас за проблемы возникли!

А почему в личку. Всем интересно узнать, за что подают в суд на ИП и тем более выносится обвинительное решение. Раз уж сказали "а", скажите пожалуйста и "б".

А автору огромное спасибо за статью.

Согласны с Вами.

При определенном уровне доходов и частых продажах обязательно надо, иначе как отчитываться о своих доходах?

По большому счету это конечно головная боль и некоторые ошибки на первых порах, серьезные дополнительные расходы. Но, опять же, если есть определенный поток денежных средств, за них нужно будет отчитываться и платить налоги...

Я оформила, когда появился определенный уровень дохода.

Если же рукоделие лишь хобби и продажи редки, то и оформлять ничего не нужно{#}

Загадка 24.06.2014

Согласна! Можно заниматься например торговлей в розницу, а рукоделие хобби.

Ну я не занимаюсь какой-то дополнительной торговлей, а только продаю плоды своего художественного творчества... И доходы в разные периоды разные, но в целом случайными продажами это уже не назовешь, большинство работ можно купить, поэтому это уже и предпринимательская деятельность, наряду с творческой{#}

Было время, когда продажи были редкими и доходы совсем небольшие, тогда об открытии ИП задумываться не было возможности, просто не с чего было бы платить страховые взносы.

Статья может быть ОЧЕНЬ полезной для тех, кто задумывается об оформлении! Спасибо!

Мой Чудо Дом 25.06.2014
А какой ОКВЭД вы установили при регистрации, если не секрет? image Вы скорее всего не только на ЯМ продаете свои произведения?

Только тут, в контакте и с личного сайта. Т.е. через интернет, в оффлайне очень мало продано работ, так как я не особо веду выставочную деятельность по семейным обстоятельствам, но собираюсь в будущем!

оквэдов несколько, нужно глянуть по документам, но точно есть - Деятельность в области искусства и розничная торговля, осуществляемая через интернет.

А еще что-то по реализации сувенирной продукции ( этот оквэд для продажи открыток и принтов на выствках-ярмарках завела на всякий случай)

Так что их совсем немного у меня)

Мой Чудо Дом 25.06.2014
Благодарю за подробностьimage