"Помогите определить камень": шпаргалка

Сегодня так звёзды совпали — решилась я поднять животрепещущий вопрос о камнях, так горячо любимых многими. Холодно-прекрасные, так уютно-тяжело лежащие в руках и притягивающие взгляд. Кто может с уверенностью сказать, что ни разу его не затронула манящая красота камней? Не думаю, что есть равнодушные.

Так уж сложилось, что с давних пор мы используем камни в рукоделии. Кто-то их продаёт, кто-то покупает. И всё чаще возникают из небытья темы с заголовком: "Помогите определить, что за камень". В лучшем случае в теме содержится фотография, где не всегда можно даже цвет определить, не говоря уже об остальных признаках камней. Так как же быть?

Конечно, хорошо, когда настольной книгой тех, кто занимается украшениями из натуральных камней, являются "Основы минералогии". Но чаще фразы типа: "тригональная сингония, дитригонально-скаленоэдрический вид симметрии" способны вызвать панический ужас у неспециалистов, и это понятно — не всем же нам быть геологами, геммологами и минералогами. Да это и не нужно. Давайте немного разберёмся с теми определителями, которые всегда есть у нас под рукой.

минералы, флюорит

Для начала хотелось бы отметить: многие книги, претендующие на звание "определителей" с названиями типа: "Камни и их свойства", я бы настоятельно не рекомендовала приобретать. Как-то не так давно одна милейшая леди присылала мне фотографию обложки её любимой книги про камни, и что же я увидела? Ярчайший, красивейший опал на обложке.. лазуритово-синий! Хорошо его покрасили, душевно так! Эх, жаль, картинку не сохранила.

Но вернёмся к нашим "баранам".

Поскольку охватить весь курс минералогии геолфака в одной статье нереально, я попытаюсь дать вам ряд инструментов-признаков, своеобразную шпаргалку, которая. надеюсь, немного облегчит жиизнь тем, кто в этом заинтересован.

Представьте себе, что перед вами два камушка: один из них аметист, а второй — флюорит. Как отличить? Вокруг них и будем строить наше дальнейшее повествование.

определение минералов

камни

Что мы делаем первым делом? Когда у нас есть примерное название той красивой бусинки, которую наш хомяк затребовал себе в закрома после посещения магазина материалов, отталкиваемся от него. Здесь хотелось бы заметить, что почти у любого камня есть, помимо минералогического названия, ещё куча местных (данных рабочими на месторождении, например), коммерческих и устаревших названий. И очень часто это всего лишь дань "поэтическому настроению" называвшего — так, например, раухтопаз — совсем не топаз, а кварц). Поэтому смотрим в википедии синонимы и свойства камня изучаем уже по минералогическому названию, а не по поэзии.

Набираем в гугле: флюорит. Поиск нам выдаёт сто-о-олько всего! Первое желание: броситься рассматривать картинки, не правда ли? Боремся с собой и смотрим текстовую информацию. Открываем ссылку не "целебные свойства", не "фото/ описание" и прочую шелуху. Открываем статью в википедии. Сколько я их просмотрела — откровенные ляпы на глаза не попадались, а вот в обычных статьях — полно!

Открыли? Чудесно. Первый взгляд не на текст, не на картинки, а на заветную табличку в левом углу — это самое первейшее и ценное, что нас должно интересовать.

определение камнейшкала мооса

И давайте смотреть, что мы из этой таблички можем вытащить, не грузя себя гигантским количеством терминологии.

1) Сингония. В нашем случае бесполезный показатель — бусины продаются в огранке, посмотреть под микроскопом мы не можем ничего, да и терминологии там — мама не горюй! Пропускаем.

Во взятом нами примере флюорит/аметист геолог на этом и остановился бы — кубическая форма кристалла чётко показала бы, где флюорит. Но мы рассматриваем ситуацию, когда не имеем геологического образования.

2) Цвет. Один из самых доступных нам показателей. Читаем внимательно. Нефрит не бывает голубым, обсидиан — розовым и тд. (к сожалению, реальные примеры с ЯМа).

Во взятом нами примере флюорит/аметист цвет похож.

3) Цвет черты. Очень интересный и вполне проверяемый показатель — цвет минерала в порошке. Для его определения нужна фарфоровая неглазированная, не лакированная и тд поверхность. В геологии используются пластинки из фарфора, имеющие очаровательное название "бисквит" (в студенческой среде более известен, как "пИченька")

Как работает: берём камушек, и с нажимом проводим им по фарфору. Почти чёрный гематит, например. имеет вишнёво-красную черту.

минералогия

А если мы проводим кусочком бирюзы по фарфору и видим не белую черту, а зелёную — перед вами не камень, а дитя лако-красочной промышленности!

Во взятом нами примере флюорит/аметист цвет черты одинаковый.

4) Блеск. В нашем случае чаще всего бесполезный показатель — блеск смотрится на свежем сколе и для его определения нужен намётанный глаз. Пропускаем.

5) Твёрдость. Один из важнейших показателей, которым очень многие пренебрегают — а ведь он для нас — спасение!

Твёрдость минералов геологи определяют по так называемой шкале Мооса. Вот так это выглядело у нас в студенчестве (на последнем месте, десятым, идёт алмаз, но по понятным причинам его студентам не выдавали:

шпаргалка по камням

Принцип: взяты 10 эталонных минералов с определённой твёрдостью. Минерал с более высокой твёрдостью царапает минералы более мягкие. Минералы с одинаковой твёрдостью царапают друг друга.

Как это может работать в нашем случае: я не призываю вас купить 10 минералов! Достаточно одного — кусочка кварца. Быть может, заваляется у вас среди мешка бусин, купленных на вес, одна с трещиной, или колотая, или ещё с каким дефектом — не выбрасывайте её, оставьте для эталона (убедившись, что это именно кварц).

Во взятом нами примере флюорит/аметист твёрдость флюорита 4, аметиста -— 7. Берём кусочек кварца и царапаем первый минерал. И видим, что кварц отлично царапает флюорит, с лёгкостью. А вот флюорит не оставляет никаких следов на кварце. Всё. Определили, что есть что! 

Комплекс признаков: цвет, цвет черты, твёрдость оказался достаточным, чтобы отличить флюорит от аметиста, не зная, что такое тригональная сингония!

Так чудесно можно отличить крашеный кальцит от множества минералов, за которые его выдают — просто поцарапать кварцем!

Для определения твёрдости иногда советуют царапать ногтем, ножом, стеклом... Но стоит отдавать себе отчёт, что и ногти у всех разные, и сталь ножа может быть разной, а твёрдость стекла сильно зависит от примесей (6-7 где-то). При подозрении на крашеный кальцит можно смело использовать — он не должен поцарапать стекло).

6) Спайность. Для нас мало полезный показатель, если только вы не пожалеете бусину и аккуратно её расколете молотком. Причём бусина должна быть большая. Врядли вы согласитесь на такое варварство.

Спайность — грубо говоря способность расколоться в строго определённом направлении и в определённой форме. Определяется по градации совершенная/несовершенная (хорошо выражена/не выражена).

цвет камня

Совершенная спайность по кубу у галенита

7) Излом. Для нас мало полезный показатель по тем же причинам. И тем не менее, на один излом я хотела бы обратить внимание - на раковистый. Очень характерный признак, его ни с чем не спутаешь — напоминает раковину. Морион, кремень, аметист, опал..

8) Плотность. По весу можно сориентироваться, пластик перед вами или камень. Но вряд ли больше. Показатель преломления — для нас бесполезен.

9) Полезная информация может быть в тексте описания. Например, если вы читаете про чароит, стоит обратить внимание на то, что в мире есть всего лишь одно месторождение этого чудесного камня. Соответственно, он не может продаваться по 10р за связку.

твёрдость камня

Есть так же характерные признаки: иризация например (такое красивущее сияние) у лабрадорита (которое, к слову, довольно тяжело подловить в бусине)

хризопраз

Подведём итоги.

Смотрим, за что выдают купленный (или только присматриваемый) камень. Читаем про него в вики - если это не минералогическое название, а ювелирное/местное/торговое - читаем про минералогическое. Как это понять? Например. набираем так любимый и много где продаваемый в последнее время хризопраз.

Вики: "Хризопраз — полудрагоценный и поделочный камень, разновидность кварца и халцедона..."

Идём читать про кварц и халцедон, свойства хризопраза будут аналогичными. Читаем дальше: "Цвет камня обычно яблочно-зелёный, но может варьироваться до тёмно-зелёного и голубовато-зелёного. Хризопраз представляет собой скрытокристаллический агрегат, то есть он состоит из неразличимых невооружённым глазом мелких кристаллических зёрен, видимых только под микроскопом". Делаем вывод — зеленая прозрачная бусина хризопразом быть не может. А теперь вспомните, сколько их продаётся? Вооот...

К чему я всё это пишу? К тому, что можно конечно бездумно покупать все красивые камушки, делать из них красивые вещи и радоваться. Но если заявлено название камней, быть может, имеет смысл удостовериться, что камни-то именно те?

P.S. Заглянув ко мне в магазин, кто-то может возмутиться — мол, декупажем занимается, а про камни тут пытается что-то рассказывать. Немного успокою — я геолог. Жаль, что уже ушедший из профессии, но амнезия пока ещё не посетила! Привет из карьеров семилетней давности!

аметист

Надеюсь, что-то полезное из статьи почерпнуть можно. Многое в ней упрощено.

Всем хорошего настроения и отличных праздников!

С наилучшими пожеланиями, ваша Гелла.

Комментарии (44)
Fiery Fighter Jewelry 01.07.2016
Спасибо!
Герома (Geroma) 14.01.2016

Спасибо огромное за статью, очень много интересного!

Своенравная 10.01.2015

Анастасия, я понимаю, утомило Вас уже благодарить в ответ на наши благодарности, поэтому лично мне можете не отвечать. Потому что столько восторженных отзывов - ответить всем, на любимое хобби времени не останется. )))

Но не могу удержаться. Тоже свою "спасибу" сказать хочу. Очень интересная статья, и, как показала жизнь, нужная. Иногда бывает обидно, когда на твои любимые, подаренные доченькой бусики, кто-то небрежно кривится: "ну какие ж это аметисты, вы что???"

Был у меня недавно такой казус. Худо, что при дочери такое сказали, расстроилась она. Хотя я сама бусики люблю не за ценность камней, а за то, что доча с любовью выбирала.

Но теперь она впросак не попадёт. Хотя, ликбез Ваш ещё бы почитала - часть вторую, к примеру. Вон Вы как с Михаилом хорошо обсуждали, было интересно.

Спасибо Вам ещё раз

Да не за что. Было бы на пользу)
Настёна 28.08.2014

и от меня спасибо. Знаю про все махинации продавцов "натуральных" бус давно, в "Севе" бывала сама, и противно было видеть этих оптовиков, скупающих килограммами разноцветные стекляшки, которые они потом перепродают в переходах у метро с ценниками, на которых значатся уже громкие названия полудрагоценных камней по ценам, соответствующим названиям, но никак не качеству.
А мне важна справедливая цена, а не громкое имя камня. Если мне подходит цвет кабошона или бусины, мне неважно - агат ли это крашеный или вовсе стекло обычное. Но цену, продавец, изволь назначать честную.
И ещё. Все продавцы многочисленных интернет-шаражек мило общаются до тех пор, пока не заводишь разговор про "чем они могут доказать натуральность вот этой идеально прозрачной бусины, например, аквамарина, которая стоит у них диких денег, и на фото - целая вязанка.{#}

Спасибо! Статья очень полезная и интересная статья

Рада, что не зря писала)

Анастасия, спасибо за статью!

Информация в ней важна и, что важно, очень доступна для понимания и применения{#}

Ваши работы очаровательны, особенно впечатлили коллекционные книги!

Желаю Вам творческого счастья!

Спасибо! {#}

Zombie's Mammy 13.06.2014

Статья отличная, прочитала с огромным удовольствием, хотя с камнями не работаю и не особенно интересуюсь) Вот что значит хороший слог и интерес к теме, Вы молодец!{#}

Благодарю)

Анастасия, какая же Вы молодчина!

{#}

Благодарю) Лишь бы на пользу)

Спасибо за статью! Прекрасный текст, понятный любому непрофессионалу. Если бы еще где-то разрешали проверять камни на твердость и цвет черты... Мне пока такие лояльные продавцы не попадались.

Спасибо еще раз. Приятно было встретить коллегу. Я окончила МГРИ (только ооочень давно).

Тайком, под прилавком {#}

А если серьёзно, я уже говорила - при покупке камней по одному да, сложно и жалко царапать. А при покупке бусин из камня, собранных в нитки - на одной можно и попробовать)

И да, радость от встречи взаимна {#}

Tatiana Popova"nn 12.06.2014

Спасибо! Интересно....

УкрашеНика 12.06.2014

Анастасия, спасибо, с интересом прочитала.

А за какие минералы любят выдавать кальцит?

Флюорит и аметист я определила правильно на глаз, может, повезло{#}. Сегодня дивилась в одном китайском магазине на описание разных лотов флюорита: в одном случае материал бусин был указан как crystal, во втором -kvarz, в третьем - fluorit. На вид - отличалась только форма,. думай, что хочешь{#}. Крыша едет от их странных агатов и крашеного жадеита...

Честно говоря, я видела огромное количество самых разных вариантов)) Список займет часика два, если составлять))
Михаил 12.06.2014

Флюорит бы ещё не вредно радиометром проверят, бывает радиоактивным. Не сильно, но всё одно неприятно.image )

Спасибо! Видна рука профессионала!

Спасибо)

А где взять "пИченьку" или "бисквит"?

Ксения, а вот это надо думать. Может, что придёт в голову)) У меня-то с университетских времён остался кусочек)

Подойдёт любой кусок относительно плоского непокрытого фарфора

Михаил 12.06.2014

Любой скол фаянса или фарфора. С фаянсом вероятнее, изделия массивнее, поэтому скол шире.image )

Ксения, переверните дешевую китайскую кружку кверху дном. Ободок обычно шершавый и достаточно плоский, чтобы чертить по нему.

Просто здОрово! Спасибо большое : и за информацию -ооооочень нужную,и за красивую,легкую "подачу" этой самой информации{#}...

Рада, что информация и способ её подачи пришлись по душе)

Autore Galina 12.06.2014

Понравилась статья!{#}Спасибо image

+1000000000!!! {#}

Tori Jewelery 12.06.2014

Спасибо,думаю многим мастерам в помощь!{#}{#}

В помощь и писалось =)
Анна (Lady Anna) 12.06.2014

Прекрасная статья. Толковая!

Благодарю. Старалась максимально упростить.. Вот только с хризопразом задумалась что-то XD
Совершенно офигенная статья, прям круто-круто! И спасибо-спасибо! image )
На здоровье) Рада, что не зря писала
Marina Scrap 12.06.2014

Спасибо! В камнях не разбираюсь, зато теперь знаю, как их различать image

Не за что)
Alissoutache 12.06.2014
Большое спасибо! И правда, очень полезно! Но я вот, как полный лох, не поняла бы, что в предложении "Хризопраз представляет собой скрытокристаллический агрегат, то есть он состоит из неразличимых невооружённым глазом мелких кристаллических зёрен, видимых только под микроскопом" содержится информация, что камень не может быть прозрачнымimage
Упс) Расшифрую)) Если камень состоит из мелких зерен - как он может быть прозрачным? Насыпьте в стакан сахар - и стакан перестанет быть прозрачным)) А скрытокристаллический - это просто размер кристаллов. Например, аметист и флюорит в примере выше - крупнокристаллические. Мелкокристаллические - это как плотная склеенная масса из отвердевшей манки, например. Ну а скрыто- кристаллы видны под микроскопом в шлифе -тонком срезе с камня
Михаил 12.06.2014

Немножко добавлю: у стекла твёрдость примерно 5, 6 - у свинцового стекла, такое идёт на стразы, посему можно не учитывать. )

Цвет черты использовать можно, теретически, только вряд ли вам это позволит продавец, если камень уже обработан, почему-то нервно на такие идеи реагируют. ) А уж в изделии - тем более. ) Видел как-то изделия с цитрином, которые продавались как жёлтые топазы. От предложения камни немножко поцарапать, продавец стал малость буйным. ) Примерно в таком стиле...

Хризопраз, даже на одной пластине, может переходить от тёмно-зелёного до почти белого цвета.

Прозрачным не бывает, а вот полупрозрачным иногда бывает, редко правда. )) И голубоватым бывает, практически без зелени, попадался такой из Танзании. )

Нефрит... Голубым не бывает. А вот жадеит как-то раз нашли, мало правда и выгребли моментально всю "линзу", но продавали его как нефрит. Химический состав одинаковый, отличаются только структурой, это лучше с увеличительным стеклом смотреть, нефрит волокнистый и это обычно видно, особенно если с лупой и под ярким светом. А так цвет нефрита гулять прилично может, от почти чёрного до белого и оранжевого.

Вот оранжевого у меня нет, добывают его мало, в Китае и США, стоит дорого и в продаже я его не видел, по крайней мере сырьём. Да и белый кончился. )

Ленинградский Горный, как я понимаю? Только практики в Крыму у вас уже не было? image )

Все верно пишите, Михаил, согласна)) По поводу черты - если мастерицы покупают бусины на вес или связкой, то ничто не мешает черту проверить на одной)) А продавцы да, иногда пугают)) 3 курса Горного, потом перешла на геолфак СПбГУ, там поинтереснее) В Крым не ездили - Горный этот полигон давно продал, к сожалению. Вместо него Карельский полигон+Новгородский Ильмень
Михаил 12.06.2014

Понятно. Ну с бусами у вас своя специфика, я камень в булыжниках покупать стараюсь, так оно надёжнее, лучше сам обработаю. Лунник, правда, так не привозят, приходится перешлифовывать кабошоны от индусов, а то ручки у них кривые очень часто.image )

На счёт того, что в универе интереснее, спорить не буду, раньше было наоборот, но сейчас Горным рулит Литвиненко, личность специфическая, пересекались в студенчестве, карьерист, лицемер и жлоб, так что всё может быть.

А вот Крым жалко, хоть и учебная практика там была, но воспоминаний потом надолго хватало. image ) И все курсы завлекали бутылкой коньяка любому, кто в тамошних мергелях фауну найдёт. Наверное так сами и выпили.image )

Я же писала статью для мастериц-рукодельниц, поэтому специфика присутствует. Врядли кто-то из девушек-крафтеров будет обрабатывать булыжники) Про Литвиненко лучше промолчу. Чтобы очень уж далеко и матерно не отходить от темы статьи))
Михаил 12.06.2014

image )) Не будем грустном... Хотя Горный жалко. Какой институт был замечательный... Надо же было такого урода ректором поставить?

А для мастериц можно ещё добавить: хорошего природного сырья мало, стоит оно дорого, вырезать бездефектный кабошон хорошего качества - уже проблема, пускать такое сырьё на бусы... В приципе можно, но очень дорого. Тот же полупрозрачный хризопраз, без дефектов, травяной зелени, небольшой кабошон - под сотню евро. Можно прикинуть примерную стоимость бус.image ) С остальными камнями примерно в том же духе. Так что ежели предлагают качественные дешёвые природные камни на бусы, значит одно слово, перечисляющее их достоинства, явно лишнее. image )

Нефрит нарезать можно, камень позволяет, отшлифовать можно, но вот полировать уже верёвка. Либо будет матовый, либо полировать долго, нудно и на алмазном порошке. И дорого, и долго, правда тогда будет зеркальная полировка.image ) Но вот что бы дёшево... Сомневаюсь я. image )

Alissoutache 13.06.2014
Уффф, спасибоimage Надо все-таки по-немножку повышать уровень своих знаний в данном вопросе!